Разработка иллюстративного материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема наглядного представления специально отобранного технического знания рождает особый язык — язык методической деятельности. Еще не так давно считалось, что слово педагога яв¬ляется универсальным средством обучения. Однако в процессе обучения словесное описание технической идеи обнаруживает свою невыразительность и громоздкость. Слово не обладает нагляднос¬тью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охва-тить все элементы конструкции и подробно раскрыть физический принцип действия устройства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Классификация методов обучения…………………………………….....4
1.1 Словесный метод обучения……………………………………………….6-11
1.2 Наглядный метод обучения……………………………………………...11-13
2 Дидактические средства профессионального обучения…………...14
2.1 Функции дидактических средств………………………………………..14-15
2.2 Классификация дидактических средств………………………………...15-18
2.3 Особенности применения некоторых традиционных дидактических средств…...........................................................................................................19-21
2.4 Современная оргтехника для учебного процесса……………………...22-23
3 Разработка комплекта презентационного материала по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования, тема: «Алгоритмы и программы»………………......................................................................24
3.1 План - конспект урока теоретического обучения……………………...24-34
3.2 Средства наглядности, применяемые на занятии……………………...35-36
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………..38
Приложение 1. Слайды «Свойства алгоритма»……………………………..39
Приложение 2. Плакат «Основные элементы блок схем»………………….40
Приложение 3. Плакат «Виды алгоритмов. Линейный алгоритм»………...41
Приложение 4. Плакат «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм»..42
Приложение 5. Плакат «Виды алгоритмов. Циклический алгоритм»……..43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая -выл.docx

— 548.21 Кб (Скачать файл)

К числу наиболее типичных постановок вопросов можно  отнести следующие:

  • вопросы, оживляющие в памяти учащихся прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы обрабатывали такую-то деталь?»; «Из какого материала изготовлена режущая часть инструмента, которым обрабатывается деталь?» и т. п.);
  • вопросы, предназначенные для формирования понятий, установления связей между фактами, явлениями и процессами («Назовите виды и причины брака при нарезании наружной метрической резьбы плашкой»; «В чем сходство и в чем различие вашего резца и резца, применяемого новатором?» и т.п.);
  • вопросы, направленные на практическое применение знаний («Какая скорость резания является наивыгоднейшей для данного случая?» и т.п.).

Обычно беседа проводится с применением технической  и справочной литературы, технических средств обучения, которые фрагментарно иллюстрируют обсуждаемые вопросы.

Особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопросов. Такая беседа, в отличие от сообщающей и воспроизводящей, называется эвристической. Она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу учащихся. Путем сопоставления фактов и логических рассуждений они сами приходят к новым выводам.

 

1.2 Наглядный метод  обучения.

Так в методологии принято называть совокупность действий педагога, которая состоит в показе учащимся предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков.

При демонстрации (показе) производственных процессов у учащихся формируется эталон трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Опыт убеждает, что показ как метод производственного обучения способствует созданию у обучаемых четкого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действия, приема, операции). Применение данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучении.

В процессе показа мастер сообщает учащимся о том, что  он намерен показать; объясняет каждое свое движение и действие; подчеркивает его назначение; сопровождает показ демонстрацией при необходимости соответствующих плакатов и других наглядных пособий.

Здесь хочется  предупредить молодых педагогов  о самой распространенной дидактической ошибке. Мастер нередко упускает из вида, что для себя он повторяет прием в сотый и тысячный раз, а ученик его видит впервые. Важно представлять себе затруднения, которые может испытывать обучаемый, каким бы простым ни казался демонстрируемый прием мастеру. Очень важно при этом не дать проявиться чувству неудовольствия действиями учащегося. И напротив, проявить понимание ситуации, терпение к возможным неловкостям в повторении приема, спокойно и доброжелательно подправляя, вселяя в своего воспитанника уверенность. В конечном итоге у учащегося все получится, но отношение к нему на этом периоде освоения профессии, гуманность мастера станут залогом подлинных человеческих отношений в коллективе группы.

Демонстрация  относится к числу методов, имеющих  особую ценность для учебного процесса, но ее эффективность во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

  • нужно информировать учащихся, что они будут наблюдать и с какой целью; что из показанного они должны будут повторить;
  • наблюдение должно быть организовано так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
  • демонстрация должна позволить учащимся воспринимать предмет по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения (например, ощутить шероховатость поверхности);
  • в ходе показа нужно стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
  • наблюдение должно позволить учащимся познавать предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую примерную методику:

  • показ трудового процесса в рабочем темпе;
  • показ его в замедленном темпе;
  • показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, а при необходимости — изолированный показ отдельных сложных движений;
  • заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
  • проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Молодые педагоги при демонстрации могут невольно допустить ошибки, снижающие эффективность показа. Приведем некоторые из них.

  1. Внимание учащихся обращается на несколько моментов одновременно. Вследствие этого они не в состоянии сосредоточить внимание, не могут точно и полно воспроизводить показанное. Следует в определенной логической последовательности переключать внимание с одного момента на другой.
  2. Объяснение мастера не совпадает с тем, что в данное время он показывает. Например, включается теоретический материал, отвлекающий внимание учащихся от показываемых приемов работы, проводятся аналогии с другими приемами, говорится о предыдущих упражнениях и т.п. Во время демонстрации трудового приема любое пояснение уместно лишь в той мере, в какой оно непосредственно улучшает восприятие показываемого. Если в виде исключения надо пояснить что-нибудь, не связанное непосредственно с демонстрируемым приемом, необходимо прервать показ.

3. Речь мастера во время  показа не должна быть многословной, так как в процессе демонстрации всякое пояснение имеет лишь вспомогательное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Необходимым компонентом  правильно построенного занятия  по производственному обучению являются дидактические средства. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются мастер и учащиеся для более эффективной реализации задач образования.

Использование дидактических  средств при обучении по специальности — непременное условие учебно-воспитательного процесса.

 

2.1. Функции дидактических  средств

Ученые-педагоги считают дидактические средства необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности. Дидактические средства дают материал ц форме впечатлений и представлений, на которые опираются косвенное сознание, мыслительная деятельность, а также разного рода учебно-практическая. Подчеркнем: дидактическими средствами являются как все предметы реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми педагог воздействует на зрение, слух, осязание и учащихся.

Польский ученый И.Зборовский предложил классифицировать обучающие средства в соответствии с тем, какие функции они выполняют в процессе обучения:

служат  непосредственному познанию учениками  определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

являются  средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);

представляют  собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

Перечисленные функции  дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых видеосредств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р. Фуш, К. Кроль и др.), и расширение их функций. Дидактическим средствам нового поколения соответствуют такие функции:

мотивационная (значительно повышается интерес к предмету);

информационная (актуализируется передача информации);

оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

Понятно, что  и эти функции выступают вместе как слагаемые, образуют структуры; вместе с тем информационная функция в любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминирующую роль.

 

2.2. Классификация  дидактических средств.

Существуют различные  классификации дидактических средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный.

Научные исследования последних лет (Институт новых технологий образования) показали: люди усваивают 20 % услышанного и 30 % увиденного. Но запоминают более 50 % того, что видели и слышали одновременно. В арсенал дидактических средств педагога профессионального обучения могут входить такие приспособления и устройства.

Доски: для работы мелом, магнитные, монтажные, специальные (перфорированные), фланелевые, световые (проекторы письма, позволяющие рисовать и писать на обычной бумаге не отходя от стола (учащиеся видят увеличенное изображение на экране), и др.

Устройства  для светопроекции: проекторы неподвижных изображений (эпидиаскопы), проекторы немого кино (большинство — для пленки 8 мм), оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения (кодоскопы), специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства, оптические экраны и др.), вспомогательные устройства типа бегущей строки, затемнения и т.п.

Устройства  для записи и воспроизведения  звука: системы для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.).

Аудиовизуальная техника: видеофоны, проекторы звукового кино, диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, учебное телевидение в замкнутой системе.

Дидактические машины: устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы типа КИСИ и др.), тренировочные устройства и симуляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства (например, стенд-машины для изучения работы оборудования с ЧПУ) и т.п.

Копировальная, множительная техника для воспроизведения  текстов и образов: ротапринты, ксероксы, фотокопирующие устройства.

Приемные  устройства средств массовой информации: радио, телевидение.

Электронные цифровые машины: ЭЦМ общего назначения, электронные цифровые дидактические машины.

Научно-информационная техника: устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные карточки.

Комплексные учебники и программированные тексты: для обучения традиционными методами; для программированного обучения.

Аппаратура  объемного изображения: стереопроекторы, стерео-кинопроекторы, голография.

Обобщая систему  дидактических средств, которыми может  пользоваться педагог, мы возвратимся к уже упомянутому ранее разделению по характеру их чувственного воздействия.

Визуальные  средства включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы (черно-белые и цвет ные), символы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении. Особенно ценно, если у педагога есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Визуальные средства помогают уяснить ход производственного процесса, его стадии (технологические карты). Когда мастер во время инструктажа последовательно накладывает друг на друга кодограммы, на каждой из которых показываются изменения, происходящие в процессе обработки, то постепенно формирующийся образ становится необычайно запоминающимся.


Аудиальные средства обучения имеют более ограниченное применение при производственном обучении, чем на уроках иностранных языков, литературы, при формировании музыкальной культуры. Однако, например, преподавая автодело, педагог имеет возможность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправного двигателя и характерными сбоями, «фальшью» в звучании разладившегося мотора. Добавим: открытия последних лет показывают, что металлы перед разрушением издают «предсмертные вздохи». Прослушав эти интригующие звуки в сочетании с рассказом о пределах прочности на растяжение или сжатие различных материалов, учащиеся могут получить необычайное по силе впечатление.

Огромную роль в производственном обучении могут  сыграть аудиовизуальные средства. Они оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора — зрительный и слуховой, — они привлекательны в преподавании практически всех разделов и тем.

Учебный звуковой фильм (видеофильм) закрепляет представления о предметах, явлениях, процессах, позволяет показывать их неоднократно. В этом заключены немалые дидактические достоинства, так как педагог получает возможность концентрировать внимание учащихся на процессах, не доступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния (даже показывать межкристаллитные явления), показывать процесс в ускоренном или замедленном течении, наглядно представлять его средствами мультипликации и т.д.

Информация о работе Разработка иллюстративного материала