Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать и определить особенности разработки лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Объект исследования: разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

Содержание

Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1. Анализ состояния проблемы разработки лабораторно-практических работ в научной литературе
Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий в процессе преподавания предмета профессионального цикла с учащимися учреждений СПО………………………………………......6
Особенности проведения лабораторно-практических занятий с учащимися учреждений СПО………………………………………......9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла
2.1. Дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки учащихся учреждений СПО………………………………………………….16
2.2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО………………………………………………...19
2.3. Лабораторно-практические работы в процессе преподавания предметов профессионального цикла……………………………….………21
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Беспалов).doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по методике профессионального образования

Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...............3

Глава 1. Анализ состояния проблемы разработки лабораторно-практических работ в научной литературе

    1. Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий в процессе преподавания предмета профессионального цикла с учащимися учреждений СПО………………………………………......6
    2. Особенности проведения лабораторно-практических занятий с учащимися учреждений СПО………………………………………......9

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15

Глава 2. Экспериментальная работа по разработке лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла

2.1. Дидактические функции лабораторных  работ в  системе подготовки  учащихся учреждений СПО………………………………………………….16

2.2. Рекомендации по оформлению  лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО………………………………………………...19

2.3. Лабораторно-практические работы в процессе преподавания предметов профессионального цикла……………………………….………21

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………........33

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Методика преподавания предметов профессионального цикла постоянно развивается, что находит отражение в практике работы учреждений СПО. Появляются усовершенствованные программы, где все большее внимание уделяется развивающему обучению. Чтобы выпускники учреждений СПО были готовы к любым изменениям в учебных программах, необходимо в процессе учебы знакомиться с возможными перспективами развития методики преподавания предметов профессионального цикла. Теоретическая подготовка должна соответствовать требованиям практики сегодняшнего дня и даже опережать их.

Лабораторно-практические занятия - один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии. Они придают материалу, полученному на лекциях, профессионально-педагогическую направленность с тем, чтобы учащийся мог всю эту информацию самостоятельно усвоить и трансформировать теоретические знания в практические умения и навыки во время практических и лабораторных занятий, активных педагогических практик.

Следовательно, это и порождает противоречие между необходимостью составления рекомендаций по оформлению лабораторно-практических работ в процессе преподавания предмета профессионального цикла и недостаточным вниманием, уделяемым этому вопросу на практике.

Из данного противоречия вытекает проблема необходимости обучения учащихся учреждений СПО оформлению и интерпретации лабораторно-практических работ в процессе преподавания предмета профессионального цикла для повышения уровня профессионального образования учащихся учреждений СПО.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая значимость для современного профессионального образования послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла».

Цель исследования: проанализировать и определить особенности разработки лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

Объект исследования: разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

Предмет исследования: функции лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть лабораторно-практические занятия как форму организации занятий с учащимися СПО.
  3. Выявить особенности проведения лабораторно-практических занятий с учащимися СПО.
  4. Проанализировать дидактические функции лабораторных работ в  системе подготовки учащихся  СПО.
  5. Разработать рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в результате экспериментальной работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

    1. Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий в процессе преподавания предмета профессионального цикла

 

Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий - одна из форм организации педагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета).

Лабораторно-практические занятия – метод обучения, при котором учащиеся под руководством педагога или самостоятельно выполняют практическую работу и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Цель лабораторных занятий – практическое освоение учащимися научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой.

Наиболее характерной их чертой является организация самостоятельной работы учащихся, которая проводится под руководством преподавателя. На этих занятиях используются различные приборы, инструменты, установки, технические средства, материалы и т.д. В процессе выполнения лабораторных работ научная информация поступает к учащимся при участии большого числа анализаторов, особенно кожно-двигательных. При методически правильной организации лабораторные занятия способствуют развитию мышления учащихся, интеграции мыслительной и практической деятельности будущих рабочих, овладению учащимися экспериментальным методом исследования (умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).

Лабораторно-практическое занятие состоит из следующих этапов: вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему предстоящих действий); самостоятельная работа (учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты); заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения и результаты работы у учащихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения).

На лабораторных и практических занятиях используются инструкционные карты, однако их применение не должно мешать проявлению самостоятельности учащихся. С этой целью рекомендуется поручать учащимся самостоятельную разработку планов проведения опытов, предлагать им отобрать необходимые приборы, определить последовательность выполнения работы и т.д.

В последнее время стали проводиться интегративные лабораторно-практические занятия, в подготовке и реализации которых участвуют несколько педагогов. Лабораторные работы в профессиональной школе делятся на виды: фронтальные лабораторные работы (по физике, химии и т.д.) и практикумы (по физике, биологии, географии, некоторым общетехническим предметам). При фронтальных лабораторных работах все учащиеся выполняют одно и то же задание, тематика которых должна соответствовать содержанию учебного материала по теме. Практикумы и практические занятия проводятся при завершении изучения крупной темы, раздела программы, в конце полугодия или учебного года. Они имеют, как правило, повторительно-обобщающий характер, предоставляют учащимся заметно большую самостоятельность, создают больше возможностей для реализации взаимосвязи общего и профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности проведения  лабораторно-практических занятий  с учащимися учреждений СПО

 

Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Соприкосновение теории и опыта, осуществляющееся в учебной лаборатории, активизирует познавательную деятельность учащихся, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует детальному и прочному усвоению учебной информации. Работа в лабораториях требует от учащихся творческой инициативы, самостоятельности в принимаемых решениях, глубокого знания и понимания учебного материала.

Лабораторные занятия активизируют работу учащихся над изучаемым предметом. Общеизвестно, что наиболее интенсивная и ритмичная работа в течение семестра проводится учащимися по тем дисциплинам, по которым имеются лабораторные занятия.

Благодаря лабораторным занятиям учащиеся лучше усваивают программный материал, так как в процессе выполнения лабораторных работ многие расчеты и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными: при этом выявляется множество таких деталей, о которых учащиеся раньше не имели никакого представления, а между тем они содействуют уяснению сложных вопросов науки. Словом, соприкосновение теории и опыта, происходящее в лаборатории, не только содействует усвоению учебного материала, но и развивает определенным образом мышление, придавая ему активный характер. Кроме курсового и дипломного проектирования, ни одна из форм учебной работы не требует от учащихся такого проявления инициативы, как работа в лабораториях.

В большинстве лабораторных работ учащимся предоставляется возможность стать "сооткрывателем истины", что благоприятно сказывается на развитии познавательного интереса.

Реализуя функции экспериментального подтверждения и разъяснения теоретических положений учебного курса, лабораторный практикум по учебному предмету должен быть тесно увязан с лекциями и семинарскими занятиями, служить их активной творческой иллюстрацией. Задача принципиального значения: обеспечение единства всех практикумов и отдельных лабораторных работ по научному уровню, методологии, используемой аппаратуре и приборам, исследовательскому характеру. В решении этой задачи следует идти по пути создания унифицированных лабораторных комплексов, концентрирующих новейшую аппаратуру и ее модели, отвечающих современным требованиям к методике и технике эксперимента, рассчитанных на применение ПЭВМ и обеспечивающих овладение учащимися приемами автоматизации исследований и новейшими методами обработки экспериментальных данных.

Таким образом, главное направление совершенствования лабораторных работ в учреждениях СПО определяется необходимостью создания целой системы занятий, обеспечивающей формирование в стенах вуза специалиста, владеющего исследовательским аппаратом в соответствующей практической сфере.  

Лабораторные занятия так же, как и все другие виды аудиторной практической учебной работы, во все большей мере приобретают характер учебно-исследовательской деятельности. Это означает, что, помимо практической отработки изучаемого материала, занятия развивают творческую инициативу учащихся, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивые профессиональные интересы. Ориентация практической подготовки учащихся в указанном направлении тесно связана с моделированием реальной производственной деятельности будущих специалистов, с реализацией в методическом построении практических занятий принципов проблемного обучения. В итоге создаются условия для воспроизведения в ходе занятия сложных управленческих ситуаций, которые современный высококвалифицированный специалист должен решать эффективно в условиях острого дефицита времени.

Лабораторные занятия по разным учебным предметам имеют различное назначение и различный характер. Особенности их постановки применительно к каждому учебному предмету, естественно, могут быть учтены только при разработке методик преподавания соответствующих предметов, методик руководства лабораторными занятиями. Здесь же представляется возможным и целесообразным сделать попытку выявить только самые общие, наиболее распространенные особенности лабораторных занятий общепедагогического характера, свойственные большинству требующих экспериментов предметов.

Информация о работе Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла