Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 08:08, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и определить особенности разработки лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Объект исследования: разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1. Анализ состояния проблемы разработки лабораторно-практических работ в научной литературе
Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий в процессе преподавания предмета профессионального цикла с учащимися учреждений СПО………………………………………......6
Особенности проведения лабораторно-практических занятий с учащимися учреждений СПО………………………………………......9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла
2.1. Дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки учащихся учреждений СПО………………………………………………….16
2.2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО………………………………………………...19
2.3. Лабораторно-практические работы в процессе преподавания предметов профессионального цикла……………………………….………21
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………
Большое значение имеет правильная методическая организация лабораторных занятий, причем успех дела нередко зависит от выработавшейся в вузе системы организации, установившихся требований и положительных учебных традиций, которые обычно присутствуют в лабораторных занятиях. Сама обстановка занятий должна организующе действовать на учащихся и вызывать у них желание творчески работать.
Психологически очень важно создать для учащихся и такие условия, в которых совершенно нет места беспокойству и тревоге за возможные неудачи экспериментирования. В лаборатории всегда должен действовать здоровый стимул, поддерживаемый руководителем занятий, который бы непрерывно направлял учащихся на поиски наилучших решений поставленной задачи. Учащемуся всегда должна сопутствовать уверенность в успешном выполнении работы, подкрепляемая его собственной инициативой, желанием творчески трудиться, находчивостью и сообразительностью в соединении с хорошей предварительной теоретической подготовкой.
Так как в организации занятий принимает участие учебно-вспомогательный персонал, он не только должен знать технику дела, но и обладать определенной педагогической подготовкой. Каждый лаборант должен понимать, чем, когда и как следует помочь учащемуся и в каких случаях "помощь" может принести вред.
В самом деле, если, например, лаборант предоставит в распоряжение учащегося одну из ранее выполненных схем проведения эксперимента, в то время как основной его задачей является самостоятельная разработка такой схемы, - естественно, это будет не помощь, а явный вред для учащегося. Правильное отношение учебно-вспомогательного персонала к учебной работе достигается настойчиво проводимой преподавателями воспитательной работы среди лаборантов и других сотрудников.
Лабораторные работы могут выполняться после прохождения всего теоретического курса (последовательный метод) или одновременно с его изучением (параллельный метод). Организационно они могут быть фронтальными (когда все учащиеся выполняют одну и ту же работу) или групповыми (когда учащиеся разделены на небольшие группы из 2-5 человек, выполняющие разные работы). Для выбора метода и организационных форм проведения лабораторных работ следует провести всесторонний анализ их достоинств с учетом конкретных возможностей данного учебного заведения.
Вопросы планирования и организации работы учебной лаборатории имеют самостоятельное значение и должны тесно увязываться с учебным процессом и перспективами развития лаборатории. Успешное планирование возможно, когда учебная лаборатория создана как самостоятельная единица по дисциплине или по двум-трем дисциплинам. В случае объединения предметов при правильном подходе можно достигнуть положительного эффекта, так как концентрация имеющегося оборудования позволит более полно использовать его в учебном процессе вместе с отведенными под лабораторию помещениями. Наличие самостоятельной учебной лаборатории повышает научный уровень лабораторных работ, а также позволяет содержать оборудование всегда в состоянии полной готовности к проведению занятий.
Лабораторию необходимо постоянно развивать. Развитие ее учебной материальной базы можно вести по двум направлениям: приобретая выпускаемое промышленностью оборудование и разрабатывая и изготовляя отдельные установки своими силами. При этом второе направление решает не только задачу пополнения учебной материально-технической базы, но и является хорошим объектом для экспериментальной научно-исследовательской работы учащихся.
Таким образом, учащиеся участвуют в полном цикле создания изделия (от идеи до его полного завершения и установки на рабочем месте) в учебной лаборатории.
Лабораторные работы необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать, а иногда и заменять новыми, более полезными, интересными и современными.
Содержание и внешний вид лаборатории должны соответствовать требованиям технической эстетики: необходимо тщательно и красиво оформить установки и рабочие места (это воспитывает у учащихся культуру работы), можно использовать так называемую методическую раскраску установок (объект исследования выделен красным, силовой поток - синей линией и т.д.); очень полезно разработать к каждой лабораторной установке наглядный, методический плакат, на котором были бы образно изложены суть работы, ее идея, методы реализации и ожидаемые результаты, т.е. цель и задачи.
Тематика лабораторно-практических работ по курсу условно включает в себя три направления (уровня).
• Ознакомительные лабораторные работы, имеющие целью изучение образцов конструкций редукторов, разработку, сборку и регулировку элементов зацеплений и подшипников, измерение отдельных деталей и определение основных параметров редукторов и сравнение их со стандартными. При ознакомлении с реальными промышленными образцами редукторов учащиеся усваивают конструкции объектов для будущего проектирования, что обеспечивает сравнимость проектировочных расчетов с прототипом промышленного изделия.
Выводы по 1 главе
Проведя анализ литературы по теме исследования, можно сказать, что:
Лабораторно-практические занятия – метод обучения, при котором учащиеся под руководством педагога или самостоятельно выполняют практическую работу и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.
Цель лабораторных занятий – практическое освоение учащимися учреждений СПО научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой.
Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ИХ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
2.1. Дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки учащихся учреждений СПО
Лабораторные работы обеспечивают один из важнейших принципов дидактики - принцип связи теории с практикой. При этой форме подготовки специалиста могут быть практически учтены все изменения в программах, отражающие новые достижения в области науки и техники, а также методические рекомендации, построенные на изучении передового педагогического опыта. Лабораторные занятия имеют большое воспитательное значение, способствуют развитию мышления и приобретению профессиональной уверенности.
Лабораторно-практические работы, развивая у учащихся учреждений СПО познавательные и конструкторские способности, наблюдательность, внимание, навыки самостоятельных решений педагогических проблем, которые возникают ежеминутно в быстро меняющейся ситуации урока, являются серьезным инструментом профессиональной подготовки. Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что в достижении хорошей профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:
Таким образом, лабораторные занятия таят в себе большие резервы для творческой самостоятельности учащихся учреждений СПО. Кроме того, у них формируются умения и навыки по организации и постановке лабораторных работ в соответствии с программой трудового обучения, конструированию и разработке технологии изготовления изделий и объектов труда. И, как результат, знания, полученные при выполнении лабораторно-практических работ, помогут до минимума сократить срок адаптации молодого учителя в первоначальный период работы в школе.
2.2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО
Считаем полезным дать следующие рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ.
К выводу предъявляются особые требования. Он должен отражать результаты самостоятельной работы учащегося. Ценно отразить в выводе возникшие предложения и замечания к методике преподавания отдельных тем, разделов, к учебным школьным материалам, к методической и учебной литературе и т.д.
3. При оформлении лабораторно-
4. Умение аккуратно, качественно оформлять документацию является профессионально важным. Поэтому лабораторно-практические работы должны оформляться с использованием чертежных инструментов в соответствии с рекомендациями, приведенными выше.
2.3. Лабораторно-практические
работы в процессе
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цели работы:
- научиться анализировать методическую,
учебную и научно-
популярную литературу;
- изучить основную учебно-
Справочно-информационный блок.
Материальная база, местные условия, уровень подготовки учащихся учреждений СПО различны, а в трудовом обучении многое определяется этими факторами. Поэтому учитель, изучив учебно-методическую литературу, должен проанализировать ее, к рекомендациям отнестись критически, оценивая их с точки зрения возможностей, а полученными знаниями пользоваться творчески.
Учебная литература требует критического подхода. Но ее применение на уроках профессионального цикла не просто желательно, а необходимо.
Есть несколько доводов в пользу этого.
Формируемая на уроках профессионального цикла наряду с системой практических умений и навыков система знаний, относящихся к области машиноведения, материаловедения, технологии обработки конструкционных материалов, включает целый ряд понятий. При отсутствии учебных пособий на их конспектирование теряется много времени.
Учебное пособие позволяет более глубоко ознакомить учащихся учреждений СПО с техническими сведениями, о которых учитель, в связи с дефицитом времени, на уроке упоминает мимоходом.
Технологическая дисциплина и высокий уровень качества продукции достигаются при выполнении производственных заданий по учебно-технической документации, прежде всего чертежу изделия и технологической карте его изготовления. Если учебно-техническая документация содержится в учебном пособии, эти трудности исчезают.
При высоком качестве иллюстраций учебного пособия их дидактическая ценность способствует уяснению технологических и технических особенностей производственных процессов.
Таким образом, от будущего учителя требуется вдумчивое отношение к отбору и использованию литературы в своей работе, и этим в основном определяются указанные выше цели настоящей работы.
Задание.
Ознакомиться с рекомендуемым списком методической и учебной литературы. Выбрать и обосновать выбор учебного пособия, которое будет использовано на занятиях по предмету профессионального цикла.