Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать и определить особенности разработки лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Объект исследования: разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

Содержание

Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1. Анализ состояния проблемы разработки лабораторно-практических работ в научной литературе
Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий в процессе преподавания предмета профессионального цикла с учащимися учреждений СПО………………………………………......6
Особенности проведения лабораторно-практических занятий с учащимися учреждений СПО………………………………………......9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла
2.1. Дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки учащихся учреждений СПО………………………………………………….16
2.2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО………………………………………………...19
2.3. Лабораторно-практические работы в процессе преподавания предметов профессионального цикла……………………………….………21
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Беспалов).doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет правильная методическая организация лабораторных занятий, причем успех дела нередко зависит от выработавшейся в вузе системы организации, установившихся требований и положительных учебных традиций, которые обычно присутствуют в лабораторных занятиях. Сама обстановка занятий должна организующе действовать на учащихся и вызывать у них желание творчески работать.

Психологически очень важно создать для учащихся и такие условия, в которых совершенно нет места беспокойству и тревоге за возможные неудачи экспериментирования. В лаборатории всегда должен действовать здоровый стимул, поддерживаемый руководителем занятий, который бы непрерывно направлял учащихся на поиски наилучших решений поставленной задачи. Учащемуся всегда должна сопутствовать уверенность в успешном выполнении работы, подкрепляемая его собственной инициативой, желанием творчески трудиться, находчивостью и сообразительностью в соединении с хорошей предварительной теоретической подготовкой.

Так как в организации занятий принимает участие учебно-вспомогательный персонал, он не только должен знать технику дела, но и обладать определенной педагогической подготовкой. Каждый лаборант должен понимать, чем, когда и как следует помочь учащемуся и в каких случаях "помощь" может принести вред.

В самом деле, если, например, лаборант предоставит в распоряжение учащегося одну из ранее выполненных схем проведения эксперимента, в то время как основной его задачей является самостоятельная разработка такой схемы, - естественно, это будет не помощь, а явный вред для учащегося. Правильное отношение учебно-вспомогательного персонала к учебной работе достигается настойчиво проводимой преподавателями воспитательной работы среди лаборантов и других сотрудников.

Лабораторные работы могут выполняться после прохождения всего теоретического курса (последовательный метод) или одновременно с его изучением (параллельный метод). Организационно они могут быть фронтальными (когда все учащиеся выполняют одну и ту же работу) или групповыми (когда учащиеся разделены на небольшие группы из 2-5 человек, выполняющие разные работы). Для выбора метода и организационных форм проведения лабораторных работ следует провести всесторонний анализ их достоинств с учетом конкретных возможностей данного учебного заведения.

Вопросы планирования и организации работы учебной лаборатории имеют самостоятельное значение и должны тесно увязываться с учебным процессом и перспективами развития лаборатории. Успешное планирование возможно, когда учебная лаборатория создана как самостоятельная единица по дисциплине или по двум-трем дисциплинам. В случае объединения предметов при правильном подходе можно достигнуть положительного эффекта, так как концентрация  имеющегося оборудования позволит более полно использовать его в учебном процессе вместе с отведенными под лабораторию помещениями. Наличие самостоятельной учебной лаборатории повышает научный уровень лабораторных работ, а также позволяет содержать оборудование всегда в состоянии полной готовности к проведению занятий.

Лабораторию необходимо постоянно развивать. Развитие ее учебной материальной базы можно вести по двум направлениям: приобретая выпускаемое промышленностью оборудование и разрабатывая и изготовляя отдельные установки своими силами. При этом второе направление решает не только задачу пополнения учебной материально-технической базы, но и является хорошим объектом для экспериментальной научно-исследовательской работы учащихся.

Таким образом, учащиеся участвуют в полном цикле создания изделия (от идеи до его полного завершения и установки на рабочем месте) в учебной лаборатории.

Лабораторные работы необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать, а иногда и заменять новыми, более полезными, интересными и современными.

Содержание и внешний вид лаборатории должны соответствовать требованиям технической эстетики: необходимо тщательно и красиво оформить установки и рабочие места (это воспитывает у учащихся культуру работы), можно использовать так называемую методическую раскраску установок (объект исследования выделен красным, силовой поток - синей линией и т.д.); очень полезно разработать к каждой лабораторной установке наглядный, методический плакат, на котором были бы образно изложены суть работы, ее идея, методы реализации и ожидаемые результаты, т.е. цель и задачи.

Тематика лабораторно-практических работ по курсу условно включает в себя три направления (уровня).

• Ознакомительные лабораторные работы, имеющие целью изучение образцов конструкций редукторов, разработку, сборку и регулировку элементов зацеплений и подшипников, измерение отдельных деталей и определение основных параметров редукторов и сравнение их со стандартными. При ознакомлении с реальными промышленными образцами редукторов учащиеся усваивают конструкции объектов для будущего проектирования, что обеспечивает сравнимость проектировочных расчетов с прототипом промышленного изделия.

  • Экспериментальные лабораторные работы, цель которых - определение отдельных характеристик на достоверность эксперимента расчетным данным.
  • Проблемно-поисковые лабораторные работы, направленные на 
    формирование и развитие самостоятельности и технического 
    творческого мышления учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

Проведя анализ литературы по теме исследования, можно сказать, что:

Лабораторно-практические занятия – метод обучения, при котором учащиеся под руководством педагога или самостоятельно выполняют практическую работу и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Цель лабораторных занятий – практическое освоение учащимися учреждений СПО научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой.

Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ИХ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

2.1. Дидактические функции  лабораторных работ в  системе подготовки учащихся учреждений СПО

 

Лабораторные работы обеспечивают один из важнейших принципов дидактики - принцип связи теории с практикой. При этой форме подготовки специалиста могут быть практически учтены все изменения в программах, отражающие новые достижения в области науки и техники, а также методические рекомендации, построенные на изучении передового педагогического опыта. Лабораторные занятия имеют большое воспитательное значение, способствуют развитию мышления и приобретению профессиональной уверенности.

Лабораторно-практические работы, развивая у учащихся учреждений СПО познавательные и конструкторские способности, наблюдательность, внимание, навыки самостоятельных решений педагогических проблем, которые возникают ежеминутно в быстро меняющейся ситуации урока, являются серьезным инструментом профессиональной подготовки. Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что в достижении хорошей профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:

  • развитие и воспитание у учащихся учреждений СПО навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами, новейшими приборами, навыков выполнения заданий в срок, экономного расходования материалов;
  • способность к самостоятельному анализу состояния конкретной учебно-научной проблемы, выполнению практического задания с обсуждением предлагаемых вариантов его решения;
  • понимание учащимися учреждений СПО теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории с практикой;
  • развитие творческого мышления, технических способностей и наблюдательности в зоне реальных технологических процессов;
  • умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;
  • формирование интереса к самостоятельному поиску, эксперименту, разработке необходимых приспособлений и приборов;
  • выработка умения четко, точно, лаконично и грамотно формулировать свои мысли, участвовать в научной дискуссии;
  • умение руководить познавательной деятельностью учащихся и направлять их интерес к технике, формировать рационализаторский подход к существующим технологиям;
  • умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и соответствующими схемами;
  • умение подбирать аудиовизуальные средства обучения и дидактические материалы по конкретным темам программы.

Таким образом, лабораторные занятия таят в себе большие резервы для творческой самостоятельности учащихся учреждений СПО. Кроме того, у них формируются умения и навыки по организации и постановке лабораторных работ в соответствии с программой трудового обучения, конструированию и разработке технологии изготовления изделий и объектов труда. И, как результат, знания, полученные при выполнении лабораторно-практических работ, помогут до минимума сократить срок адаптации молодого учителя в первоначальный период работы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Рекомендации по оформлению  лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО

 

Считаем полезным дать следующие рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ.

  1. Конспект лабораторно-практических работ желательно составлять в общей тетради. Эту тетрадь рекомендуется сохранить. Она поможет вам.
  2. Рекомендуем следующий порядок оформления лабораторно-практических работ.
  3. Записать дату проведения.
  4. «Лабораторно-практическая работа №...» (записать номер).
  5. «Название работы...».
  6. «Цель...» (сформулировать цель работы).
  7. Записать вопросы, на которые необходимо ответить, или задание преподавателя.
  8. Подготовить ответы на вопросы или отчет по заданию.
  9. Составить перечень использованной литературы (оформляется по установленным правилам).
  10. Сформулировать вывод.

К выводу предъявляются особые требования. Он должен отражать результаты самостоятельной работы учащегося. Ценно отразить в выводе возникшие предложения и замечания к методике преподавания отдельных тем, разделов, к учебным школьным материалам, к методической и учебной литературе и т.д.

3. При оформлении лабораторно-практических  работ необходимо выполнять в конспекте рисунки, схемы, чертежи, таблицы, графики по существу изучаемых вопросов. Лучше всего их использовать в цвете. Тогда выработается привычка к выразительной манере работы цветными мелками у школьной доски или при изготовлении цветных кодограмм и т.п., а это дополнительно стимулирует интерес учащихся к материалу и способствует лучшему его усвоению.

4. Умение аккуратно, качественно оформлять документацию является профессионально важным. Поэтому лабораторно-практические работы должны оформляться с использованием чертежных инструментов в соответствии с рекомендациями, приведенными выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Лабораторно-практические  работы в процессе преподавания  предметов профессионального цикла

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цели работы:

- научиться анализировать методическую, учебную и научно- 
популярную литературу;

- изучить основную учебно-методическую  литературу по трудовому обучению в учреждениях СПО.

Справочно-информационный блок.

Материальная база, местные условия, уровень подготовки учащихся учреждений СПО различны, а в трудовом обучении многое определяется этими факторами. Поэтому учитель, изучив учебно-методическую литературу, должен проанализировать ее, к рекомендациям отнестись критически, оценивая их с точки зрения возможностей, а полученными знаниями пользоваться творчески.

Учебная литература требует критического подхода. Но ее применение на уроках профессионального цикла не просто желательно, а необходимо.

Есть несколько доводов в пользу этого.

Формируемая на уроках профессионального цикла наряду с системой практических умений и навыков система знаний, относящихся к области машиноведения, материаловедения, технологии обработки конструкционных материалов, включает целый ряд понятий. При отсутствии учебных пособий на их конспектирование теряется много времени.

Учебное пособие позволяет более глубоко ознакомить учащихся учреждений СПО с техническими сведениями, о которых учитель, в связи с дефицитом времени, на уроке упоминает мимоходом.

Технологическая дисциплина и высокий уровень качества продукции достигаются при выполнении производственных заданий по учебно-технической документации, прежде всего чертежу изделия и технологической карте его изготовления. Если учебно-техническая документация содержится в учебном пособии, эти трудности исчезают.

При высоком качестве иллюстраций учебного пособия их дидактическая ценность способствует уяснению технологических и технических особенностей производственных процессов.

Таким образом, от будущего учителя требуется вдумчивое отношение к отбору и использованию литературы в своей работе, и этим в основном определяются указанные выше цели настоящей работы.

Задание.

Ознакомиться с рекомендуемым списком методической и учебной литературы. Выбрать и обосновать выбор учебного пособия, которое будет использовано на занятиях по предмету профессионального цикла.

Информация о работе Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла