Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать и определить особенности разработки лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Объект исследования: разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

Содержание

Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1. Анализ состояния проблемы разработки лабораторно-практических работ в научной литературе
Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий в процессе преподавания предмета профессионального цикла с учащимися учреждений СПО………………………………………......6
Особенности проведения лабораторно-практических занятий с учащимися учреждений СПО………………………………………......9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла
2.1. Дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки учащихся учреждений СПО………………………………………………….16
2.2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО………………………………………………...19
2.3. Лабораторно-практические работы в процессе преподавания предметов профессионального цикла……………………………….………21
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Беспалов).doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

План изучения каждого пособия.

  1. Определите назначение пособия.
  2. Отметьте соответствие (или несоответствие) содержанию учебной программы. Удовлетворяет ли оно в целом своему назначению (обосновать)?
  3. Какие методические разработки отдельных тем программы предмета профессионального цикла и отдельных занятий имеются в пособии? Какова полнота этих разработок?
  4. Каким темам программы соответствует содержание фактического учебного материала пособия? Определите доступность его изложения для учащихся учреждений СПО, учет возрастных особенностей, наглядность; полноту изложения учебного материала согласно требованиям действующей программы по предмету профессионального цикла.
  5. Какие объекты труда, техническая документация на изготовление изделия указаны в пособии? Дайте анализ объектов труда с точки зрения посильности для учащихся учреждений СПО и возможностей изготовления в условиях учебной мастерской. Каким темам соответствуют данные изделия?
  6. Какое оборудование учебных мастерских, какие инструменты и приспособления описаны в пособии. Дайте их краткую характеристику. Оцените возможность изготовления изделий, указанных в программе, на данном оборудовании.
  7. Какие другие вопросы освещены в пособии? Полезны ли они для практической деятельности учителя технологии?
  8. В справочно-библиографическом отделе библиотеки осуществите подбор учебно-методической литературы по конкретному разделу программы (определяет преподаватель). Подберите литературу для внеклассного чтения учащимися учреждений СПО.
  9. Ваши замечания по пособию.
  10. Письменно ответить на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ

Цели работы:

- научить будущих преподавателей разрабатывать и проводить вводный, текущий и заключительный инструктажи;

- прививать будущим преподавателям  умения психологически настраивать  учащихся на сознательное, активное  выполнение установок преподавателя.

Справочно-информационный блок

Инструктажи проводятся перед началом, во время выполнения и после окончания практической работы учащихся учреждений СПО.  Каждый из них характеризуется специфическими особенностями, хотя в целом они создают стройную канву занятия, достигающего поставленную цель.

Наиболее распространенной ошибкой является включение в вводный инструктаж нового теоретического материала.

Разъясняем: вводный инструктаж - это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться учащимися учреждений СПО при самостоятельной работе. Конечно, учитель вправе проверять, в том числе и в ходе вводного инструктажа, как учащиеся готовы реализовать теоретические знания на практике, но у вводного инструктажа строго конкретная направленность.

При проведении вводного инструктажа перед учащимися учреждений СПО ставится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее достижения. Здесь важно соблюсти несколько условий.

1. Зная индивидуальные свойства личности каждого своего ученика, так построить объяснение технологических (или иных аспектов) приемов работы, чтобы каждый учащийся проникся уверенностью в посильности задания и четким представлением о последовательности своих действий при его выполнении. Если так провести объяснение, то учащиеся психологически будут настроены на активную реализацию установок педагога.

2. Непременное условие вводного  инструктажа - предупреждение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в процессе самостоятельной работы. Ведь все работы по программе - типовые, а следовательно, из года в год ученики испытывают примерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошибки, которые учитель способен предвидеть. Предупреждение о них стимулирует мотивацию качественного выполнения приемов, стремления к технологической дисциплине.

3. Обязательным элементом вводного  инструктажа должно быть обращение  к безопасному выполнению приемов, сознательному соблюдению правил  безопасности труда. Предупреждая  детский травматизм, следует подробно рассказать, какие последствия влечет за собой небрежность, невнимательность, шалость во время работы и т.п.

На вводном инструктаже закладывается фундамент успеха (или неудачи) вашего занятия.

Вводный инструктаж учащихся учреждений СПО на занятиях профессионального цикла является обязательным и может включать следующие вопросы:

  • назначение изделия и значение деятельности по его выполнению;
  • правила пользования оборудованием и инструментами (демонстрация, показ);
  • показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения учебно-производственного задания;
  • правила техники безопасности при выполнении;
  • организация рабочего места для данного случая работы;
  • основные критерии оценки качества (годности) и др.

Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои особенности.

  1. Его содержание исходит из условий необходимости. Это значит, что корректируются те действия учащихся учреждений СПО, ошибочное выполнение которых было обнаружено при целевых обходах. Например, обнаружены типовые ошибки у многих учащихся учреждений СПО. Вывод – необходимо провести дополнительный инструктаж для группы (или ее части).
  2. Это часть занятия, где педагог при обходе рабочих мест ставит перед собой конкретную цель и не отвлекается от нее (кроме случаев, когда действия учащихся учреждений СПО грубо нарушают правила безопасности).
  3. Это часть занятия, на котором индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся учреждений СПО вызывает сильную мотивацию интереса, активности, создает психологический фон для уверенности ребят в своих знаниях и способностях.
  4. В ходе целевых обходов педагог уясняет степень овладения учащимися СПО полученных знаний, умения претворять их на практике и такая обратная связь помогает дифференцированному подходу к каждому ученику.

Заключительный инструктаж проводится после выполнения практической работы. Традиционно он включает в себя:

      • подведение итогов занятия;
      • разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших;
      • разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Вместе с тем имеется ряд моментов этого этапа занятия, на которые педагог должен обратить внимание.

  1. Подведение итогов и оценка работы каждого учащегося учреждений СПО требуют от педагога глубокого психологического проникновения в индивидуальность, так как от умения (даже при допущенных ошибках) вселить в учащегося уверенность в том, что он не хуже других справится с заданием, зависит мотивация учения и труда.
  2. Выделив при подведении итогов и анализе работы умения собственно творческого характера, педагог формирует творческую активность учащихся учреждений СПО, создает нравственную атмосферу, побуждающую ребят проявлять творческое использование накопленного опыта в разнообразных технических ситуациях (в том числе и новых).
  3. Наконец, есть очень важный для педагога психологический аспект «синдрома справедливости». Если учащиеся учреждений СПО видят, что педагог справедлив в оценках, его авторитет всегда будет высок в глазах ребят, а в отношениях создаются доверие и здоровый психологический климат.

Задание

Для своего выбранного занятия (на лабораторно-практической работе № 4) разработать ход проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

Порядок выполнения работы

1. Продумать, как ознакомить учащихся:

а)  с содержанием работы и средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.п.);

б) с технической документацией;

в) с последовательностью выполнения отдельных элементов и работы в целом, способами контроля;

г) с возможными затруднениями, ошибками;

д)  с предупреждением возможных нарушений правил безопасности труда.

Представить, как лучше провести показ приемов работы.

Продумать, возможна ли активизация познавательной деятельности учащихся учреждений СПО в ходе вводного инструктажа и как ее обеспечить. Записать вводный инструктаж в план-конспект.

2. Продумать, как обеспечить целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой каждого учащегося учреждений СПО и всей группы в целом.

С этой целью:

а) записать целевые обходы, их содержание;

б) предусмотреть формирование навыков самоконтроля за выполняемой работой;

в) учесть, какие из выполняемых операций активизируют знания учащихся по основам наук, наполняют физический труд интеллектуальным смыслом, могут стимулировать творческий поиск.

3. Продумать возможность письменного  инструктирования.

4. Записать текущий инструктаж  в план-конспект.

5. Выделить для себя, какие дидактические и воспитательные цели должны быть достигнуты на заключительном инструктаже.

С этой целью:

а) продумать критерии объективной оценки результатов труда;

б) установить, какие из возможных ошибок могут быть исправлены на следующем занятии;

в) наметить, какие стороны анализа могут касаться формирования ответственности за качество труда; экономического мышления; чувства удовлетворения от выполняемой работы;

г) предложить литературу для внеклассного чтения по теме (программы, раздела, урока).

6. Записать заключительный инструктаж  в план-конспект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Проведя опытно-экспериментальную работу по обучению учащихся учреждений СПО оформлению и интерпретации результатов лабораторно-практических работ, можно сделать следующие выводы.

Лабораторно-практические работы, развивая у учащихся учреждений СПО познавательные и конструкторские способности, наблюдательность, внимание, навыки самостоятельных решений педагогических проблем, которые возникают ежеминутно в быстро меняющейся ситуации урока, являются серьезным инструментом профессиональной подготовки.

Нами разработаны рекомендации по оформлению и интерпретации лабораторно-практических работ.

Приведены следующие лабораторно-практические работы.

Лабораторно-практическая работа № 1. Изучение и анализ методической и учебной литературы.

Лабораторно-практическая работа № 2. Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лабораторно-практические занятия – метод обучения, при котором учащиеся под руководством педагога или самостоятельно выполняют практическую работу и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Цель лабораторных занятий – практическое освоение учащимися учреждений СПО научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой.

Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Лабораторно-практические работы, развивая у учащихся учреждений СПО познавательные и конструкторские способности, наблюдательность, внимание, навыки самостоятельных решений педагогических проблем, которые возникают ежеминутно в быстро меняющейся ситуации занятия, являются серьезным инструментом профессиональной подготовки.

Нами разработаны рекомендации по оформлению и интерпретации лабораторно-практических работ.

Приведены следующие лабораторно-практические работы по швейному делу:

Лабораторно-практическая работа № 1. Изучение и анализ методической и учебной литературы.

Лабораторно-практическая работа № 2. Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

Информация о работе Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла