Реабилитация подростков в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить специфику реабилитации подростков в условиях детского дома и разработать рекомендации направленные на адаптацию подростков в детских домах и приютах.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической и методической литературе.
Определить понятие реабилитация, раскрыть сущность реабилитации
Определить понятие педагогического общения, его значения в деятельности педагога.
Охарактеризовать процесс овладения навыками педагогического общения.
Провести исследование, направленное на выявление особенностей педагогического общения.
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Разработать рекомендаций, направленных на развитие профессионально – педагогического общения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7
1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8
1.3 Социально - психологический аспект подросткового возраста………10
ГЛАВА I I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
2.1 Описание методов исследования…………………………………………..19
2.2 Диагностика социально – психологической адаптации детей в детском доме……………………………………………………………………………....20
2.3 Анализ результатов исследования ………………………………………....34
Заключение………………………………………………………………………3
Список литературы………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая№2.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательных  учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Очень интересной представляется модель коррекции отклоняющегося поведения, разработанная и апробированная под руководством профессора Г.К. Селевко, доцента кафедры педагогики Ярославского технического университета, кандидата педагогических наук Ю.Ю.Черво. Я-концепция-система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе. Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков охватывает все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:

-целенаправленное и  целесообразное с учётом специфики  развития подростка, воздействие  на его сознание;

- вовлечение подростка  в позитивную деятельность, адекватную  его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;

- воздействие на эмоциональную  сферу подростка (повышение уровня  Я-концепции) путём перестройки  отношения к нему со стороны  всех субъектов коррекции.

В условиях массовой школы применяется технология коррекционно-развивающенго обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции (выравнивания), которые охватывает более широкая технология - компенсирующего обучения.

 

Социально - педагогической реабилитацией и поддержкой детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) занимаются в специальных учреждениях, где применяются технологии, включающие обучение по специальным программам, использование индивидуальных методов и специальных технических средств обучения, инвалидам оказываются различные психологические, медицинские и социальные услуги, создаётся соответствующая среда жизнедеятельности.

Существуют также специализированные школы для умственно отсталых детей. Основные задачи этих школ: максимально преодолеть недостатки познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовить их к участию в производительном труде, социально адаптировать в условиях современного общества.

Специальное образование детей с особыми потребностями проводится в спецшколах и интернатах. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глыхие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает  специальная педагогика (дефектология). Кроме специалистов-педагогов, к  учебно – вопитательно - реабилитационному  процессу подключается целая команда специалистов - реабилитаторов : медики, психологи, социальные педагоги.

Особую группу детей  с проблемами составляют дети, утратившие социальные связи с семьёй и школой, оставшиеся без попечения, постоянного  места жительства и средств к  существованию, подвергшиеся физическому или психическому насилию. Реабилитацией детей с нарушением социальных связей и отношений занимаются : органы социальной защиты; органы опеки и попечительства; специализированные учреждения социальной защиты, социально- реабилитационные центры; социальные приюты; центры занятости населения; органы культуры, физкультуры; отделы милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), учреждения временного содержания (детские приёмники), пенитенциарные (лат.корень - «раскаяние» учреждения; система здравоохранения; в системе образования действуют: советы профилактики, советы общественности; детские дома. интернаты для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей: спец.учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением, нуждающихся в изоляции; УДО, центры психолого - педагогической помощи и медико- социальной помощи ( ППМС ); психолого педагогические консультации, центры экстренной психологической помощи.

Мы уже упоминали  об исправительных учреждениях (колониях) для малолетних правонарушителей в России (В.Н. Сорока-Росинский. С.Т. Шацкий, М.М.Пистрак) накопили большой опыт. Широкую известность получила работа колоний им. М.Горького и им. Ф.Э.Дзержинского, которой руководил А.С.Макаренко. Например, в г. Хабаровске есть Центр социальной реабилитации А.Г. Петрынина - полный комплекс психолого - педагогической и медицинской реабилитации, включающий интернат, приют, общеобразовательную школу, ПТУ, кабинеты медико- педагогической помощи (врачами всех детских профилей). Подросток погружается в ситуацию выбора. Первый шаг он сделал, поступив в центр, затем выбирает себе деятельность. Кто-то только учится, а большинство получают ещё и профессиональную подготовку. Следующий шаг - выбор кружка или секции.

В г. Владивостоке находится Школа - интернат народного учителя РФ Н.Н. Дубинина В качестве главного пути в процессе исправления малолетних правонарушителей используется воспитание интереса к занятиям, к учению, что помогает подростку стать личностью. Без индивидуального подхода этого достичь невозможно, поэтому каждый из воспитанников вовлечён в какой-то из видов искусства: хор, пение, танцы, живопись.

 

 

Глава ΙΙ. Социально - психологическое  исследование адаптации детей в  детском  доме.

2.1. Описание методов исследования.

Анкетирование – целенаправленный письменный опрос определяется как  псевдобеседа в письменной форме.

Анкетирование необходимо для сбора  информации, в процессе которого испытуемый не только  отвечает на вопросы но и сообщает кое-какие социально  –демонстрационные данные о себе.

Беседа – метод сбора информации в процессе непосредственного личного  общения или диалога, предусматривающий  регистрацию и анализ ответов, а  так же изучение особенностей невербального  поведения опрашиваемых.

Сфера применения:

1. при первичном знакомстве  на начальном этапе

2. при комплексном  изучении личности испытуемого:  его прошлой жизни, интересах  и т. д.

3. как дополнительный  способ при применении других  способов исследования

4. на  последнем этапе  исследования беседа выступает в форме постэксперементальное интервью.

Успешность проведения беседы зависит от  степени подготовленности, учета индивидуальных и возрастных особенностей, учет и место проведения, а так же такта проведения самого исследования. Правильно  построенные  и задаваемые вопросы, а так правильно построенная схема проведения и анализ результатов беседы помогают успешно провести сбор необходимой информации по заданной теме.

Таким образом, применение  данных методов помогли установить доверительный контакт с испытуемыми, а так же получить некоторые сведения об испытуемых: о личных данных, о социальном положении, а так же некоторых поведенческих факторах. 

2.2. Диагностика социально-психологической адаптации подростков в условиях детского дома.

Социально- психологическое исследование адаптации детей проходило на базе МОУ «Детский дом «Радуга» г. Салехарда (Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей». В исследовании  принимали участие 25 подростков в возрасте 13-15 лет. Исследования уровня социально-психологической адаптации детей подросткового возраста проходило в 3 этапа:

    1. констатирующий этап
    2. формирующий этап 
    3. контрольный этап

На констатирующем этапе  было проедено исследование  социально  психологической адаптации подростков  из МОУ Детский дом  «Радуга».

Мы применили методику диагностики  социально - психологической адаптации  подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.

Цель применения данной методики: выявление степени психологической  адаптации подростков в детском доме «Радуга»

Методика диагностики  социально-психологической адаптации  подростков К. Роджерса и Р. Даймонда

Инструкция. В опроснике  содержаться высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав  высказывание опросника, примерьте  его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой  мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы  обозначить ваш ответ на бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок от 0 до 6:

0 – это ко мне  совершенно не относится;

1 – мне это несвойственно  в большинстве случаев;

2 – сомневаюсь, что  это можно отнести ко мне;

3 – не решаюсь это  отнести к себе;

4 – это похоже на  меня, но нет уверенности;

5 – это на меня  похоже;

6 – это точно про  меня.

Выбранный вариант ответа отметьте на бланке для ответов в  ячейке, соответствующей порядковому  номеру высказывания.

Детям были выданы бланки опросника,  разъясненили инструкции  и приступили к их заполнению после озвучения вопросов. Вопросы проговаривались в среднем темпе, что бы всем был понятен смысл вопроса, на ответ так же давалось некоторое время для обдумывания. После заполнялись бланки в соответствии с номером вопроса и ответа.

 Проведенные исследования по  методике диагностики социально-психологической  адаптации подростков К. Роджерса  и Р. Даймонда дали такие  результаты:

Таблица 1. Адаптация

Уровень адаптации

Количество испытуемых

%

Высокий

-

-

Средний

16

64%

Низкий 

9

36%


 

Из таблицы 1 видно, что  адаптация у подростков проживающих  в условиях детского дома в норме 16 человек (64%). У 9  подростков (36 %) –  низкий уровень адаптации (дезадаптация). На наш взгляд это связано с  нарушениями в эмоциональной  сфере.

Таблица 2. Самопринятие

 

Уровень самопринятия

Количество испытуемых

%

Высокий

-

-

Средний

21

88%

Низкий 

3

12%


 

Из таблицы 2 видно, что  у 21 (88%) подростков качество самопринятия в норме, а у 3 (12%) подростков –  низкий уровень. Такие подростки  не умеют правильно оценивать себя, свои поступки, презирают себя за безволие, а сделать с собой ничего не могут.

 

Таблица 3. Принятие других

 

Уровень принятия других

Количество испытуемых

%

Высокий

   

Средний

19

76

Низкий 

6

24


 

Из таблицы 3 видно, что  у 19 (76%) подростков средний уровень «принятия других». Данная группа подростков общительная, у них добрые отношения с окружающими, они терпимы к людям и принимают каждого таким, какими являются все на самом деле, умеют налаживать отношения с окружающими. Другая группа 6 подростков (24 %) имеет низкий уровень «принятия

 

Таблица 4. Эмоциональная  комфортность

 

Уровень эмоциональной  комфортности

Количество испытуемых

%

Высокий

-

-

Средний

16

64%

Низкий 

9

36%


 

Из таблицы 4 видно, что  большинство (64%) подростков испытывают эмоциональный комфорт, они спокойны, нет ничего, что сильно бы их  тревожило.  36% подростков испытывают эмоциональный дискомфорт. Данная группа подростков чувствует неуверенность в себе, они считают, что часто не могут собраться, взять себя в руки, т.е. организовать себя.

 

Таблица 5. Интернальность

 

Уровень интернальности

Количество испытуемых

%

Высокий

18

72

Средний

5

20

Низкий 

2

8

Информация о работе Реабилитация подростков в условиях детского дома