Реабилитация подростков в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить специфику реабилитации подростков в условиях детского дома и разработать рекомендации направленные на адаптацию подростков в детских домах и приютах.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической и методической литературе.
Определить понятие реабилитация, раскрыть сущность реабилитации
Определить понятие педагогического общения, его значения в деятельности педагога.
Охарактеризовать процесс овладения навыками педагогического общения.
Провести исследование, направленное на выявление особенностей педагогического общения.
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Разработать рекомендаций, направленных на развитие профессионально – педагогического общения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7
1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8
1.3 Социально - психологический аспект подросткового возраста………10
ГЛАВА I I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
2.1 Описание методов исследования…………………………………………..19
2.2 Диагностика социально – психологической адаптации детей в детском доме……………………………………………………………………………....20
2.3 Анализ результатов исследования ………………………………………....34
Заключение………………………………………………………………………3
Список литературы………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая№2.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 1 видно, что  адаптация у подростков проживающих  в условиях детского дома в норме 15 человек (64%).  Появился 1 человек (4%) с высоким уровнем адаптации. У 8  подростков (32 %) – низкий уровень адаптации (дезадаптация). На наш взгляд это связано с нарушениями в эмоциональной сфере.

Таблица 2. Самопринятие

 

Уровень самопринятия

Количество испытуемых

%

Высокий

2

8%

Средний

20

80 %

Низкий 

3

12%


 

Из таблицы 2 видно, что у 2  (8 %) подростков качество самоприятия встало на высокий уровень, у 20 (80%) подростков качество самопринятия в норме, а у 3 (12%) подростков – низкий уровень. Такие подростки не умеют правильно оценивать себя, свои поступки, презирают себя за безволие, а сделать с собой ничего не могут.

Таблица 3. Принятие других

 

Уровень принятия других

Количество испытуемых

%

Высокий

1

4

Средний

20

80

Низкий 

4

16


 

Из таблицы 3 видно, что  у 1 (%) человека вырос уровень восприятия других, у 20 (80%) подростков средний уровень «принятия других». Данная группа подростков общительная, у них добрые отношения с окружающими, они терпимы к людям и принимают каждого таким, какими являются все на самом деле, умеют налаживать отношения с окружающими. Другая группа 4 подростков (16 %) имеет низкий уровень «принятия

 

Таблица 4. Эмоциональная  комфортность

 

Уровень эмоциональной  комфортности

Количество испытуемых

%

Высокий

-

-

Средний

18

72%

Низкий 

7

28%


 

Из таблицы 4 видно, что  большинство (72%)  18 подростков испытывают эмоциональный комфорт, они спокойны, нет ничего, что сильно бы их  тревожило. 7  (28%) подростков испытывают эмоциональный дискомфорт. Данная группа подростков чувствует неуверенность в себе, они считают, что часто не могут собраться, взять себя в руки, т.е. организовать себя.

Таблица 5. Интернальность

 

Уровень интернальности

Количество испытуемых

%

Высокий

18

72

Средний

6

24

Низкий 

1

4


 

Из таблицы 5 видно, что 18 подростков с высоким уровнем (72%) внутреннего самоконтроля умеют  управлять собой и собственными поступками, самоконтроль для них не проблема. К ним присоединяются еще 6 подростков (24%), которые имеют средний уровень самоконтроля, но вполне справляются с умением управлять собой и собственными поступками.  Подросток с низким уровнем самоконтроля (4 %) – подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности, когда нужно что-то сделать, охватывает страх, что может не справиться с проблемами.

Таблица 6. Стремление к  доминированию

 

Уровень стремления к  доминированию

Количество испытуемых

%

Высокий

5

20

Средний

13

52

Низкий 

7

28


 

Из таблицы 6 видно, что  при исследовании «стремления к  доминированию» у 5 (20%) подростков высокий  уровень. Такие подростки по натуре лидеры и умеют влиять на других, они не равнодушны к успеху и похвале.  У 13 человек (52 %) выявлен средний уровень доминирования. Эти дети вполне смогут быть лидерами, но влияние некоторых причин не дают проявить эти качества, они также не равнодушны к успеху и похвале. У 7 (28%) подростков – низкий уровень. Они не всегда могут мыслить и действовать самостоятельно, но в тоже время, принимая самостоятельные решения, они не могут освободиться от влияния других людей.

 

Таблица 7. Лживость

 

Уровень лживости

Количество испытуемых

%

Высокий

                            

 
 

Средний

15

60

Низкий 

10

40


 

Из таблицы 10 видно, что  подростки с низким уровнем лживости не всегда выполняют свои обещания, иной раз любят прихвастнуть, не всегда говорят правду.

Таблица 8. Экспатизм (уход от проблем)

 

Уровень экспатизма

Количество испытуемых

%

Высокий

1

4%

Средний

23

92 %

Низкий 

1

4%


Из таблицы 8 видно, что  большинство подростков (96%) умеют  самостоятельно принимать решения, разрешать различные проблемы. Лишь 1 (4%)  подросток с низким уровнем  разрешения этих проблем. Он пасуют перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями

2.3 Сравнительный анализ  результатов исследования

Сравнивая результаты констатирующего  и контрольного результата после  применения программы  можно проследить некоторые изменения.

На констатирующем этапе не было детей с высокой степенью адаптации после применения программы появился 1 человек (4%); у 2 (8 %) подростков повысилось самовосприятие; 1 (4 %) человек имеет высокий  уровень принятия других, уменьшилась группа с низким уровнем из 6 человек 4 (16%) остались с повышенной конфликтностью. На 2 человека увеличилась группа подростков испытывающие эмоциональный комфорт, они спокойны, нет ничего, что сильно бы их  тревожило, а 7  (28%) подростков испытывают эмоциональный дискомфорт. Из таблицы 5 видно, что 18 подростков с высоким уровнем (72%) внутреннего самоконтроля умеют управлять собой и собственными поступками, самоконтроль для них не проблема. К ним присоединяются еще 6 подростков (24%), а было 5, которые имеют средний уровень самоконтроля, но вполне справляются с умением управлять собой и собственными поступками.  Подросток с низким уровнем самоконтроля  (4 %) – подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности, когда нужно что-то сделать, охватывает страх, что может не справиться с проблемами. Из таблицы № 6 видно, что увеличилась  группа со средней степенью доминирования на 1 человека, но 7 подростков  не всегда могут мыслить и действовать самостоятельно, но в тоже время, принимая самостоятельные решения, они не могут освободиться от влияния других людей. Из таблицы 7 видно, что уменьшилось число подростков  со средней степенью лживости они составляют большую часть группы 15 (60%) от общей массы. От этих детей можно ожидать в большей части случаев лжи. 10 (40%)  подростков с низким уровнем лживости не всегда выполняют свои обещания, иной раз любят прихвастнуть, не всегда говорят правду, но  от них можно ожидать более адекватную оценку своих поступков. Из таблицы 8 видно, что большинство подростков (96%) умеют самостоятельно принимать решения, разрешать различные проблемы. Лишь 1 (4%)  подросток с низким уровнем разрешения этих проблем, а на констатирующим этапе их было 2. Он пасуют перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями это связано в неуверенности в себе, неумение нести ответственность за свои поступки.

Таким образом, В детский  дом приходят дети, отверженные своими родителями, лишённые стабильной, уверенной  привязанности к взрослому, не имеющие  личного опыта безусловной любви.  В дальнейшем убеждение в малоценности и незначимости собственной личности оборачивается неспособностью к систематическому труду, желанием жить нетрудовыми доходами. Появляется разрыв между реальной и желаемой возможностью удовлетворения потребностей, не формируется чувство социальной успешности и уверенности в своих возможностях. Развивается неприятие себя (аутонегативизм). Обстоятельства рождения ребёнка, ситуация в семье в период раннего детства, жизнь в государственном учреждении в условиях дефицита индивидуального внимания и избытка педагогического воздействия формируют из воспитанника детского дома личность, которой свойственен определённый, присущий именно выпускникам этих учреждений, набор психических качеств: отчуждение, неприятие себя (аутонегативизм), неразвитая индивидуальность, социальный интеллект, инфантилизм - которые проявляются в дальнейшем в аномалиях поведения. Совокупность перечисленных качеств и представляет собой соционатический характер. В каждой конкретной личности черты соционатического характера могут присутствовать как в полном объёме, так и в различных пропорциях, но в той или иной степени они присущи большинству воспитанников детских домов в силу объективных условий их рождения и воспитания. С наибольшей полнотой эти черты свойственны отказным детям и выпускникам учреждений для детей со снижением  интеллекта. Невозможность обеспечения полноценных условий в детском доме, приводит к нарушению процесса социализации ребёнка-сироты, формированию его психике таких черт, которые серьёзно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни.

Из показателей исследований можно сказать, что  проводимые мероприятия  не способствуют полной адаптации воспитанников  детского дома, но все же повышает потенциал  перехода из состояния дезадаптации к более позитивным формам социального приспособления.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенный анализ методической литературы по вопросам реабилитации детей можно  сделать вывод, что вопрос реабилитации детей во все времена был актуален. С тех пор  как  появилось  человеческое сообщество,  перед  людьми стаял вопрос  о помощи  детям оставшимся без родителей. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Призрением детей оставшихся без  попечения родителей в дореволюционной России занимались частные лица, а так же церковь. При монастырях и церквях создавались приюты для таких детей,  где их кормили, ухаживали и давали начальное церковное образование. Наиболее прогрессивные представители того времени на собственные денежные средства открывали все возможные приюты, которые давали пристанище обездоленным детям. Такие приюты целиком зависели от материального положения своего благодетеля, в них было большое количество детей и очень высокая смертность.

Впервые на вопрос презрения детей сирот со стороны государства был обращен во времена Перта 1, который своими указаниями пытался решить проблему сиротства. Позднее, когда детская беспризорность, нищенство, бродяжничество стали приобретать более широкий масштаб, призрением стало заниматься государство с привлечением частных пожертвований, только во второй половине 19 века была признана необходимость это дело строить силами самого государства.

После революции и  гражданской войны заботу о детях  сиротах полностью возложило на себя государство, а частная  благотроворительность стала считаться пережитком прошлого.

На современном этапе  вопрос реабилитации детей стоит  наиболее остро. Ухудшение материального  положения людей в России в  связи, с болезненным становлением рыночных отношений, которое  повлекло за собой затяжной  социально- экономический кризис, усиление  дифференциации общества.

Нестабильность социально  – экономической и политической жизни значительно расширяет  спектр социальных и, экономических  и психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство.

Проведенные исследования на базе МОУ «Радуга» показывают, то несмотря проводимые мероприятия психологом и социальным педагогом, направленные на адаптацию детей подросткового возраста и подготовка их к взрослой жизни не дают сто процентного результата. Это значит, что лишь некоторая часть детей, пусть наименьший процент, имеют низкий уровень адаптации т. е они не совсем готовы вступить во взрослую жизнь и не затеряться в нем.

Предложенная гипотеза данной курсовой работы полностью не подтверждается.

 

 

Список литературы

  1. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. «Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. Высш. Пед.учеб.заведений»-2-е изд. Стериотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-440 с.
  2. Гонеев, А.Д., Лифинцева, Н.И., Ялпаева, Н.Н. «Основы коррекционной педагогики» :Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений;. под ред.Сластенина В.А. -2-е издание, перераб-м.:Издательский цент «Академия»,2006.272с.
  3. «Министерство общего и профессионального образования РФ независимая ассоциация детских психиатров и психологов государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского МЗ РФ. Дети России: насилие и защита.» – М.2007,240с.
  4. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. «Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении». – М.,2008,190с.
  5. Научно-исследовательский институт детства российского фонда. «Актуальные проблемы современного детства.»- М.2006, 82с.
  6. Научно-исследовательский институт детства Российского детского фонда. Е. М. Рыбинский «Сиротливое детство России. Что делать?» –М.2007, 110с.
  7. Социальная работа. Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». Р н/Д: «Феникс», 2008.- 576 с
  8. «Социальная педагогика: курс лекций»: Учеб. пособие для студ.. высш. учеб. заведений.  Под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М. Гуманит. Изд. Цент Владос, 2009 -416 с.
  9. «Технологии социальной работы»: Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. -М.: ИНФРА-М, 2009 - 400с.
  10. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г.»Теория социальной работы»: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: гуманист. изд.центр. Владос, 2010 - 432с.
  11. Бреслав, Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.» — М., 2008, 234с.
  12. «Возрастные особенности психического развития детей» / Под ред.      И.В.Дубровиной, М.ИЛисиной. — М,2009, 156с.
  13. «Краткий словарь системы психологических понятий» /К.К.Платонов.- М., Высшая школа, 2008, 320с.
  14. Мухина, В.С. «Возрастная психология.» – М.,2009, 346с.
  15. Немов, Р.С. «Психология.» – В 3 т. – Т.2, 3. – М.,2007
  16. «Психология современного подростка» / Под ред. Д.И.  Фельдштейна. – М.,2009, 267с.
  17. «Социальная психология личности.» / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. – М., 2008, 234с.

Информация о работе Реабилитация подростков в условиях детского дома