Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить специфику реабилитации подростков в условиях детского дома и разработать рекомендации направленные на адаптацию подростков в детских домах и приютах.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической и методической литературе.
Определить понятие реабилитация, раскрыть сущность реабилитации
Определить понятие педагогического общения, его значения в деятельности педагога.
Охарактеризовать процесс овладения навыками педагогического общения.
Провести исследование, направленное на выявление особенностей педагогического общения.
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Разработать рекомендаций, направленных на развитие профессионально – педагогического общения.
Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7
1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8
1.3 Социально - психологический аспект подросткового возраста………10
ГЛАВА I I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
2.1 Описание методов исследования…………………………………………..19
2.2 Диагностика социально – психологической адаптации детей в детском доме……………………………………………………………………………....20
2.3 Анализ результатов исследования ………………………………………....34
Заключение………………………………………………………………………3
Список литературы………………………………………………………………………39
Из таблицы 5 видно, что 18 подростков с высоким уровнем (72%) внутреннего самоконтроля умеют управлять собой и собственными поступками, самоконтроль для них не проблема. К ним присоединяются еще 5 подростков (20%), которые имеют средний уровень самоконтроля, но вполне справляются с умением управлять собой и собственными поступками. Подростки с низким уровнем самоконтроля 2 человека (8%) – подолгу не могут принять решение, а потом сомневаются в его правильности, когда нужно что-то сделать, охватывает страх, что могут не справиться с проблемами.
Таблица 6. Стремление к доминированию
Уровень стремления к доминированию |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
5 |
20 |
Средний |
12 |
48 |
Низкий |
8 |
32 |
Из таблицы 6 видно, что при исследовании «стремления к доминированию» у 5 (20%) подростков высокий уровень. Такие подростки по натуре лидеры и умеют влиять на других, они не равнодушны к успеху и похвале. У 12 человек (48%) выявлен средний уровень доминирования. Эти дети вполне смогут быть лидерами, но влияние некоторых причин не дают проявить эти качества, они также не равнодушны к успеху и похвале. У 8 (32%) подростков – низкий уровень. Они не всегда могут мыслить и действовать самостоятельно, но в тоже время, принимая самостоятельные решения, они не могут освободиться от влияния других людей.
Таблица 7. Лживость
Уровень лживости |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
|
|
Средний |
16 |
64 |
Низкий |
9 |
36 |
Из таблицы 7 видно, что подростки с низким уровнем лживости не всегда выполняют свои обещания, иной раз любят прихвастнуть, не всегда говорят правду.
Таблица 8. Экспатизм (уход от проблем)
Уровень экспатизма |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
1 |
4% |
Средний |
22 |
88% |
Низкий |
2 |
8% |
Из таблицы 8 видно, что большинство подростков (92%) умеют самостоятельно принимать решения, разрешать различные проблемы. Лишь 2 (8%) подростков с низким уровнем разрешения этих проблем. Они пасуют перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
Таким образом, проведенные исследования
по методике диагностики социально-
На формирующем этапе
Проводили мероприятия согласно программе разработанных мероприятий.
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся
№ |
Содержание деятельности |
Цель, задачи |
Дата |
Участники |
1 |
Тренинговые занятия для подростков |
- профилактика социально- -создание благоприятного |
1-10 сентября |
Психолог, ученики, соц. педагог, педагоги |
2. |
Индивидуальные или групповое
психологическое |
- психологические особенности старшеклассников; -проблема профессионального |
сентябрь |
Психолог, родители |
3. |
Диагностика социально-психологической адаптации учащихся |
-изучение степени и -сравнение реального статуса
ученика с содержанием |
октябрь |
Психолог, соц.педагог, педагоги |
4. |
Углубленное диагностическое обследование школьников для уточнения гипотез о причинах нарушения |
- изучение эмоционального -выявления системы отношений; |
октябрь |
Психолог |
5. |
Психолого-медико- |
-оценка психолого- -констатация вида и степени
выраженности отклонения в -определение стратегии |
октябрь |
Администрация, психолог, соц. педагог, педагоги |
6 |
Индивидуальная и групповая коррекционо - развивающая работа с детьми «группы риска» |
-целостное воздействие на -коррекция психологических |
По потребности |
Психолог, соц. педагог |
7 |
Развивающая работа с «психически благополучными» детьми (психологические часы, тренинги и др.) |
-создание социально- |
В течение года |
Психолог, соц. педагог, педагоги |
8 |
Психологическое консультирование родителей детей «группы риска» |
-рекомендации по преодолению
выявленных отставаний или |
По потребности |
Психолог, соц. педагог |
9 |
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, классных руководителей |
-разработка и реализация -преодоление школьной |
По потребности |
Психолог, соц. педагог. |
10 |
Психологическое просвещение родителей (родительские собрания, клубы, тренинги) |
-создание ситуации |
В течение года |
Администрация, психолог, соц. Педагог |
11 |
Работа по запросам (просвещение, консультирование, диагностика, диспетчерская работа) |
-проверка запроса на -выдвижение гипотезы о -выбор тактики сопровождающей работы |
По потребности |
Психолог, соц. педагог |
12 |
Диагностика детей «группы риска» |
-отслеживание динамики |
апрель |
Психолог, соц. педагог |
13 |
Итоговый психолого-медико –педагогический консилиум |
-оценка актуального состояния
учащихся и динамики предыдущег -выработка общей линии |
Апрель, май |
Администрация, психолог, соц.педагог, педагоги |
14 |
Профессионально-аналитическая |
- разработка коррекционных и
развивающих занятий для -статистический анализ информации; -составление рекомендаций для
учителей и родителей по -планирование -участие в работе педсоветов, семинаров, совещаний и т. д. |
В течение учебного года |
Психолог,соц. педагог. |
Задачей социальной работы детского дома является не только решение социальных проблем, но и педагогическая работа по преодолению негативных тенденций в психике, обусловливающий асоциальные варианты адаптации. Работа была направлена на содействие к переходу из состояния дезадаптации к более позитивным формам социального приспособления. Для решения целей и задач социальная работа планировалась и проводилась по следующим направлениям:
1. Деятельность по обеспечению социальной помощи и защите прав несовершеннолетних.
Технологии социально- правовой защиты:
- работа со школами и учебными заведениями;
- деятельность по трудовой
- профориентация;
- правовая защита воспитанников.
2. Предупредительно профилактичес
Технологии предупредительной работы:
- индивидуальная и групповая работа с воспитанниками;
- профилактика правонарушений;
- приобщение к культуре через досуг;
- организация среды общения.
3. Работа с документацией (согласно установленной номенклатуре дел по вопросам социальной работы).
4. Взаимодействие со службами и ведомствами г. Салехарда (Управление образования, ГОВД, военный комиссариат, УТСЗН, ЦЗ, СЖСЖ, БТИ и т. п.)
5. Работа с выпускниками.
Технологии работы:
- патронаж (до 23 лет) по месту жительства;
- посещение училищ, ССУЗов, ВУЗов,
в которых выпускники
- помощь при трудоустройстве.
6. Работа с родителями и
Технологии работы:
- индивидуальные беседы;
- собрания родственников;
- консультации и оказание
В течение всего учебного года социальные педагоги работают в тесном контакте с воспитателями и педагогом-психологом детского дома. Проводились консультации воспитателей по вопросам адаптации воспитанников, совместно организовывалась работа по профилактике правонарушений среды воспитанников. Ежегодно в детском доме проводятся педагогические советы совместно с педагогическими работниками школ, в которых обучаются дети детского дома.
Исходя из вышеизложенного,
в целях улучшения и
Главной целью учебно-воспитательной работы воспитанников является формирование всесторонне развитой, общественно активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем воспитанникам, в том числе и к подросткам с девиантным поведением. Однако учебно-воспитательная работа с воспитанниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.
Перевоспитание воспитанника – это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно ослабевают отрицательные тенденции.
С целью выявления индивидуальных особенностей развития воспитанников детского дома проводится работа по следующим направлениям:
-диагностическая работа;
-коррекционно – развивающая;
- профилактическая;
-консультативная.
Проводится диагностическое обследование детей по следующим диагностикам:
1. Особенности отношения к себе.
Методика Б.Лонга (самооценка)
Методика В.Т.Шура. Лесенка. (самооценка)
Методика Дембо- Рубинштейна (самооценка)
Социально- психологический опросник К.Роджера.
Анкета интересов.
2.Познавательные процессы.
Уровень внимания. Методика С.Л. Кабыльницкой.
Произвольность внимания. Методика Мюнстербарга.
Умственная работоспособность. Счёт по Крепелину.
Методика для определения умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене. Тест Равенна.
По итогам диагностического обследования проводился педсовет совместно с учителями школ, а также психолого – медико-педагогический консилиум, где вырабатывались общие мероприятия по воспитанию, обучению и лечению детей данного учреждения. Проводились индивидуальное консультирование педагогов по результатам обследования, давались общие рекомендации. Также заполнялись дневники индивидуального сопровождения на каждого ребёнка, где описаны все результаты обследования.
На основе диагностического обследования составлялась коррекционно - развивающая работа с детьми: «Детская гиперактивность и агрессивность». Главное внимание уделялось:
-развитию внимания ребёнка;
-тренировка психомоторных функций;
-развитию способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;
-коррекция поведения с помощью игр.
Следующим этапом работы является профилактическая работа со старшими воспитанниками по теме: «Я и мой выбор». Главными задачами на этом этапе работы были:
- сформировать умение
видеть ситуацию глазами
- сформировать ответственное
отношение к своему будущему,
умение реалистически
-сформулировать чувство уверенности, снизить уровень тревожности.
Все результаты диагностической работы отражаются в дневниках индивидуального сопровождения детей, дает рекомендации воспитателям (по результатам диагностического обследования), составляются коррекционные программы по преодолению выявленных нарушений на каждого ребенка, поступившего в детский дом, разрабатывается методика, согласно его возрасту и психическому состоянию с подключением программы «Коррекция синдрома дефицита внимания методом ЭЭГ бета – стимулирующего тренинга».
На каждого ребенка, с момента поступления в детский дом заводится и ведется папка «Советы психолога», где накапливается материал для написания психологического портрета при передаче ребенка далее в другие реабилитационные центры или детские дома, если это необходимо.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование адаптации подростков по методике диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Таблица 1. Адаптация
Уровень адаптации |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
1 |
4 |
Средний |
16 |
64% |
Низкий |
8 |
32% |
Информация о работе Реабилитация подростков в условиях детского дома