Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа
В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя информатики.
2. Разработать метод проектов по информатике и ИКТ на тему “Мультимедийные технологии ”
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Более подробно изучить метод проектов.
2. Разработать тематическое планирование курса и планы-конспекты уроков.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ 6
Сущность метода проектов. 6
Типологии проектов 7
Основные требования к использованию метода проектов 14
Этапы выполнения проекта. 16
Методический паспорт учебного проекта. 17
Результаты выполнения проекта 18
Обработка результатов 19
РАЗДЕЛ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КУРСЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В 5 КЛАССЕ 21
Цели и задачи курса 21
Этапы работы над проектом 24
Оформление портфолио проекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
Практико-ориентированные проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный
с самого начала результат деятельности
участников проекта, который обязательно
ориентирован на социальные интересы
самих участников (документ, созданный
на основе полученных результатов исследования
по экологии, биологии, географин, агрохимии,
исторического, литературоведческого
и другого характера; программа действий;
рекомендации, направленные на ликвидацию
выявленных несоответствий в природе,
обществе; проект закона; справочный материал;
словарь, например, обиходной школьной
лексики; дизайн дома, квартиры, учебного
кабинета; проект школьного зимнего сада
и т.п.).
Такой проект требует хорошо продуманной
структуры, даже сценария всей деятельности
и участие каждого из них, четкие результаты
совместной деятельности и участие каждого
в оформлении конечного продукта. Здесь
особенно важна хорошая организация координационной
работы в плане поэтапных обсуждений,
корректировки совместных и индивидуальных
усилий, в организации презентации полученных
результатов и возможных способов их внедрения
в практику, а также организация систематической
внешней оценки проекта.
По признаку предметно-содержательной области проекта (пункт 2) можно выделить моно проекты и межпредметные проекты.
Моно проекты.
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т. п.. Разумеется, работа над моно проектом предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений,, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по труппам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение а виде индивидуальных или над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а таже достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе Х1Х-ХХ веков», «На рубеже веков» и т. п.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру координации (пункт 3) это могут быть с открытой, явной координацией и со скрытой координацией (это относится в основном к телекоммуникационным проекта).
Проекты с открытой, явной координацией.
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте, в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече с каким-то официальным учреждением, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и т.н.).
Проекты со скрытой координацией.
В таких проектах координатор выступает
как полноправный участник проекта
(одни из ...). Примером таких проектов
могут служить известные
Что касается характера контактов
(пункт 4), то проекты могут быть внутренними,
или региональными (т. е. в пределах
одной страны), и
международными.
Внутренние, или региональные, проекты.
Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона одной страны. (Это относится только к телекоммуникационным проектам).
Международные проекты.
Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано ниже, поскольку для их организации требуются средства информационных технологий.
По количеству участников проекта (пункт 5) можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников) и групповые (между группами).
В последнем случае очень важно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников так и в объединенной группе участников проекта из разных школ, стран и т. д.) Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.
По продолжительности
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности или долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержит достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов, решающих одну значимую проблему). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которой имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый вид проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них [5,7,8].
Использование исследовательских методов:
Последнее особенно важно, так как относится к технологиям проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией проектного метода. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Выбор тематики проектов в разных
ситуациях может быть различным.
В одних случаях эта тематика
может формулироваться
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующими привлечения знания учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний [3].
План организации работы над проектом представлен в виде таблицы [Таблица 1].
Таблица 1
Тема |
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Начальный этап |
Разработка основных идей. Сбор и анализ данных. Обоснование актуализации. Формулирование гипотезы. |
2 |
Этап организации работы над проектом |
Выбор исполнителей, формирование команды, распределение обязанностей. Планирование работы, разработка содержания этапов. Определение форм и методов управления и контроля. |
3 |
Этап реализации проекта |
обобщение всей информации. Подготовка наглядно- Разработка аудио и видеоряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов. |
4 |
Завершение проекта |
Представление и защита проекта в классе, на конференции. Сопоставление первоначальных
целей и результатов Оценка и подведение итогов; оценка учащимися результатов своей деятельности. |
Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)
Тема (ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
Задача учебно-педагогическая (на класс, группу, каждого учащегося)
Возраст учащихся (класс)
Время работы над проектом
Режим работы
Обеспечение
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
ЗУН и обще учебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
Мотивация к познанию, работе.
Предполагаемые приращения: