Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики и ИКТ на примере различных тем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя информатики.
2. Разработать метод проектов по информатике и ИКТ на тему “Мультимедийные технологии ”
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Более подробно изучить метод проектов.
2. Разработать тематическое планирование курса и планы-конспекты уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ 6
Сущность метода проектов. 6
Типологии проектов 7
Основные требования к использованию метода проектов 14
Этапы выполнения проекта. 16
Методический паспорт учебного проекта. 17
Результаты выполнения проекта 18
Обработка результатов 19
РАЗДЕЛ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КУРСЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В 5 КЛАССЕ 21
Цели и задачи курса 21
Этапы работы над проектом 24
Оформление портфолио проекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТИМОИ c нумерацией.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Практико-ориентированные  проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географин, агрохимии, исторического, литературоведческого и другого характера; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.п.). 
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности и участие каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

По признаку предметно-содержательной области проекта (пункт 2) можно выделить моно проекты и межпредметные  проекты.

Моно проекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т. п.. Разумеется, работа над моно проектом предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений,, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по труппам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение а виде индивидуальных или над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а таже достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе Х1Х-ХХ веков», «На рубеже веков» и т. п.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру координации (пункт 3) это могут быть с открытой, явной  координацией и со скрытой координацией (это относится в основном к телекоммуникационным проекта).

Проекты с открытой, явной  координацией.

В таких проектах координатор проекта  участвует в проекте, в собственной  своей функции, ненавязчиво направляя  работу его участников, организуя  в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече с каким-то официальным учреждением, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и т.н.).

Проекты со скрытой координацией.

В таких проектах координатор выступает  как полноправный участник проекта (одни из ...). Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные  в Великобританцы (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в котором в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» «коллеге грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. По окончанию проекта был издан интересный сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых и других сделок. Еще в одном случае для исследования некоторых: исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта в разные регионы планеты. Он просил сообщить ему о всех интересных находках, обнаруженных нх участниками при раскопках, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли участников проекта глубже вникать в проблему.

Что касается характера контактов (пункт 4), то проекты могут быть внутренними, или региональными (т. е. в пределах одной страны), и 
международными.

Внутренние, или региональные, проекты.

Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона одной страны. (Это относится только к телекоммуникационным проектам).

Международные проекты.

Участниками проекта являются представители  разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано ниже, поскольку для их организации требуются средства информационных технологий.

По количеству участников проекта (пункт 5) можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников) и групповые (между группами).

В последнем случае очень важно  с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников так и в объединенной группе участников проекта из разных школ, стран и т. д.) Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

По продолжительности проведения (пункт 6) проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты  проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности или долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержит достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов, решающих одну значимую проблему). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которой имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый вид проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них [5,7,8].

  • Основные требования к использованию метода проектов
  1. Наличие значимой в исследовательской, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного здания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, сценарий школьного спектакля и т.д.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей совместных/специальных проектов.
  5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов:

    • Определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования.
    • Выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования.
    • Оформление конечных результатов.
    • Анализ полученных данных.
    • Подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и т.д.).

Последнее особенно важно, так как  относится  к технологиям проектных  методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией проектного метода. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами  органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующими привлечения знания учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний [3].

  • Этапы выполнения проекта.

План организации работы над  проектом представлен в виде таблицы [Таблица 1].

Таблица 1

Тема

Этапы работы

Содержание этапа

1

Начальный этап

Разработка основных идей.

Сбор и анализ данных.

Обоснование актуализации.

Формулирование гипотезы.

2

Этап организации работы над проектом

Выбор исполнителей, формирование команды, распределение обязанностей.

Планирование работы, разработка содержания этапов.

Определение форм и методов  управления и контроля.

3

Этап реализации проекта

обобщение всей информации.

Подготовка наглядно-графического материала.

Разработка аудио и  видеоряда проекта.

Контроль и коррекция  промежуточных результатов.

4

Завершение проекта

Представление и защита проекта в классе, на конференции.

Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования.

Оценка и подведение итогов; оценка учащимися результатов своей деятельности.


 

    • Методический паспорт учебного проекта.

    Адресация (кому предназначен, когда  можно использовать - для определения  места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)

    Тема (ы) учебно-тематического плана предмета/предметов

     Цели: образовательные, воспитательные, развивающие

    Задача учебно-педагогическая (на класс, группу, каждого учащегося)

    Возраст учащихся (класс)

    Время работы над проектом

    Режим работы

    Обеспечение

    Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

    Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические  ресурсы)

    ЗУН и обще учебные навыки, необходимые  учащимся для самостоятельной работы

    Мотивация к познанию, работе.

    Предполагаемые приращения:

    Информация о работе Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики и ИКТ на примере различных тем