Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики и ИКТ на примере различных тем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя информатики.
2. Разработать метод проектов по информатике и ИКТ на тему “Мультимедийные технологии ”
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Более подробно изучить метод проектов.
2. Разработать тематическое планирование курса и планы-конспекты уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ 6
Сущность метода проектов. 6
Типологии проектов 7
Основные требования к использованию метода проектов 14
Этапы выполнения проекта. 16
Методический паспорт учебного проекта. 17
Результаты выполнения проекта 18
Обработка результатов 19
РАЗДЕЛ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КУРСЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В 5 КЛАССЕ 21
Цели и задачи курса 21
Этапы работы над проектом 24
Оформление портфолио проекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТИМОИ c нумерацией.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в  проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в  баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Не следует на основании «качества продукта» выставлять внешнюю оценку (данную учителем по формальным признакам, внесенную в документ для промежуточной или итоговой аттестации). Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.

  • Оформление портфолио проекта

Портфолио (в широком смысле) –  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 
 Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются его достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени. Портфолио используется в качестве одного из механизмов аттестации выпускников основной школы и организации поступления в старшую профильную школу. Педагогическая инновация "портфолио” дает возможность дополнять традиционные контрольно-оценочные средства результатами, достигнутыми учеником в разнообразных видах деятельности.

В портфолио проекта учащегося 5 класса входят следующие материалы:

  • визитки сказочных героев;
  • сценарий мультфильма;
  • мультфильм, созданный на компьютере;
  • компьютерная презентация по итогам проекта;

Визитки героев должны содержать информацию, необходимую для идентификации  персонажа и проведения сравнительной  характеристики родственных героев.

Оценивание результатов проект.

Результатом проекта являются созданные  школьниками мультфильмы. Они оцениваются  по трем критериям:

  1. Подготовительный этап: визитки и сравнительная характеристика родственных героев.
  2. Передача сюжета: передача характер героя, его отличительных особенностей, предназначения.
  3. Художественный портрет: насколько изображение героя соответствует его описанию.

По каждому критерию выставляются баллы по 5-ти бальной шкале. Затем  баллы суммируются, и получается итоговый балл.

Оценка учителя должна строиться на основе групповой и самооценки [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимость применения проектной  методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной  системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями.

Проектная методика является эффективной  инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Метод проектов позволяет формировать  некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую Очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Результатом работы является тематическое планирование курса «Мультимедийные  технологии» и план - конспекты  уроков. В работе мы достигли поставленных целей и задач

Список литературы

 

  1. Барышникова Е.У. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ИНФОРМАТИКЕ.//URL : http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/statya-proektnyi-metod-v-informatike (Дата обращения 6.10.2012)
  2. ГОУСПО «Тотемский педагогический колледж»/ Дипломная работа: «Метод проектов и его значение при обучении в начальной школе», 2008 г/ URL : http://www.bestreferat.ru/referat-188148.html
  3. Киселева М. Г. Аттестационная работа по информатике Метод проектов при изучении информатики в 5 классе. Цикл уроков «Мультимедиа технологии»/ URL: http://pedsovet.su/load/38-1-0-5004
  4. Логвинова Е.П., Статья «Использование метода проектов на уроках информатики» / URL http://www.kromshkola.ru/load/ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokakh_informatiki/1-1-0-64
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  6. Полат Е.С. Метод проектов// URL: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm 
  7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г./ URL : http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat3.htm
  8. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  9. Шушенко В.А. Применение метода проектов на уроках информатики/ интернет-ресурс: http://pedsovet.su/publ/11-1-0-815

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поурочное планирование проекта «Анализ родственных  сказочных героев»

  •  
    Тематическое планирование курса

  • Курс состоит из 6 занятий [Таблица 4].

Таблица 4

№ урока

 Тема урока

1

Подготовка к созданию мультфильма. Разработка сюжета.

2

Создание первого кадра.

3

Создание кадров мультфильма.

4

Редактирование кадров мультфильма.

5

Создание анимации с помощью MS Power Point.

6

 Заключительное занятие.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Урок 1«ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ МУЛЬТФИЛЬМА. РАЗРАБОТКА СЮЖЕТА»

 
Цель урока: Повторить технику безопасности. Объяснить детям принцип создания мультфильмов и понятие сюжета. Повторить создание папок, а также сохранение файлов.

 
Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, технологическая. 

План урока:

1. Орг. момент - 1 мин. 
2. Повторение техники безопасности и правил поведения в кабинете информатики - 11 мин.; 
3. Проект по созданию м/ф: подготовительный этап – 21 мин. 
4. Практическая работа - 6 мин. 
5. Подведение итогов - 1 мин.

Ход урока.

1. Орг. Момент

«Здравствуйте, дети!»

Проверка присутствующих.

2. Повторение техники безопасности  и правил поведения в компьютерном  классе. 
«В начале урока мы повторим технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики»»

(Можно попросить ребят самостоятельно  вспомнить правила поведения. После повторения расписаться в журнале по ТБ.)

 
3. Проект по созданию м/ф: подготовительный  этап

«Ребята, вы любите сказки? А каких  сказочных персонажей вы помните? 
Замечали ли вы когда-нибудь, что некоторые персонажи очень похожи между собой, например, Буратино и Пиноккио, Спящая царевна и Белоснежка? (Попросить привести примеры. Пары родственных героев, записать на доске.) 
Я предлагаю вам принять участие в проекте по созданию мультфильмов, который называется «Анализ родственных сказочных героев». Вы выберете пару родственных сказочных героев, составите описание каждого персонажа, сравните похожих героев и нарисуете мультфильмы с участием выбранных вами сказочных персонажей». 
 Учащиеся разбиваются на пары (5 или 7 групп при составе всей группы до 14 человек). Каждая группа выбирает сказочного персонажа. Все учащиеся получают одинаковое домашнее задание (способствует формированию информационной, технологической компетенций, а также компетенций решения проблем и самообразования): прочитать сказки, составить визитки героев и придумать сюжет будущего мультфильма по схеме: завязка – развитие - действия - кульминация - развязка.

Замечание: сюжет должен отражать характер героя, отличительные особенности, внешность и соответствовать  предназначению сказочного персонажа.

«Рассмотрим, что должны представлять ваши мультики на примере уже готовых  мультфильмов». 
(Демонстрация готовых мультфильмов), во время которой учитель должен обратить внимание детей на краткость сюжета, последовательность и плавное перетекание кадров и небольшую продолжительность мультика.

  1. Практическая работа.

Подготовить папки, в которых будут  храниться кадры будущего мультфильма. Путь: C:\Documents and Settings\uch1 (2, 3, 4, 5, 6, 7)\Мои  документы \5А\Кадры 

 

Урок 2«СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО КАДРА»

 
Цель урока: Провести коллективное обсуждение визиток героев, выявить  сходства и отличия родственных  сказочных персонажей. Объяснить  требования к кадрам мультфильма. Создать  первый кадр.

 
Компетентности, формируемые на данном уроке:

коммуникативная, информационная, технологическая.

 
План урока:

    1. Орг. момент - 1 мин.
    2. Проект по созданию м/ф: аналитический этап – 25-30мин.

3. Проект по созданию м/ф: практический  этап – ≈ 15 мин. 
4. Подведение итогов - 1 мин.

 
Ход урока.

1. Орг. момент.

«Здравствуйте, дети!»

Проверка присутствующих.

2. Проект по созданию м/ф: аналитический  этап.

Представление визиток героев и  сюжетов будущих м/ф участниками  проекта, обсуждение визиток и сюжетов. В результате обсуждения должны быть внесены коррективы в визитки  и сюжеты, а также отмечено, что родственные сказочные персонажи имеют не только сходства, но и существенные отличия.  
Д/з (способствует формированию информационной компетенции и компетенции решения проблем): подготовить сравнительную характеристику родственных сказочных героев по схеме:

Сказочник: __________________________

Сказочный персонаж: _________________

Внешность:___________________________

Характер:____________________________

Отличительные особенности:___________

Предназначение:______________________

Для этого группы попарно объединяются.

    1. Проект по созданию м/ф: практический этап

Работа над мультфильмом начинается с создания кадров мультфильма. Начальным (нулевым) должен быть титульный кадр. Создавать его некоторые учащиеся могли начать на прошлом занятии. Тогда же учащимися была зарисована в тетради схема титульного кадра. 
Когда титульный кадр будет создан, приступаем к созданию первого кадра. Тщательно прорисовываем сказочного персонажа и фон.

    1. Подведение итогов.

Итак, титульные кадры готовы. Некоторые из вас приступили к созданию первого кадра м/ф. я вижу, как вы стараетесь, и у вас неплохо получается. На следующем занятии мы обсудим сравнительную характеристику сказочных героев и продолжим создание кадров мультфильма. А сейчас урок окончен».

 

Урок 3«СОЗДАНИЕ КАДРОВ МУЛЬТФИЛЬМА»

 
Цель урока: Провести коллективное обсуждение сравнительных характеристик  героев, продолжать работу по созданию мультфильма.

 
Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, информационная, технологическая.

 
План урока:

1. Орг. момент - 1 мин. 
2. Проект по созданию м/ф: аналитический этап – 11мин. 
3. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 27 мин. 
4. Подведение итогов - 1 мин.

 
Ход урока. 
1. Орг. момент. 
«Здравствуйте, дети!» 
Проверка присутствующих. 
2. Проект по созданию м/ф: аналитический этап.

Представление сравнительных характеристик  героев. В результате обсуждения должны быть подчеркнуты отличительные  особенности персонажей, которые  необходимо отразить в мультфильме.

3. Проект по созданию м/ф: практический этап 
Создание кадров мультфильма. 
4. Подведение итогов. 
«На следующем уроке мы продолжим создание кадров мультфильма. Если у вас дома есть компьютер, можете нарисовать несколько кадров дома. Урок окончен»

 

Урок 4 «РЕДАКТИРОВАНИЕ КАДРОВ МУЛЬТФИЛЬМА»

 
Цель урока: Продолжить работу по созданию мультфильма, корректируя кадры.

 
Компетентности, формируемые на данном уроке: 
коммуникативная, технологическая.

 
План урока:

1. Орг. момент - 1 мин. 
2. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 37 мин. 
3. Подведение итогов - 2 мин. 
Ход урока.

1. Орг. момент. 
«Здравствуйте, дети!» 
Проверка присутствующих.

2. Проект по созданию м/ф: практический  этап

Продолжить работу над созданием  кадров мультфильма. Сориентировать ребят  на то, что это последний урок, когда можно рисовать кадры. Школьники, которым не хватит времени, должны дорисовать кадры дома или в школе во внеурочное время.

3.Подведение итогов.

«На следующем уроке мы подготовим кадры для соединения в мультфильм. Урок окончен».

Урок 5 « СОЗДАНИЕ АНИМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ MS POWER POINT»

 
Цель урока: Научить создавать  анимационные файлы на примере программы MS Power Point. 
Компетентности, формируемые на данном уроке: 
коммуникативная, технологическая.

Информация о работе Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики и ИКТ на примере различных тем