Регулирование и коррекция процессов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:38, доклад

Краткое описание

Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря им поддерживается упорядоченность системы управления школой, устраняются факторы дезорганизации.
Регулирование определяется нами как вид деятельности на основе внесения коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Для процесса управления школой характерным является противоречие между ее статикой и динамикой. Чтобы перевести систему школы в качественно новое состояние, необходимо определенное время сохранять ее относительную стабильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование и коррекция процессов управления ДРК.doc

— 976.50 Кб (Скачать файл)

Социальные  методы мотивации (IV): 1 — развитие желания быть полезным отечеству, 2 — побуждение подражать сильной личности, 3 — создание ситуации взаимопомрщи, 4 — поиск контактов и сотрудничества, 5 — заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 — взаимопроверка, 7 — рецензирование. 

 

МЕТОДИКА  ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ

1. Подсчитать  число учителей, регулярно применяющих  различные методы стимулирования  учебной деятельности (т. е. поставивших  2 балла по любому из пунктов). Вычислить процент от общего числа анкетируемых, построить диаграмму.

Оценить степень  владения каждым методом мотивации  и стимулирования деятельности: 85% и выше—оптимальный уровень, 65— 84% — достаточный, 40—64% — низкий.

 

 

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ            

ЦЕЛЬ: изучение уровня работы учителя по обеспечению условий формирования мотивации деятельности учащихся на уроке.

1. Изучение активности  учащихся на уроке. Составление  карты наблюдений: + (плюс) — положительный ответ; - (минус) — отрицательный ответ; + (плюс, минус) —частичный ответ.

Вычислить в процентах коэффициент активности (К^) учащихся:

 

 

 

 

3.  Организация активной деятельности учащихся на уроке осуществлена полностью (2 балла), частично (1 балл), не осуществлена (0 баллов).

4.  Использованные методы мотивации и стимулирования (подчеркнуть): эмоциональные (поощрение, наказание, учебно-познавательная игра, создание ситуаций успеха, свободный выбор заданий и др.); познавательные (проблемная ситуация, опора на жизненный опыт, творческие задания); волевые (информация об обязательных результатах, самооценка, прогноз на будущее); социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи и др.). 

 

МЕТОДИКА  ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Используя  показатель активности в процентах,  составить диаграмму (при анализе  количества посещенных уроков рекомендуется применять средний процент активности).

2.  Вычислить КПД самостоятельной работы. Составить диаграмму.

3.  Вычислить средний балл вовлечения учащихся в активную деятельность.                

4.  Вычислить в процентах коэффициент реализации методов:  

 

 

 

Составить диаграммы.

5.  Варианты выявляемых тенденций: например, соотношение различных мотивов в познавательной деятельности учащихся.

6.  Возможные меры по регулированию и коррекции: рекомендации при работе в конкретном классе с учетом ведущих мотивов деятельности учащихся; рекомендации по дифференцированному подходу к обучению с учетом соотношения уровня сформированных мотивов деятельности. 

 

III. День ДРК по проблеме «Учебное занятие глазами учителя и ученика»  

 

ЦЕЛЬ: установить, является ли учебное занятие личностно-ориентированным; выявить характер взаимодействия учителя и ученика с позиций развивающего обучения

ЗАДАЧИ:

1. Определить  соответствие форм и методов  работы учителя требованиям развивающего  обучения.

2.  Оценить характер взаимодействий учителя и ученика во время учебного занятия.

3. Определить, ориентировано  ли занятие на потребности  ученика.

4.  Принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебного занятия.

ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: учебное занятие как ведущая форма в работе учителя и ученика в системе развития личности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условия и факторы, стимулирующие взаимодействие учителя и ученика для перевода их из режима функционирования в режим развития.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: Если учитель а) понимает основы развивающего обучения; б) знает и умеет создавать условия для развития ученика на учебном занятии; в) учитывает потребности и возможности учащихся и строит свою работу в соответствии с ними; г) обеспечивает настрой на взаимодействие с учащимися; д) владеет методическим арсеналом современных технологий обучения, — это приведет к переводу ученика из объекта обучения в его субъект, к педагогическому сотрудничеству в достижении единой для них общественно значимой цели; к переводу ученика из зоны актуального развития зону ближайшего развития.

МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, анкетирование.  

 

Микроисследование 1 

 

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ 

ЦЕЛИ: выявить  характер взаимодействия учителя и  ученика на учебном занятии и их соответствие требованиям развивающего обучения; установить соответствие содержания учебного материала возможностям и потребностям учащихся.

 

 

Микроисследование 2

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ ЦЕЛЬ: выявить состояние и характер взаимодействия учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности. 

 

           

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

1. Учитель и  ученик формулируют ответы: да (3 балла); частично (2 балла); нет (1 балл).

2. Для построения  профиля учебного занятия необходимо перевести ответы в баллы и зафиксировать их на шкале, выставлять карандашом синего цвета; баллы наблюдателя — карандашом зеленого цвета.

3.  Соединив точки каждого цвета друг с другом, получить три профиля урока.

4. Необходимо  проанализировать соответствие профилей друг другу. Сделать выводы и выработать рекомендации по коррекции учебно-воспитательного процесса на учебном занятии в соответствии с целями развивающего обучения. 

 

IV. День ДРК по проблеме «Состояние формирования общеучебных умений и навыков у учащихся» 

 

ЦЕЛЬ: выявить состояние и уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся (ОУУН).

ЗАДАЧИ:

1. Определить  степень сформированности у учащихся  ОУУН.

2.  Оценить и выявить в системе УВП динамику формирования ОУУН у учащихся.

3.  Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме.

ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: система формирования ОУУН в УВП школы (класса).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: факторы и условия, стимулирующие формирование ОУУН у учащихся или препятствующие этому.

ГИПОТЕЗА: постоянная диагностика условий и факторов, стимулирующих формирование ОУУН или препятствующих этому, способствует оперативному регулированию данной проблемы в деятельности учителя и ученика.

МЕТОДЫ  ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение {см. микроисследование 1); анкетирование (см. микроисследование 2); уровневые контрольные работы (готовятся совместно с кафедрами, МО); собеседование (см. микроисследование 3).

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ДРК:

1.  Инструктаж участников.

2. Составление программы проводящими диагностирование.

3.  Определение сроков

4.  Анализ материалов, выявление тенденций и составление диаграмм, схем, таблиц, графиков.

5. Обсуждение  на педагогическом совете итогов  дня ДРК (см. примерную программу).  

 

Микроисследование 1 

 

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ    

ЦЕЛЬ  ПОСЕЩЕНИЯ: выявить состояние и уровень сформированное общеучебных умений и навыков у учащихся:

 

 

 

  

 

 

 

Микроисследование 2 

 

АНКЕТА  «КАК ВЫ ВЛАДЕЕТЕ УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ УМЕНИЯМИ?»

Ребята! Вам  предлагается самим оценить уровень  овладения вами учебно-организационными умениями. По каждому из перечисленных ниже умений постарайтесь определить: владеете (3), частично (2), не владеете (1).

Класс______ Ф. И. учащегося______________________

Умеете ли вы:

1.  Составлять план ответа?

2.  Озаглавливать отдельные абзацы параграфа?

3.  Составлять тезисы прочитанного?

4. Кратко излагать  текст двумя-тремя предложениями?

5.  Составлять рецензии?

6.  Вести конспект, готовить реферат?

7. Писать отзыв на прочитанную книгу, аннотацию к ней?

8. Написать заметку  в газету, объявление?

9.  Выписывать цитаты?

10.  Записывать под диктовку?

11.  Писать изложение?

12. Писать сочинение?

13. Написать  автобиографию?

14. Составить  (вести) протокол?

15. Вести разговор (беседу) на учебные и свободные темы?

16.  Пересказывать по плану (сжато, выборочно) содержание учебных текстов, отрывков из художественных произведений, радио и телепередач, фрагментов кинофильмов?

17. Создавать  связные по стилю, типу речи, композиции высказывания на основе сравнения фактов, явлений?

Спасибо за ответ!

Микроисследование 3 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ

1. Какими документами,  материалами пользуетесь при  формировании у учащихся ОУУН?

2. Как используете  данный материал в своей работы при формировании ОУУН?

3.  Что стимулирует вашу работу, что препятствует формированию ОУУН? 

 

МЕТОДИКА  ОБРАБОТКИ АНКЕТ

1.  Уровни владения различными видами ОУУН оцениваются в баллах: владею — 3, частично — 2, не владею — 1.    

2.  Подсчитать число баллов для ученика. Результаты анкетирования занести в ведомости по следующей форме:

 

 

4. Вычислить  средний коэффициент уровня сформированности  учебно-организационных умений для  класса:

где п — число учащихся.

Коэффициент используется для сопоставления уровня сформированности учебно-организационных умений в последующих ежегодных обследованиях.

3.      Построить график уровня сформированное у учащихся учебно-организационных умений (по классам и параллелям). 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОУУН. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

1.  Провести заседание «круглого стола» по данной проблеме. Ответственный — зам. директора по учебной работе.

2. Рекомендовать  учителям______________________________________________темы                                                                             

                                      (Ф. и.о.) 

самообразования по данной проблеме. Ответственный  — зам. директора по научной работе.

3.  Создать творческую группу учителей тренинга по формированию алгоритмов овладения ОУУН. Ответственный — методический совет.

4.  Организовать взаимопроведение уроков. Ответственные — зав. кафедрами, рукрводители МО.

5.  Организовать тренинговые кружки: для учащихся 1—4 классов — «Азбука организованности»; для учащихся 5—9 классов — «Сотвори сам себя»; для учащихся 10—11 классов — «НОТ школьника». Ответственный — зам. директора по учебной работе.

6.  Возобновить проведение библиотечных уроков для учащихся с целью формирования алгоритмов ОУУН. Ответственные — библиотекарь, классные руководители.

7.  Провести с родителями занятие-тренинг педагогического всеобуча «Как помочь ребенку учиться и воспитать самого себя». Ответственные — зам. директора по воспитательной работе, психолог, логопед, социальный педагог.    

8.  Провести повторный выборочный контроль в конце учебного года. Ответственный — зам. директора.  

 

V. День ДРК по проблеме «Определение уровня воспитанности учащихся»         

 

ЦЕЛЬ: выявить уровень воспитанности ученика в развивающейся школе.

ЗАДАЧА: определить состояние уровня воспитанности учащихся; оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса; наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система УВП в школе (классе).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.  ...

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетирование, наблюдение, беседа и др.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ДРК:

1.  Инструктаж участников дня ДРК по технологии анкетирования.

2.  Составление каждым участником собственной программы проведения дня ДРК.

3.  Определение сроков исследования и обработки материалов диагностики. Составление карт воспитанности учащихся.

4. Составление  и принятие программы воспитания учащихся родителями, классными руководителями по выявленным тенденциям.

ИНСТРУКТАЖ

1. Воспитанность  — это интегративный показатель  сформированных отношений ученика (его позиции) к учебе, природе, обществу, людям и к себе.

2.  Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцированы по возрастным периодам: 1—5, 6—9, 10—11 классы.    

3. Оценка проводится  по трехбалльной системе: 3 — да, 2 — не совсем, 1 — нет. По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год — в сентябре и в мае.

4. Как проводится  оценка:

а) необходимо ознакомить учащихся с ценностными ориентациями и по каждой из них провести обсуждение на различных занятиях (классных часах, диспутах, устных журналах, «круглых столах»), чтобы учащиеся осознали смысл показателей;

б) применяя трехбалльную систему оценки, мы придаем ей несколько иной смысл: 3 — да, 2 — не совсем, 1 — нет;

в)  по критерию «интеллектуальный уровень» выводится средняя оценка, по критерию «позиция» — итоговая оценка за каждый показатель. В результате получается 17 оценок. Всего же будет 18 оценок. Эти 18 оценок заносятся в карту ученика;

г)  экспертная группа избирается самими учащимися, в нее входят 2—3 ученика и 2—3 учителя, наиболее уважаемые всеми;

Информация о работе Регулирование и коррекция процессов управления