Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:38, доклад
Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря им поддерживается упорядоченность системы управления школой, устраняются факторы дезорганизации.
Регулирование определяется нами как вид деятельности на основе внесения коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Для процесса управления школой характерным является противоречие между ее статикой и динамикой. Чтобы перевести систему школы в качественно новое состояние, необходимо определенное время сохранять ее относительную стабильность.
д) оценка производится в конце учебного года. В результате у ученика появляется больше уверенности в том, что он имеет собственную позицию, основанную на духовных, нравственных и моральных ценностях, которые он воспринял.
Микроисследование 1
АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ
Составить таблицу обобщенной информации по вопросу «Уровень воспитанности учащихся в школе, в классе». В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ:
1. Оценить каждый показатель.
2. Вычислить средний показатель по блоку (суммировать баллы по данному показателю и разделить на число учащихся).
3. По полученным средним показателям построить график. Примечание. На графике разными цветами отмечаются оценки учащихся, родителей, учителей.
4. Определить систему мер по регулированию и коррекции.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ МИНИ-ПРОГРАММ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ
VI. День ДРК по проблеме «Нормализация учебной нагрузки ученика»
ЦЕЛЬ: выявить уровень учебной нагрузки для ученика. ЗАДАЧИ:
1. Определить уровень учебной нагрузки учащихся класса (школы).
2. Оценить оптимальность учебной нагрузки учащихся; выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на нормализацию учебной нагрузки ученика.
3. Принять (наметить) управленческие решения по регулированию и коррекции учебной нагрузки учащихся.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система УВП класса (школы).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: объем (дозировка) учебной нагрузки ученика на уроке.
МЕТОДЫ: анкетирование, хронометраж и др.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: если учебная нагрузка учащихся соответствует реальному уровню развития личности в УВП, то это приведет к сохранению здоровья учащихся, ликвидации их перегрузок, стабильным результатам обучения.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ДРК:
1. Комплектование рабочей группы.
2. Инструктаж участников.
3. Составление
каждым участником личной мини-
4. Определение сроков проведения и обработки материалов.
5. Анализ и выявление тенденций, составление схем, таблиц, диаграмм и др.
6. Принятие программы управленческих решений по регулированию и коррекции работы для нормализации учебной нагрузки учащихся с целью оперативного регулирования проблем, стоящих перед школой.
Микроисследование 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Ребята! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты с целью изучения вашей учебной нагрузки. Ответы выражайте следующими оценками:
3 — да; 2 — не совсем; 1 — нет.
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?______
2. Легко ли тебе дается учение?_______
3. Устаешь ли
ты после дня занятий в школе?_
4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?______
5. Устраивает ли тебя режим:
6-дневной учебной недели?_____
5-дневной учебной недели?_____
6. Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий?______
7. Считаешь ли
ты, что в качестве домашних
заданий имеют место
8. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения:
а) при отборе содержания учебного материала на уроке? _____
б) при дозировке домашних заданий?_____
9. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т. д.)?_______
10. Реагируют ли учителя на твои замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?______
11. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?_____
12. Считаешь
ли ты, что объем домашних заданий
завышен по следующим
а) русский язык______ е) химия______
б) литература_______ ж) история______
в) алгебра______
г) геометрия______ и) биология______
д) физика______
13. Насколько ты удовлетворен расписанием по дням недели?
а) понедельник______ г) четверг______
б), вторник______
в) среда______
14. Сколько времени
ты тратишь на подготовку
до 1 часа______
до 2 часов______
Микроисследование 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Уважаемые коллеги! С целью нормализации учебной нагрузки учащихся просим вас ответить на следующие вопросы, выразив ваше отношение оценками:
3 — да; 2 — не совсем; 1 — нет.
1. Удовлетворены ли вы работой в школе:
а) режимом работы школы?______
б) вашим расписанием?______
в) вашей педагогической нагрузкой?______
2. Считаете ли вы, что учащимся легко учиться в школе?_______
3. Устают ли
ваши ученики после дня
4. Считаете ли
вы, что ученики испытывают
5. Удовлетворяет ли вас режим:
6-дневной учебной недели?____
5-дневной учебной недели?____
6. Считаете ли вы, что объем домашних заданий по вашему предмету соответствует норме?______
7. Задаете ли вы учащимся на дом трудоемкие, но малоэффективные задания?______
8. Учитываете ли вы особенности обучения детей в разнопрофильных классах:
а) при отборе содержания учебного материала на уроке?_______
б) при дозировке домашних заданий?______
9. Считаете ли вы, что у учащихся достаточно времени для занятий по интересам?_______
10. Реагируете
ли вы на замечания по
а) коллег______
б) родителей
в)учеников ?
11. Считаете ли вы, что продолжительность перемены достаточна для отдыха учащихся?______
Микроисследование 3
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! С целью изучения объема учебной нагрузки вашего ребенка просим выразить ваше отношение в оценках:
3 — да; 2 — не совсем; 1 — нет.
1. Удовлетворены ли вы организацией УВП в школе?______
2. Считаете ли вы, что вашему ребенку легко учиться в школе?______
3. Устает ли ваш ребенок после дня учебных занятий в школе?______
4. Наблюдаете ли вы переутомление у вашего ребенка к концу учебной недели?_______
5. Удовлетворяет ли вас режим работы школы:
6-дневной учебной недели?_______
5-дневной учебной недели?_______
6. Считаете ли вы, что объем домашних заданий оптимален для вашего ребенка?_______
7. Считаете ли вы, что в качестве домашних заданий имеет место выполнение трудоемких, но малоэффективных видов работ? ______
8. Замечаете ли вы регулировку учителями-предметниками домашних заданий с учетом профильности обучения?
9. Имеет ли ваш
ребенок достаточно времени для занятий
по интересам?_______
10. Реагируют ли учителя на ваши замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?______
11. Есть ли жалобы у вашего ребенка на нехватку времени для отдыха и подготовки к следующему уроку в течение перемены?______
МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТ
1. Анкетируемый дает ответы на вопросы анкеты по трехбалльной системе: да — 3; не совсем — 2; нет — 1.
2. Вычисляется
средний балл по вопросам
3. Строится график и выявляются тенденции.
4. Далее строится диаграмма состояния учебной нагрузки учащихся по конкретным учебным предметам.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА НОРМАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ
Смысл управленческого решения будет состоять в регулировании и коррекции выявленных тенденций. Например: выявлена перегрузка учащихся домашними заданиями по предметам математического цикла и выделена группа учителей, которые не соблюдают допустимую дозировку домашних заданий. Соответственно определяются меры по ликвидации недостатков и ответственные лица. Организуются занятия-тренинги по нормам дозировки домашних заданий с учителями, планируется контроль за выполнением рекомендаций.
VII. День ДРК по проблеме «Дозировка домашних заданий»
ЦЕЛЬ: выявить состояние и уровень дозирования домашних заданий в 7 классе.
ЗАДАЧИ:
1. Определить состояние дозирования домашних заданий.
2. Оценить и выявить тенденции дозирования домашних заданий.
3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции объема домашних заданий.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система УВП.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условия и факторы, определяющие дозирование домашних заданий.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: Если будут созданы оптимальные условия, а именно: высокая эффективность урока; организация работы по учебным пособиям, соответствующим зоне ближайшего развития ученика; оптимальный объем домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей; оптимальное расписание в режиме дня, — то это будет способствовать сохранению здоровья, повышению уровня обучаемости учащихся.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение уроков учителей, хронометраж, собеседование с учителями (после посещения уроков)
.
Микроисследование 1
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ
1. Соответствует ли домашнее задание ТДЦ урока: полностью — 3 балла;
частично — 2 балла;
не соответствует — 1 балл.
2. Насколько реализуется ТДЦ урока: полностью — 3 балла;
частично — 2 балла;
не реализуется — 1 балл.
3. Количество учащихся, активно работающих на уроке: весь класс — 3 балла;
большая часть — 2 балла;
менее половины класса — 1 балл.
4. Соответствует ли содержание домашнего задания содержанию урока:
полностью — 3 балла;
частично — 2 балла; не соответствует — 1 балл.
5. Соответствуют ли объем и сложность домашних заданий уровню обученности и обучаемости: полностью — 3 балла;
частично — 2 балла;
не соответствуют — 1 балл.
6. Продолжительность информации о домашних заданиях, включая инструктаж по выполнению и запись в дневнике:
3 мин — 3 балла;
2 мин — 2 балла;
1 мин — 1 балл.
7. Наличие записи о домашних заданиях в дневниках: у всех учащихся — 3 балла;
более чем у половины класса — 2 балла; менее чем у половины класса — 1 балл.
Микроисследование 2
ПРОГРАММА СОБЕСЕДОВАНИЯ
1. Сколько минут тратит ученик на подбор литературы для выполнения домашних заданий?
2. Сколько минут тратит ученик :
на изучение теоретических положений?
на их осмысление (пересказ, ответы на вопросы...)?
на практическое применение теоретических знаний (решение задач, выполнение упражнений, работа с контурными картами...)?
Показателем оценки является затрачиваемое итоговое время: менее 20, 20—25, 25—35, 35—40, более 40 мин.
Микроисследование 3
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ И ХРОНОМЕТРАЖ
1. Сколько времени
вы затрачиваете на выполнение домашних
заданий?
2 —2 ч 30 мин;
1 —2 ч;
2 ч 30 мин — 3 ч;
менее 1 ч;
более 3 ч.
2. Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашних заданий по отдельным предметам?
25—35 мин;
20—25 мин;
35—40 мин;
менее 20 мин;
более 40 мин.
3. С каким настроением вы приступаете к выполнению домашних заданий?
с большим желанием и интересом — 3 балла;
без желания, но с чувством долга — 2 балла;
без интереса и желания — 1 балл.
4. Выполняете домашние задания:
самостоятельно — 3 балла;
с помощью... — 2 балла;
не выполняю — 0 баллов.
5. Выполняете домашние задания:
через 2 ч после окончания занятий в школе — 3 балла;
через 3—4 ч — 2 балла;
в вечернее время — 1 балл.
6. Получаете
индивидуальные домашние
всегда — 3 балла;
иногда — 2 балла;
никогда — 1 балл.
7. Домашние задания
по объему и сложности
полностью — 3 балла;
частично — 2 балла;
не соответствуют — 1 балл.
8. Устаете ли
от выполнения домашних
нет — 3 балла;
иногда — 2 балла;
да— 1 балл.
Микроисследование 4
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
1. Как ваш ребенок выполняет домашние задания?
самостоятельно — 3 балла;
с помощью...— 2 балла;
не выполняет — 1 балл.
2. Домашние задания способствует развитию вашего ребенка:
всегда — 3 балла;
иногда — 2 балла;
нет — 1 балл.
3. Сколько времени затрачивает ваш ребенок на выполнение домашних заданий?
2—2 ч 30 мин;
1—2 ч;
2 ч 30 мин — 3 ч;
менее 1ч;
более 3 ч.
4. Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья вашего ребенка?
да — 3 балла;
частично — 2 балла;
нет — 1 балл.
5. Соответствует ли расписание учебных занятий уровню физического здоровья вашего ребенка?
да — 3 балла;
частично — 2 балла;
нет — 1 балл.
Микроисследование 5
ТЕСТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Проводится
с целью определения
ПАРАМЕТРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Различение
объекта по несущественным
2. Запоминание главного, существенного.
3. Понимание: умение устанавливать причинно-следственные связи.
Информация о работе Регулирование и коррекция процессов управления