Рейтинговая система оценивания знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

рейтинговая система.docx

— 137.90 Кб (Скачать файл)

В обобщенном виде цель рейтингового контроля формулируется следующим образом - управление и оперативное корректирование состояния подготовки рабочего на основании установления и оценки промежуточных и конечных изменений в уровне знаний, навыков и умений учащегося.

Применение рейтинговой системы в образовательной практике многих учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования преследует следующие основные цели:

1. Мотивация систематической самостоятельной работы обучающихся;

Мотивация - довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.

Формирование мотивации обучения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной обучения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики.

В.С.Мерлин считал, что “необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний”. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности студентов является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.

2. Дифференциация обучающихся по учебным успехам для оптимизации индивидуализации обучения, применения личностно-ориентированных технологий;

3. Обеспечение надежности текущего контроля учебного процесса; увеличение информативности и достоверности обратной связи в системе управления качеством подготовки рабочих кадров;

4. Объективизация оценки знаний учащихся, получаемых по отдельным дисциплинам или циклам дисциплин;

5. Введение элемента состязательности ранжированием учащихся в процессе обучения в зависимости от их успехов;

6. Обоснование решений при назначении стипендий и поощрений, заключении договоров с предприятиями на подготовку рабочих кадров, отборе учащихся для обучения на следующей ступени при многоуровневой подготовке и т.д.;

7. Осуществление контроля качества подготовки выпускников;

8. Повышение качества педагогического проектирования учебного процесса и его реализации.

Исследователи выделяют различные типы рейтинга учащегося:

  • рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене (зачете);
  • совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном отрезке времени;
  • заключительный (итоговый) рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
  • интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения [12, с. 71].

Рейтинговый контроль оценки знаний позволяет обучающимся:

  • осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;
  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзамена;
  • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение полугодия;
  • вносить в течение полугодия коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Преподавателям рейтинговая система позволяет:

  • рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу обучающихся;
  • иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
  • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
  • обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения [22, с. 39].

Т.Ч. Огай отмечает: «Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся» [32, с. 126].

Таким образом, анализ литературы, изучение трудов ведущих педагогов, показали, что рейтинг учащегося - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый сложением рейтинговых баллов, получаемых в результате оценки отдельных учебных действий, с учетом коэффициента их значимости (весового коэффициента)» (С.Я. Батышев).

Для рейтинговой системы как средства повышения эффективности учебного процесса необходимы определенные условия, которые мы рассмотрим далее.

 

1.2. Основные преимущества  и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО

Система контроля знаний в образовательных учреждениях СПО в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден – она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Сегодня уже многие задумались о том, что нынешняя система оценок изжила себя в силу своей негибкости и малой объективности. Применяемая в настоящее время в большинстве образовательных учреждений России пятибалльная система оценки знаний обучающихся была введена в 1944 году. В те годы данная система была необходимой и достаточной. Однако уже в процессе внедрения системы она оказалась четырехбалльной, так как предполагалось, что оценка “1” не будет выставляться ни в один аттестат.

В настоящее время традиционная система преобразована в трехбалльную, так как предполагается, что преподаватель оценивает наличие и качество знаний, а не отсутствие таковых. Традиционные системы оценки знаний имеют признаки неожиданности и внезапности. Придя на урок,  обучающийся не знает, спросят его сегодня или нет. Абсолютное управление системой оценки, находящееся в руках преподавателя, так же является существенным недостатком. В результате обучающиеся теряют инициативу, самостоятельность и состязательность в учебе. Объективность контроля зачастую превращается в субъективную предвзятость. В результате появляются “ любимчики”, “отличники”, “отстающие” и т.д. А у обучающихся формируются сомнения в справедливости оценки их знаний. Но ничего нового российская система образования пока не предложила, хотя идут обсуждения этого вопроса. Можно сказать, что проблема внедрения рейтинговой системы контроля знаний студентов  давно назрела. Целью использования рейтинговой системы в процессе обучения, должно быть создание условий для мотивации самостоятельности студентов средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями[5]. В действительности же, в силу особенностей российского менталитета, мотивация к самостоятельной работе уходит на второй план, уступая место «медвежьей услуге» или списыванию. Таким образом, можно сказать о том, что рейтинговая система оценки знаний студентов реализуется слабо, т. к. о её эффективности существует неоднозначные мнения.

В начале 90-х годов прошлого века некоторые учебные заведения нашей страны начали внедрять в учебный процесс рейтинговую систему оценки знаний. Одними из первых, кто стал использовать рейтинговую систему оценки знаний студентов стали педагоги и авторы книг В.С. Кукушин («Педагогические технологии») и  М. А. Чошанов («Гибкая технология проблемно-модульного обучения»).

Рейтинговая система основывается на накопительной системе оценки знаний и работы студента, состоящей из: текущего и рубежного контроля по дисциплине в течение семестра, итогового контроля по дисциплине (экзамен, зачет), суммарного балла по дисциплине за семестр (текущий, рубежный и итоговый).

Каждый студент по учебной дисциплине в течение семестра выполняет определённое число контрольных заданий (текущих и рубежных), определяемых учебным рабочим планом, рабочей программой, календарно-тематическим планом. Это могут быть контрольные работы по части лекционного курса, отчёты по лабораторным и практическим работам, задания по темам самостоятельной работы студента, коллоквиумы, рефераты, курсовые проекты (работы) и другие виды учебных занятий.

Для учебного процесса обычно под рейтингом понимают накопительную систему оценки знаний по дисциплине (или циклу дисциплин) за определенный период обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы

  • создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной;
  • комплексная оценка качества ученой работы студентов при освоении ими основных образовательных программ.

Рейтинговая система используется для управления учебным процессом, осуществления итогового контроля знаний по изучаемому предмету.

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

1) рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене;

2) совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

3) заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

4) интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.

В процессе преподавательской деятельности возникает необходимость применения структурированной системы оценки знаний, которая упорядочивает работу обучающихся и, самое главное, становится понятной им самим. Ошибочно утверждать, что в России не предпринималось попыток сформировать четкие критерии оценки знаний обучающихся исходя из уровней, отображающих развитие их опыта в процессе обучения.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной деятельности объекта или субъекта, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому в разрезе любого вида деятельности.

Рейтинг - это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

С целью выявления недостатков и преимуществ рассмотрим более подробно процесс организации рейтинговой системы в СПО.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. Рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений студента в определённом направлении. Ответил правильно на занятии - получил определенное число баллов, написал реферат, сдал зачет - еще баллы и т.п. С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим студента стремиться его повысить. Для этого студенты должны постоянно знать об изменении своего рейтинга: не после, а в процессе обучения. При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание студент получает определённое количество баллов. Если ответ неполный или с недочетами, то балл не начисляется. Поэтому, на мой взгляд, отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. Это также заставляет студентов более внимательно и полноценно относиться к выполнению каждого задания. При этом работа преподавателя несколько упрощается, т. к. подсчитывается только количество набранных баллов и не надо ломать голову над тем, поставить за работу оценку «3» или все-таки «натянуть» на «4». 

Чтобы начать работать по рейтинговой системе, преподаватель должен разработать рейтинг своего предмета и отразить это в рейтинг –матрице. Предмет разбивают на блоки – модули. В каждом модуле планируют текущие контрольные точки – самостоятельные, контрольные, лабораторные работы, рубежный контроль по модулю и итоговый контроль - зачет, экзамен и др.

Каждая контрольная точка оценивается с точки зрения ее сложности, значимости. При составлении шкалы оценок необходимо учитывать любую форму учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется весом ее оценки. Но для этого необходимо иметь по каждой работе дидактический материал, в котором каждому заданию необходимо «присвоить» определенное количество баллов.

Информация о работе Рейтинговая система оценивания знаний