Рейтинговая система оценивания знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

рейтинговая система.docx

— 137.90 Кб (Скачать файл)

 

 – коэффициент значимости i-ой формы контроля.

Для текущих, рубежных точек вводится коэффициент значимости, 0,7 и 0,3 соответственно, в зависимости от того что на первый контроль отводится большой объем часов около 30, на второй рассчитано два часа, но он является более важным и сложным по сравнению с отдельными формами текущего контроля (так как запланированное по плану тестирование охватывает материал всех трех модулей)

 

 – коэффициент значимости текущего контроля;

 – коэффициент значимости рубежного контроля.

На основании изложенного составлен график работы по проведению всех форм контроля, он учитывал распределение часов, коэффициенты значимости (Приложение 4), также были разработаны листы по оценке отдельного контроля, которые включали критерии оценивания для упрощения работы преподавателя (Приложение 5-12). Например, если урок содержал практическое занятие, то учителю необходимо взять соответствующий лист по оценке практической работы. Для каждого урока свои листы оценивания.

Для студентов были предложены листы индивидуального контроля, где они могли просматривать свои результаты, оценивать свои возможности (Приложение 21)

Каждый показатель будет оцениваться от 1 – 10 баллов, что позволит получить 10 дифференцированных оценок.

Перед началом эксперимента необходимо обеспечить урок наглядностью организации рейтинговой системы в аудитории.

Сущность рейтинговой системы и принцип её реализации был доведен до сведения обучающихся на первом занятии. Студентам сообщаются особенности рейтинговой системы учета и контроля знаний, что и как учитывается при составлении суммарного рейтинга. Вывешивается рейтинг-лист, на котором регулярно отмечаются баллы за выполненные задания, а также бланк с контрольными точками (диктанты, самостоятельные, практические работы, и т.д.). Им разъясняется удельный вес каждого вида работ, текущих теоретических и практических занятий, а так же контрольных точек. При оценке работ учитывается качество и объём, оформление и срок их сдачи. Объявляется вид итоговой аттестации за семестр, поясняется, что возможно освобождение от итоговой аттестации. По данному предмету предусмотрен дифференцированный зачет. Освобождение от зачета  допускается в случае, если обучающийся набирает максимальное количество баллов рейтинговой системы, соответствующее оценке "отлично", "хорошо" или "удовлетворительно". Для расчета максимального балла за семестр необходимо произвести вычисления, согласно приведенным ниже.

Рассмотрим порядок подсчета семестрового рейтинга студента по дисциплине по текущему контролю успеваемости:

  1. Если дисциплина содержит один модуль, то семестровый рейтинг по дисциплине ()

 

где – рейтинг студента по модулю дисциплины;

 – количество форм текущего контроля;

 
– средний балл за рассматриваемый период i-ой формы текущего контроля;

– количество точек оценивания;

 – коэффициент значимости i-ой формы контроля.

  1. Если дисциплина содержит более одного модуля, то семестровый рейтинг по дисциплине () определяют по выражению

 
где – рейтинг студента k-ого модуля дисциплины, определяется по выражению (1.1);

 – количество модулей дисциплины в семестре;

– коэффициенты значимости k-ого модуля.

Рассчитаем максимальный рейтинг за семестр. Условимся, если учащийся зарабатывает 9 или 10 баллов, то зачет получен автоматически и сдан на «5», если же 8 или 7, то «4», если  же 5 или 6, то «3», иначе студент будет сдавать зачет согласно расписанию. Поэтому рейтинг будем определять по крайним значениям, чтобы получить оценку «отлично», необходимо заниматься как минимум на 9 баллов, «хорошо» - на 7, «удовлетворительно» - на 5.

Семестр состоит из трех модулей и рубежного контроля, поэтому рейтинг будет вычислен по выражению:

 

– рейтинг рубежного контроля.

Исходные данные к расчету берем из графика работы по проведению всех форм контроля (Приложение 3):

– это число модулей в дисциплине;

– коэффициент значимости первого модуля;

– коэффициент значимости второго модуля;

– коэффициент значимости третьего модуля;

Рассмотрим первый модуль, он включает в себя такие формы контроля как устный опрос (=0,08), работу с индивидуальными карточками-тестами (=0,14), решение задач (=0,15), практическую работу (=0,25) и посещение (=0,02). При проведении устного опроса и решения задач есть некоторые проблемы, связанные с тем, что на уроке не все будут опрошены и вовлечены в работу, поэтому для этих форм лучше всего контрольные точки определять на уроке и чтобы они зависели от количества ответов студентов. Поэтому контрольные точки для них неопределенны, в графике ячейка пуста.

Для определения минимального рейтинга на высшую оценку мы условились взять 9 баллов, для упрощения вычислений балл будет фиксированный по всем формам контроля, в  этом случаи можно не рассматривать количество контрольных точек, так как средний балл будет равен баллу по текущему контролю. Используем выражение (1.1)

 

 

 

Рассмотрим второй модуль, он включает в себя устный опрос (=0,08), работу с индивидуальными карточками-тестами (=0,14), проверочную работу (=0,14), терминологический диктант (=0,14), решение задач (=0,15), практическую работу (=0,25), самостоятельную работу (=0,08) и посещение (=0,02).

 

 

Рассмотрим третий модуль, он включает в себя терминологический диктант (=0,14), практическую работу (=0,25) и посещение (=0,02).

 

 

Найдем рейтинг по трем модулям:

 

 

Определим рейтинг рубежного контроля.

Рубежный контроль включает тестирование (=0,98). и посещение(=0,02).

 

Вычисляем семестровый рейтинг по выражению (1.3)

 

 

Выполним те же действия и рассуждения для вычисления рейтинга для оценки «хорошо».

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдем рейтинг по трем модулям:

 

 

Определим рейтинг рубежного контроля.

 

Вычисляем семестровый рейтинг по выражению (1.3)

 

 

Выполним те же действия и рассуждения для вычисления рейтинга для оценки «удовлетворительно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдем рейтинг по трем модулям:

 

 

Определим рейтинг рубежного контроля.

 

Вычисляем семестровый рейтинг по выражению (1.3)

 

 

Результаты соответствия рейтингового балла с оценкой за дифференциальный зачет представим в таблице:

Таблица 2.

Оценка за дифференцированный зачет

Рейтинг дисциплины

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

 

 


 

Рассчитаем семестровый рейтинг для нашей экспериментальной группы, используя выражения (1.1) – (1.3) и приложения 13 – 20.

Группа состоит из 24 учащихся.

Для расчета рейтинга необходимо произвести 24 вычисления, чтобы определить претендует ли студент на автомат или нет. Рассмотрим пример расчета для одного из студентов. для простоты вычислений составим сводную таблицу с результатами всех форм контроля, которые были использованы для оценки знаний студентов. Из таблицы берем все необходимые данные по каждому студенту.(Приложение 23)

Для студента Андриенко Д.В:

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдем рейтинг по трем модулям:

 

 

Определим рейтинг рубежного контроля.

 

Вычисляем семестровый рейтинг по выражению (1.3)

 

 

Результат находится в пределах , поэтому за дифференциальный зачет он получает 4.

Остальные расчеты проводятся в программе Microsoft Excel, результаты обработки представлены в приложении 23.

 

2.3 Анализ эффективности  внедренных мероприятий

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки формирует новые реалии в учебной деятельности студентов и системе преподавания. Балльно-рейтинговая система оценки является составной частью модульной системы обучения, в основе которой лежит компетентностная модель формирования знаний, умений и навыков. Поэтому объектом оценивания в балльно-рейтинговой системе являются формируемые компетенции или результаты обучения, что приводит к возникновению связи между преподаванием, оцениванием и результатами обучения. Важнейшей частью эффективного обучения являются четко обозначенные ожидания, чего должен достигнуть обучающийся и как он будет демонстрировать это достижение. Лучший способ помочь студентам понять, каким образом они могут достичь установленных результатов обучения, – точно объяснить методы и критерии оценивания.

Эффективность балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов представляет интерес не только с точки зрения преподавателя и администрации как критерий успешности освоения дисциплины, но и сточки зрения студента как механизм стимулирования этой учебной деятельности.

Успешность изучения каждой из дисциплин учебного плана в системе зачетных единиц оценивается суммой баллов  и включает две составляющие: первая – оценка деятельности студента в семестре, вторая – оценка на экзамене или  зачете.

Структура баллов, составляющих оценку преподавателя за деятельность студента в семестре, представлена в рабочей программе дисциплины и включает отдельные доли в баллах, начисляемые студенту за успешность выполнения и защиты определенных  проверочных, практических работ, полноту и качество самостоятельной работы, посещение лекций и семинарских занятий и т.д.

Проведенный мониторинг результатов учебной деятельности студентов в семестре по дисциплине «Экономика отрасли» с применением балльно-рейтинговой системы за семестр показал рост среднего балла от начала эксперимента к концу, что  можно наблюдать на приведенной ниже диаграмме.

 

Также качественная успеваемость экспериментальной группы возросла на 12 %, а в контрольной группе она увеличилась на 7 %. Эта динамика отражена в следующей диаграмме.

Проверка сформированности интеллектуальных умений осуществлялась с помощью тестирования. Методика проведения тестирования предполагает ограничение времени выполнения заданий. В связи с этим определялось количество правильно выполненных заданий за установленное время. Анализ результатов выполнения теста студентами показал, что в экспериментальных группах количество правильно выполненных заданий за определенное время больше, чем в контрольных группах. Эти экспериментальные данные позволили прийти к заключению о формировании действенных интеллектуальных умений у студентов экспериментальных групп на более высоком уровне. В результате тестирования установлено, что в экспериментальных группах количество студентов, успешно выполнивших эти задания составляют 79%, а в  контрольных 68 %, что на 11% меньше.

Приведенные результаты позволяют прийти к выводу о более высоких результатах обучения, фиксируемых в экспериментальных группах при использовании модульно-рейтинговой технологии.

Установление рейтинга и учет при оценивании результатов обучения индивидуальных особенностей учебной деятельности способствовали активизации самостоятельной работы, повышению мотивации к учению, формированию социального признания и адаптации к системе профессионального образования, именно это мы наблюдаем в следующих диаграммах, видна динамика результата практической работы.

 

 

Таким образом, видим качественное улучшение показателей успеваемости.

Также отношение к учебной деятельности у студентов изменилось, они стали более ответственны, стали меньше прогуливать занятия, опаздывать,  на уроке вели себя дисциплинировано. С энтузиазмом и с хорошим настроением шли на занятие. Данные по результатам первого и последнего урока представлены на диаграммах.

 

Как видно из диаграммы, на первом уроке отсутствовали 25% учащихся, это одна четвертая часть, 12 %  студентов получили штрафные баллы, это связано с тем, что некоторые студенты безразлично относились к предмету и занимались своими важными делами.

На последнем уроке наблюдается 100% посещение, причем никто из студентов не получил штрафного балла.

Проведенные исследования количественных и качественных показателей учебной деятельности студентов позволяют сделать вывод об эффективности балльно-рейтинговой системы оценки:

• она более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования балльной шкалы оценок;

• учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу;

Информация о работе Рейтинговая система оценивания знаний