Рейтинговая система оценивания знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

рейтинговая система.docx

— 137.90 Кб (Скачать файл)

• создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

• позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы;

• позволяет студенту самому видеть результаты своего уровня обученности и управлять этими результатами;

• дает возможность более объективного и глубокого анализа степени усвоения отдельных элементов учебной программы;

• обеспечивает четкую и исчерпывающую обратную связь, хорошую коммуникацию между студентом и преподавателем [2, с. 258].

Данная система оценки объективно приводит к повышению качества знаний и росту эффективности учебной деятельности. В ходе эксперимента это убедительно было доказано, что полностью подтвердило исходную гипотезу.

 

Выводы к главе 2

Данная глава посвящена практическому исследованию дипломной работы и более подробному описанию рейтинговой системы оценивания, как наиболее эффективной. Цель исследования – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов, т.е. необходимо было либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. Для этого была разработана и апробирована на практике балльно-рейтинговая система оценивания.

Результаты применения данной технологии показали, что учащиеся экспериментальной группы не только показали более высокие количественные результаты работы, но и на должном уровне усвоили необходимые знания, приобрели умения и навыки самостоятельной работы, работы с источниками литературы и Интернет, научились грамотно помогать своим товарищам, делать необходимые дополнения и исправления.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза сформулированная  в начале работы подтверждается – применение рейтинговой системы оценки знаний студентов эффективно воздействует на процесс обучения.

 

 

Заключение

Данная работа посвящена системе оценки знаний студентов МГРК  и оценке использования рейтинговой системы. Перед ее выполнением была поставлена цель:  изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Выявить плюсы и минусы ее использования для учителей и учащихся. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты. Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение рейтинговой системы оценки знаний студентов эффективно воздействует на процесс обучения.

Первая глава работы посвящена методам оценки знаний, умений и навыков. В ней описывается традиционные и современные методы оценки, знаний, умений и навыков. В результате анализа различной литературы по теме удалось показать, что пятибалльная система является не эффективной системой обучения среди всех методов контроля  в современной системе образования, та как: общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер.

Во второй главе как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.

Нами было изучено и проанализировано достаточное количество литературы по теме, в результате чего и были достигнуты следующие задачи исследования:

1.  Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;

2. Выявить положительные и отрицательные  стороны рейтинговой системы;

3.  Описать построение рейтинговой  системы оценивания;

4.  На примере проведенного  эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.

Мы выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Во второй главе работы описывается проведенный эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания среди студентов. Перед его проведением была поставлена цель – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов, т.е. необходимо было либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи эксперимента:

1)  разработать балльно-рейтинговую систему оценивания по дисциплине «Экономика отрасли»;

2)  применить ее на практике в экспериментальной группе;

3)  проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами в контрольной группе и на основе этого сделать вывод.

В результате проведенного эксперимента в рамках 16 уроков данная гипотеза нашла свое подтверждение: примерно на  6% студенты экспериментальной группы показали лучше результаты и более качественное усвоение материала. Таким образом, была достигнута еще одна задача исследования: на примере проведенного эксперимента показать эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая технология оценки учебных и внеучебных достижений школьников, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников и может развиваться с течением времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч.1. Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 1993. – 126 с.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.–   М., «Просвещение», 1988. – 479с.
  3. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? – М.: Просвещение, 1993. – 90 с.
  4. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. – М.: Народное образование, 1998 // Школьные технологии, 1998. – 135 с.
  5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
  6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
  7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
  8. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?/ Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г.– М.: Чистые пруды, 2006. – 244 с.
  9. Калужская М.В., Уколова О.С. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова // Педагогический вестник. – 2004. – №23-24. – С. 36-40.
  10. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система – плюсы и минусы/ Г.Ю. Капустина// Дошкольное воспитание. – 1995. – №11. – С. 46-48.
  11. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний// Тезисы международной научно-практической конференции. Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы – М., 1996. – С. 63-78.
  12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 1998. – 257 с.
  13. Логинова Г.А. Новая форма контроля/ Г.А. Логинова// Народное образование. – 1998. – №4. – С. 119-121.
  14. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов/ Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Союз, 2002. – 249 с.
  15. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., «Просвещение», 1996г - 378с студ.высш.учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
  16. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 1998. – 98 с.
  17. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). – М.: МПА, 1997. – 150 с.
  18. Семенов В.А. Управление познавательными поступками учеников на их персональных маршрутах в пространстве дидактических событий/ В.А. Семенов// Школьные технологии. – 1996. – №6. – С. 64-83.
  19. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: введение в теорию и методику эвристической деятельности. –М.:Аспект Пресс, 1995. –320 с.
  20. http://www.asu.ru/cppkp/index.files/innov/Part2/ch6/glava_6_2.html
  21. ttp://www.nnspu.ru/materials/tef/psychology_pedagogics/course/glava_08.html

 

 

 

 

 


Информация о работе Рейтинговая система оценивания знаний