Реформа системы образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Основные понятие и сущность системы образования, ознакомление с требованиями и исследование структуры образовательной системы в РФ. Этапы развития образовательной системы, перспективы развития и методика реализации реформирования высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………….. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 105.24 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  институт экономики и права им. М.В. Ладошина»

 

Факультет Предпринимательства и права

Кафедра Экономики, управления и мировой экономики

 

Курсовая  работа

 

РЕФОРМА СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ в РФ

 

 

 

 

Выполнил  студент гр. МЭ -111

Е.В. Иванова

Научный руководитель:

к.э.н., Р.И. Гарипов

Дата  защиты «__» _____ 2011г.

Оценка____________________

___________________________

(подпись руководителя)

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

Оглавление

С

Введение………………………………………………………………………... 3

1. Общая  характеристика системы образования 

1.1. Структура  образования. Ее правовое регулирование…………………... 5

1.2. Финансирование  образования……………………………………………. 7

1.3. Современные  требования к качеству образования……………………. 13

2. Система образования в России 

2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17

2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21

3. Изменение  системы образования в России 

3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24

3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32

Заключение…………………………………………………………………… 36

Библиографический список………………………………………………….. 38

 

Введение

 

На протяжении последних 10-15 лет  российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный  период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в  социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного  государства, формирование процветающего  общества. Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества. Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает “человеческий фактор”, способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Это возможно только при наличии тотальной грамотности, высокого интеллектуального уровня общества, а также при условии результативной государственной политики в области образования. В первую очередь, это утверждение верно для системы профессионального, высшего образования.

Сегодня уровень и качество образования  оказывают непосредственное воздействие  на экономическое развитие любой  страны.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью четко функционирующая система подготовки высокоинтеллектуальных специалистов, которые будут способны эффективно работать в высокотехнологичном производстве XXI века РФ. Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.

Цель настоящей работы - анализ реформы образования в РФ.

Данная цель потребовала следующих задач:

  - дать понятие и рассмотреть сущность системы образования,

  - исследовать структуру образовательной системы в РФ,

  - ознакомиться с требования современного образования,

  - рассмотреть этапы развития образовательной системы в РФ,

  - определить перспективы развития и методику реализации реформирования высшего образования.

Предмет исследования настоящей работы - реформа образования в РФ .

Объект исследования - образовательная система Российской Федерации.

При написании настоящей работы использовались нормативно - законодательная база РФ в области образования, перспектив развития образования, финансирования государственных образовательных учреждений, статьи таких авторов как Кисилева Т., Сальникова В., О.В. Камышанова а также информационные ресурсы интернет -  источников.

Структура работы представлена тремя главами, введением, заключением, библиографическим списком.

 

  1. Общая характеристика системы образования

1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование

 

Образование в Российской Федерации — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Систему образования в Российской Федерации составляют:[16,C.122]

- последовательно реализуемые образовательные программы и государственный образовательный стандарт;

- образовательные учреждения, реализующие эти образовательные программы и государственный образовательный стандарт;

- органы управления и другие организации, осуществляющие руководство и управление системой образования.[14,C.28]

Структура образовательной системы РФ представлена на рисунке 1.

Общее образование  направлено на интеллектуальное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности; формирование общей культуры личности; развитие умения адаптироваться к жизни в обществе и созданию основ, позволяющих людям сделать  сознательный выбор программы профессионального  образования и успешно освоить  ее.

Профессиональное  образование направлено на непрерывное  развитие личности, в процессе которого идет освоение профессиональной квалификации, а также подготовку человека к  работе по профессии. Поскольку в  Российской Федерации все программы, за исключением программ общего образования, наряду с получением дипломов или  дипломов и степеней ведут к получению  профессиональной квалификации и дают право человеку работать по специальности, они называются программами профессионального  образования.

Рисунок 1. Структура Образования РФ

 

Гражданам РФ гарантируется возможность получения  образования без каких-либо условий  и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования  и начального профессионального  образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего  и послевузовского профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если образование  данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные  стандарты позволяют сохранять  единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему  норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной нагрузки обучающихся.

Реализация  государственных гарантий права  граждан на образование обеспечивается путём создания системы и соответствующих  условий для получения образования. В настоящее время понятие  «система образования» трактуется как  совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные  стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление .

1.2. Финансирование образования

 

Система образования Российской Федерации  является преимущественно государственной. Это означает, что основными ее элементами являются государственные  или муниципальные образовательные  учреждения. Их деятельность финансируется  из соответствующих государственных (федерального и региональных) муниципальных  бюджетов.

Частные школы полностью финансированы  родителями.

Согласно  Закону об Образовании, не меньше чем 10 % федерального бюджета должны быть ассигнованы в образование; тот же самой процент должен быть заложен и в местных бюджетах.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе бюджетной сметы, структура которой ежегодно меняется вследствие изменений, вносимых в бюджетную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, особенно — в ее экономическую часть. Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам. Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевного финансирования в расчете на одного обучающегося.

Каждое  образовательное учреждение создаётся  одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст.120 ГК РФ «учреждением признаётся организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично».

Собственником государственных и муниципальных  образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов  управления.

В соответствии с этим основой государственных  гарантий получения гражданином  образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное  финансирование. Объём бюджетных  средств выступает одним из главных  показателей, характеризующих масштаб  государственного регулирования сферы  образования.

В настоящее  время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование  составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

 Более детально структура финансирования рассмотрена по итогам 2010 года в таблице 1 .

 

Таблица 1

Структура бюджетной системы РФ по образованию за 2010 г.

В таблице 1 приведены данные за 2010 год по расходам бюджетов разных уровней в разрезе уровней образования: высшее профессиональное, среднее профессиональное, начальное профессиональное, общее, дошкольное, переподготовка и повышение квалификации для системы образования России

Степень участия бюджета того или иного  уровня в финансировании расходов зависит  от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей  системы государственного управления; законодательного распределения ответственности  за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням  бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

 - на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждении профессионального образования;

 - на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодёжь России», Программа развития образования и т.п.

В последние  годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном  уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку  право на образование является одним  из основных конституционных прав граждан  РФ, то при недостаточности средств  у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный  и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются  средства на проведение мероприятий  и содержание учреждений, находящихся  в их ведении, и реализацию собственных  программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются  из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления  финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное  финансирование».

Правовой  базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную  отрасль явилась целая серия  законодательных актов, среди которых  кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно  выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об  общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Информация о работе Реформа системы образования в РФ