Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:34, курсовая работа
Основные понятие и сущность системы образования, ознакомление с требованиями и исследование структуры образовательной системы в РФ. Этапы развития образовательной системы, перспективы развития и методика реализации реформирования высшего образования.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………….. 38
Что же касается
развития современной системы
Увеличение
объемов инвестиций и повышение
эффективности их использования - одно
из важнейших направлений при
осуществлении в России экономических
реформ, включая сферу образования.
Увеличение привлекаемых инвестиций во
многом зависит от активизации в
сфере образования
Несмотря на возрастающий объем вложений, коренной модернизации отрасли образования пока не произошло. Расходовать деньги надо «по-умному», тратить их прежде всего на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.
Все это
свидетельствует о том, что важное
значение в условиях перехода российской
экономики к формам хозяйствования
придается на разных уровнях управления,
в том числе в сфере
Для российской экономики (включая сферу образования) относительно новым является понятие (термин) «инвестиции». Ранее, в период централизованного планового хозяйства, использовалось понятие «капитальные вложения» -- затраты, связанные с воспроизводством основных фондов (строительством и капитальным ремонтом).
С переходом к рыночным формам хозяйствования стало употребляться более широкое понятие -- «инвестиции».
Сегодня инвестиции -- это денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, патенты, лицензии, ноу-хау, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в проекты инвестиционной деятельности в целях достижения положительного результата, в том числе в сфере образования.
Инвестиции
в сфере образования нацелена
на совершенствование
При этом используются средства соответствующих бюджетов (на безвозвратной и платной возвратной основе), а также средства из внебюджетных источников, в том числе привлекаются средства частных российских и иностранных инвесторов, спонсоров, физических лиц (по договорам).
За последние годы существенно возросли вложения государства в развитие и модернизацию образования. Только из федерального бюджета ассигнования на образование в 2007 году увеличились более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. А всего из консолидированного бюджета в целом по стране последние два года на образование направляется свыше одного триллиона рублей.
Определенная часть этих государственных средств выделяется в сферу образования в виде инвестиций.
Только
Федеральному агентству по образованию
в 2007 году из федерального бюджета предусматривается: -
Проанализировав успешный опыт Западных стран по кредитованию высшего образования, Россия в лице государства начинает внедрять новую отрасль системы финансирования образования.
1 февраля
2008 года началась реализация
Целью данного
эксперимента является отработка механизма
государственной поддержки
Предусматривается,
что заёмщик будет заключать
с вузом договор об оказании платных
образовательных услуг, а с поручителем
договор о предоставлении поручительства.
Затем заёмщик будет обращаться
в банк - участник эксперимента и
заключать с ним договор
Государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, предоставляемые заемщикам в следующих целях:
1) получение
высшего профессионального
2) получение дополнительного образования в образовательном учреждении (дополнительный образовательный кредит);
3) оплата
сопутствующих расходов в
Максимальная процентная ставка по образовательному кредиту не может превышать 10%. Заёмщику будет предоставляться отсрочка по погашению основного долга и выплате процентов (льготный период) на весь срок обучения в вузе и три месяца.
Единственным
способом обеспечения исполнения заёмщиком
обязательств является поручительство,
предоставляемое банку - участнику
эксперимента поручителем. Поручитель
также должен заключить с вузом
соглашение об информационном сотрудничестве,
в соответствии с которым стороны
установят порядок
В 2011-13 учебном году российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.
Их разработка
осуществлялась в соответствии с
Комплексом мероприятий по реализации
Приоритетных направлений развития
системы образования Российской
Федерации на период до 2010 года и
Планом мероприятий по реализации положений
Болонской декларации в системе
высшего профессионального
Основные направления работы:
- внедрение в образовательный процесс ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки уровня бакалавриата и магистратуры
- методологические
аспекты разработки и
- методические
и методологические аспекты
- проектирование
примерных и основных
- рекомендации по организации работы в вузах по проектированию ПООП;
- проблемы стандартизации образования и пути их решения;
- общественно-профессиональная аккредитация – новый подход к оценке качества образования.
Отправной
точкой современного этапа реформирования
системы высшего
Основополагающими документами, определяющими ход внедрения принципов Болонского процесса в систему российского образования, являются:
Все эти документы направлены на решение задач Болонского процесса, к которым относятся:
Для реализации запланированных мер были приняты нормативные документы, в том числе Федеральный закон РФ от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», в соответствии с которым уже с сентября 2009 года в вузах должна быть введена двухуровневая система подготовки. Однако введение этой системы натолкнулось на серьезные препятствия, для преодоления которых необходимо разработать, во-первых, новый перечень квалификаций, сопоставимый с общей Рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования; во-вторых — государственные образовательные стандарты третьего поколения. Эти задачи взаимосвязаны и до сих пор не решены. В частности, проект Макета ФГОС ВПО был утвержден еще в 2007 году, но только в мае-июне этого года проекты федеральных стандартов были размещены на сайте Минобрнауки для обсуждения.
Можно выделить
следующие отличительные
Система зачетных единиц ECTS представляет собой кредитно-модульную систему, то есть единый инструмент Болонского процесса. Кредиты ECTS — это численные значения, присвоенные учебным курсам для того, чтобы описать объем работы студентов, необходимый для усвоения каждого курса. Кредиты ECTS предназначены для того, чтобы: