Реформа системы образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Основные понятие и сущность системы образования, ознакомление с требованиями и исследование структуры образовательной системы в РФ. Этапы развития образовательной системы, перспективы развития и методика реализации реформирования высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………….. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 105.24 Кб (Скачать файл)

Что же касается развития современной системы непрерывного профессионального образования, то в «Направлениях…» изложены основные принципы реализации, такие как:

  • · обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
  • · создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;
  • · повысить роль общественных институтов в управлении образованием;
  • · сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;
  • · создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

Увеличение  объемов инвестиций и повышение  эффективности их использования - одно из важнейших направлений при  осуществлении в России экономических  реформ, включая сферу образования. Увеличение привлекаемых инвестиций во многом зависит от активизации в  сфере образования инновационной  деятельности, широкого внедрения новых, отвечающих современным требованиям  технологий обучения, нацеленных на кардинальное повышение качества образования. Это  обусловлено во многом реализацией  инновационных программ в образовательном  процессе.

Несмотря  на возрастающий объем вложений, коренной модернизации отрасли образования  пока не произошло. Расходовать деньги надо «по-умному», тратить их прежде всего на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.

Все это  свидетельствует о том, что важное значение в условиях перехода российской экономики к формам хозяйствования придается на разных уровнях управления, в том числе в сфере образования, работе применительно к инвестиционной деятельности, а именно:

  • · организации инвестирования;
  • · источникам и формам инвестирования;
  • · инвестированию инновационной деятельности;
  • · оценке эффективности использования инвестиций;
  • · информационному обеспечению инвестиционной деятельности.

Для российской экономики (включая сферу образования) относительно новым является понятие (термин) «инвестиции». Ранее, в период централизованного планового хозяйства, использовалось понятие «капитальные вложения» -- затраты, связанные с воспроизводством основных фондов (строительством и капитальным ремонтом).

С переходом  к рыночным формам хозяйствования стало  употребляться более широкое  понятие -- «инвестиции».

Сегодня инвестиции -- это денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, патенты, лицензии, ноу-хау, любое  имущество или имущественные  права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в проекты инвестиционной деятельности в целях достижения положительного результата, в том числе в сфере  образования.

Инвестиции  в сфере образования нацелена на совершенствование образовательного процесса с применением новых  технологий обучения в целях существенного  повышения качества образования, обновления основных фондов образовательных учреждений, повсеместного внедрения современных  средств информации и коммуникации, реализации мероприятий по укреплению здоровья и усилению социальной поддержки  обучающихся и педагогов.

При этом используются средства соответствующих  бюджетов (на безвозвратной и платной  возвратной основе), а также средства из внебюджетных источников, в том  числе привлекаются средства частных  российских и иностранных инвесторов, спонсоров, физических лиц (по договорам).

За последние  годы существенно возросли вложения государства в развитие и модернизацию образования. Только из федерального бюджета  ассигнования на образование в 2007 году увеличились более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. А  всего из консолидированного бюджета  в целом по стране последние два  года на образование направляется свыше  одного триллиона рублей.

Определенная  часть этих государственных средств  выделяется в сферу образования  в виде инвестиций.

Только  Федеральному агентству по образованию  в 2007 году из федерального бюджета предусматривается: - 4,0 млрд. рублей на внедрение современных образовательных технологий; - 15,0 млрд. рублей на внедрение в вузах инновационных образовательных программ; - 300,0 млн. рублей в форме государственной поддержки начального профессионального образования по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.

Проанализировав успешный опыт Западных стран по кредитованию высшего образования, Россия в лице государства начинает внедрять новую  отрасль системы финансирования образования.

1 февраля  2008 года началась реализация эксперимента  по государственной поддержке  предоставления образовательных  кредитов студентам вузов, имеющих  государственную аккредитацию. 112 вузов  подали заявки для участия  в эксперименте по государственной  поддержке предоставления образовательных  кредитов студентам образовательных  учреждений высшего профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию. Вузы, среди которых  5 негосударственных, представляют  все Федеральные округа РФ.

Целью данного  эксперимента является отработка механизма  государственной поддержки образовательного кредитования. Его участниками выступают  Минобрнауки России, Рособразование, поручители, банки - участники эксперимента, государственные и негосударственные  высшие учебные заведения, заёмщики (студенты).

Предусматривается, что заёмщик будет заключать  с вузом договор об оказании платных  образовательных услуг, а с поручителем  договор о предоставлении поручительства. Затем заёмщик будет обращаться в банк - участник эксперимента и  заключать с ним договор образовательного кредита.

Государственная поддержка распространяется на образовательные  кредиты, предоставляемые заемщикам  в следующих целях:

1) получение  высшего профессионального образования  на возмездной основе (основной  образовательный кредит);

2) получение  дополнительного образования в  образовательном учреждении (дополнительный  образовательный кредит);

3) оплата  сопутствующих расходов в период  обучения на проживание, питание,  учебные пособия и других расходов  социального характера, связанных  с обучением (сопутствующий образовательный  кредит).

Максимальная  процентная ставка по образовательному кредиту не может превышать 10%. Заёмщику будет предоставляться отсрочка по погашению основного долга  и выплате процентов (льготный период) на весь срок обучения в вузе и три  месяца.

Единственным  способом обеспечения исполнения заёмщиком  обязательств является поручительство, предоставляемое банку - участнику  эксперимента поручителем. Поручитель также должен заключить с вузом  соглашение об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым стороны  установят порядок осуществления  совместных действий при проведении эксперимента. Возмещение поручителю его расходов, связанных с исполнением  договоров поручительства по образовательным  кредитам, будет осуществляться Рособразованием  в соответствии с соглашением  и только в случае неисполнения заёмщиками их обязательств перед поручителями (при невозможности взыскания  с заёмщика денежных средств в  пользу поручителя). При этом государство  гарантирует поддержку образовательных  кредитов в объёме 10% от размера выданных кредитов.

 

3.2 Реализация требований  федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения

 

В 2011-13 учебном году российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.

Их разработка осуществлялась в соответствии с  Комплексом мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и  Планом мероприятий по реализации положений  Болонской декларации в системе  высшего профессионального образования  Российской Федерации на 2005 – 2010 годы.

Основные  направления работы:

- внедрение в образовательный процесс ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки уровня бакалавриата и магистратуры

- методологические  аспекты разработки и реализации  федеральных государственных образовательных  стандартов высшего профессионального  образования нового поколения;

- методические  и методологические аспекты организации  учебного процесса с использованием  зачётных единиц (образовательных  кредитов);

- проектирование  примерных и основных образовательных  программ реализующих ФГОС ВПО третьего поколения;

- рекомендации  по организации работы в вузах  по проектированию ПООП;

- проблемы  стандартизации образования и  пути их решения;

- общественно-профессиональная  аккредитация – новый подход  к оценке качества образования.

Отправной точкой современного этапа реформирования системы высшего профессионального  образования и российского образования  в целом является вступление России в Болонский процесс (сентябрь 2003 года).

Основополагающими документами, определяющими ход  внедрения принципов Болонского процесса в систему российского  образования, являются:

  • План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования на 2005–2010 годы (приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40).
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3.09.2005 № 1340-р).
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
  • Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р).

Все эти  документы направлены на решение  задач Болонского процесса, к которым  относятся:

  • разработка национальных рамок квалификаций (1) (в том числе через компетенции выпускников);
  • внедрение системы зачетных единиц (системы ECTS);
  • повышение возможностей трудоустройства выпускников;
  • обучение в течение всей жизни;
  • признание ранее полученного образования.

Для реализации запланированных мер были приняты  нормативные документы, в том  числе Федеральный закон РФ от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», в соответствии с которым уже с сентября 2009 года в вузах должна быть введена двухуровневая система подготовки. Однако введение этой системы натолкнулось на серьезные препятствия, для преодоления которых необходимо разработать, во-первых, новый перечень квалификаций, сопоставимый с общей Рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования; во-вторых — государственные образовательные стандарты третьего поколения. Эти задачи взаимосвязаны и до сих пор не решены. В частности, проект Макета ФГОС ВПО был утвержден еще в 2007 году, но только в мае-июне этого года проекты федеральных стандартов были размещены на сайте Минобрнауки для обсуждения.

Можно выделить следующие отличительные особенности  стандартов третьего поколения:

  • введена новая терминология: учебный процесс рассматривается не через содержание дисциплин, а через его результат — приобретаемые выпускниками компетенции;
  • циклы дисциплин включают базовую и вариативную составляющие (базовая часть прописывается в стандарте, вариативная определяется вузом);
  • трудоемкость учебных циклов измеряется в зачетных единицах, а не в часах;
  • образовательная программа формируется вузом по видам деятельности (профилям): научно-исследовательская, технологическая, конструкторская, управленческая, проектная и пр., что предполагает индивидуализацию процесса обучения, т. е. формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов за счет вариативной составляющей стандарта.

Система зачетных единиц ECTS представляет собой кредитно-модульную систему, то есть единый инструмент Болонского процесса. Кредиты ECTS — это численные значения, присвоенные учебным курсам для того, чтобы описать объем работы студентов, необходимый для усвоения каждого курса. Кредиты ECTS предназначены для того, чтобы:

  • помочь студентам обучаться в других вузах, в т. ч. зарубежных;
  • обеспечить сравнение и измерение результатов обучения студентов при переходе из одного вуза в другой;
  • предоставить доступ к учебным планам и программам курсов различных вузов;
  • обеспечить академическое признание времени обучения как в зарубежном вузе, так и вузе России.

Информация о работе Реформа системы образования в РФ