Реформа системы образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Основные понятие и сущность системы образования, ознакомление с требованиями и исследование структуры образовательной системы в РФ. Этапы развития образовательной системы, перспективы развития и методика реализации реформирования высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………….. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 105.24 Кб (Скачать файл)

В связи  с этим возник новый взгляд на профессиональное образование, больше соответствующий  гибкому и мобильному современному обществу. Он исходит из того, что  существует множество рабочих мест, специальные знания и навыки, для  занятия которых не столь важны, и потому для эффективного выполнения квалифицированной работы часто достаточно общего высшего образования, формирующего у будущего работника такие универсальные деловые способности, как высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т.п. Специальные же знания и навыки легко приобретаются в процессе обучения непосредственно на рабочем месте или в ходе дополнительного образования.

Этот  подход соответствует уже утвердившейся  в России рыночной экономической  системе. Подготовка специалистов, четко  ориентированных на занятие определенных рабочих мест предполагает наличие  процедуры государственного заказа и механизма распределения выпускников  по предприятиям, что практиковалось в СССР. В рыночной же экономике, где выпускник системы профессионального  образования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно  более широкий диапазон возможностей, и понятно, что чем шире, универсальнее  его подготовка, тем большими шансами  трудоустройства он будет обладать.

Данный  подход соответствует и сильно изменившейся за последнее десятилетие отраслевой структуре российского рынка  труда: российская экономика за последние  пятнадцать лет превратилась в экономику  услуг (данный сектор становится ведущим), в сфере услуг занято сегодня  около 60% всех работников. Особенность  же занятости в секторе услуг  как раз и состоит в большой  доле неспециализированного, хотя и  квалифицированного, труда и некоторых  универсальных профессиональных навыков, присущих широкому спектру профессий  обслуживания. Преобладают рабочие  места, которые требуют скорее не образования, а общей культуры. К  их числу относятся, например, умение общаться с клиентом, ориентировать  свою деятельность на его индивидуальные потребности, умение гибко перестраиваться  и обучаться в ходе взаимодействия с клиентом и т.п. Это такие  профессии в сфере сервиса, как линейные менеджеры, специалисты по продажам, коммивояжеры, продавцы, турагенты, секретари, офис-менеджеры. Следовательно, сама структура изменившегося российского рынка труда заставляет тех, кто хочет прогнозировать его потребности, брать на вооружение дженералистский подход к профессиональной квалификации [9,C.85].

Система профессионального образования, как  уже отмечалось, не может не реагировать  на вызовы, идущие со стороны меняющегося  спроса на труд. Человеческий капитал  подвержен моральному износу, то есть быстро устаревает, поэтому в западных странах постепенно утверждается многоуровневая модель высшего образования. В рамках этой модели на первой ступени обучения (бакалавриат) приоритетным является передача человеку обобщенного, универсального человеческого капитала (так называемое общее обучение), т.е. обучение его  знаниям, навыкам и способностям (и прежде всего способности к  дальнейшему учению), которые могут  быть применены на разных рабочих  местах. Такие знания устаревают медленно, и в результате продуктивность труда  индивида возрастает независимо от места  его работы. Специализация же осуществляется на последующих этапах высшего образования, на третьем-четвёртом курсе студенты сдают экзамены на программу второго  уровня: специалиста или в магистратуру. Для подготовки специалиста достаточно одного года, для магистра – 2. При  этом из ВУЗов по-прежнему выходят  профессионалы, готовые работать по конкретной специальности: инженер, врач, юрист. А бакалавры могут рассчитывать на те рабочие места, куда сейчас в  России идут выпускники непрофильных ВУЗов, и их профессионализм будет  пополняться в процессе работы. В 1999г. эта модель была принята в  качестве ориентира европейскими странами, начавшими в рамках Болонского процесса движение к единому европейскому пространству в сфере высшего  образования. Это пространство, по замыслу, должно сформироваться к 2012г. В сентябре 2003г. под Болонской конвенцией поставила свою подпись и Россия.

2.2 Развитие системы образования сегодня

 

 5 сентября 2005 года Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

Приоритетный  национальный проект был "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные  программы, способствует повышению  открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых  людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным  изменением является внедрение новой  системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а  также создание новых федеральных  университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального  образования, его взаимозависимости  с экономикой страны и отдельных  регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной  экономики, на формирование собственной  системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация  российского образования нацелена на распространение через образование  современных технологий во все сферы  производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных  услуг. Кроме того, разработка электронных  образовательных ресурсов нового поколения  приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и  учебно-наглядное оборудование, а  также автобусы для сельской местности  существенно повышают доступность  качественного образования для  всех российских школьников.

Все вышеназванные  направления тесно связаны с  ещё одним направлением национального  проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда  работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход  на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение  условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсы обеспечены»

 

3. Изменение системы образования в России

3.1 Перспективы развития высшего образования

 

Перспективы развития высшего образования в  России находят свое отражение в  документе «Приоритетные направления  развития образовательной системы  Российской Федерации». Остановимся  на нем поподробнее.

«Приоритетные направления развития образовательной  системы Российской Федерации», одобренный Правительством РФ 9 декабря 2004 г, конкретизируют и дополняют основные положения  Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.

Концепция модернизации российского образования  позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского  образования, вместе с тем, при ее реализации не была осуществлена часть  мер, запланированных в 2001-2003 гг. Недостаточная  результативность и продуктивность реализации Концепции были обусловлены  не столько неверно выбранными приоритетами, сколько неэффективными механизмами  их осуществления, слабой общественной поддержкой, отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны  различных общественных объединений, весомой части субъектов Российской Федерации, недостаточностью ресурсного обеспечения, выделяемого всеми  уровнями бюджетов.

Решение задач модернизации системы образования, приведение ее в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями  может быть осуществлено только путем  постепенного ввода в действие управленческих механизмов нового типа.

В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В настоящее  время приоритетными направлениями  государственной политики в области  образования должны стать:

  • · повышение качества профессионального образования;
  • · развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
  • · обеспечение доступности качественного общего образования;
  • · повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация  планов модернизации российского образования  позволит решить многие давно назревшие  проблемы, в том числе, обеспечение  роста социального статуса и  улучшение качественного состава  педагогического корпуса, повышение  материального благосостояния работников образования и многие другие.

Вместе  с тем значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и  образовательными учреждениями сделает  более эффективными различные формы  общественной поддержки системы  образования в целом.

В «Направлениях…»  изложено «важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования  является введение следующих уровней  высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой  для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.»

17 октября  2007 года Совет Федерации одобрил  закон, совершенствующий систему  высшего профессионального образования  в России, в соответствии с  которым в России была введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.

Первый  уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после  бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

Каждый  из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже  после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего  образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные  с осуществлением исполнительских  функций в производственной или  социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами  по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

Второй  уровень высшего образования, с  углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут  готовить к научно-исследовательской  деятельности и самостоятельной  аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.

Правом  поступления в аспирантуру или  ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.

У каждого  уровня высшего образования свои государственные образовательные  стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет  устанавливать Министерство образования  и науки РФ, однако они не будут  существенно отличаться от ныне действующих. За всеми уровнями образования сохраняется  порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В целом  переход к двухуровневой системе  высшего образования дал возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому, а также обеспечению трудоустройства выпускников вузов за счет ориентирования на европейский рынок труда.

Информация о работе Реформа системы образования в РФ