Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:53, курсовая работа
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.
Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.); разбор её содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приёмы: образец рассказа педагога по картине или её части, направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развёрнутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подобранному плану, предлагаемому педагогом.
Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определённой последовательности.
При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:
- развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
- формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Методика проведения занятий по пересказу сказки
«Как коза избушку построила», в обработке М.А.Булатова (разработка В.П. Глухова)
Цель: обучение детей связному последовательному пересказу текста литературного произведения.
Основные задачи:
1. Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля за составлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи содержания.
2. Обучение детей приёмам планирования собственного пересказа.
3. Формирование фразовой речи: развитие навыков составления фразовых высказываний различной структуры.
4. Развитие диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.
5. Формирование у детей грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
6. Активизация и обогащение словарного запаса.
Оборудование: набор предметных картинок с изображением деревни и сарая, различных деревьев, избушки козы; карточки с изображениями плодов и листьев деревьев (используются в процессе разбора содержания); "иллюстрированное панно" - картина(60х80см), на которой на фоне деревни и леса изображены объекты, относящиеся к отдельным эпизодам сказки (дом, сарай, деревья - яблоня, ель, дуб, осина, береза); штатив для размещения "иллюстративного панно"; картинки с изображением персонажей сказки или плоскостные фигурки (размером 6х9см), укрепляемые на панно с помощью прижимной резинки; демонстрационная доска или магнитограф для размещения картинок-иллюстраций; магнитофон.
Примечание: обучение пересказу на материале сказки проводится логопедом на двух занятиях. Логопедическим занятиям предшествует подготовительная работа, проводимая воспитателем. В ходе беседы на тему "Деревья нашего леса" воспитатель уточняет и актуализирует в речи детей соответствующие представления и понятия. В подготовительную работу входит также проведение экскурсии соответствующей тематики.
ХОД ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Активизация лексического материала: по предъявляемым картинкам дети вспоминают названия деревьев, перечисляют их основные признаки. Повторяются общие структурные части деревьев (ствол, ветви, листья, моды). По вопросам педагога дети называют отличительные признаки отдельных деревьев (например, хвоя вместо листьев у ели; цвет коры у березы; ширина ствола у дуба и осины; сезонные изменения лиственного покров а и др.).
II. Чтение текста. Текст сказки предварительно делится на 8 логически законченных фрагментов, которые интонационно выделяются при чтении. Интонационно выделяются также образные выражения и некоторые специфические сказочные обороты. Повторное чтение проводится с использованием приема дополнения детьми отдельных предложении текста.
III. Разбор содержания сказки по вопросам педагога.
Предлагаемые вопросы:
1.О ком говориться в этой сказке?
2.Кто была хозяйка козы? (Начало фразы-ответа может даваться педагогом: Хозяйка козы была...).
3. Почему ее звали старуха-говоруха?
4. Как жилось козе
с козлятами у старухи-
5. Что решила сделать коза?
6. Под каким деревом сначала хотела построить коза избушку?
7. А потом под каким деревом она хотела построить избушку?
8.К какому дереву затем подошла коза?
9. Под каким деревом построила коза свою избушку?
10. Почему коза не построила избушку под яблоней? (Образец ответа, даваемый педагогом: Потому что яблоки могут упасть на козлят и ушибут их.)
11. Почему коза не построила избушку под елкой ,дубом, осиной?
Первоначально дети дают краткие ответы, упражняясь в правильном употреблении словоформ ("под яблоней", "под дубом", "к осине" и др.). При ответе на вопрос ребенок выбирает из набора расположенных перед ним картинок нужную и размещает ее на штативе. Затем составляет фразу-ответ, используя начало фразы, данное педагогом: - Сначала коза... (хотела построить избушку под яблоней). Ребенок заканчивает данную фразу, а затем воспроизводит ее полностью.
IV. Лексический разбор
текста. Проводится в форме игры-
(Можно использовать фишки того или иного цвета, обозначающие правильные ответы детей. Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов.)
Примерные вопросы:
1. Кто жил у старухи-говорухи?
2. Что делала старуха все утро и после обеда?
3. Где была в это время коза с козлятами?
4. Что сказала однажды коза своим козлятам?
5. Что стали делать коза и козлята, когда они прибежали в лес?
6. Что спросила коза у яблони? / у елки, у дуба, у осины?
7. Что ответила козе яблоня, елка, дуб ?
8. Что сделала осина? Что она ответила козе?
9. Что спросила коза у березы?
10. Что ответила ей береза?
Примечание: в ходе лексического разбора используются отдельные опорные картинки с изображением сарая, плодов деревьев, листьев осины.
Занятие 2
I. Организационная часть. Постановка цели занятия.
II. Игра-упражнение "Что у чего?". (Упражнение направлено на активизацию внимания, зрительного восприятия, подготовку детей к последующей работе над пересказом.
Детям предъявляются картинки с изображением листьев, плодов различных деревьев и дается задание определить, какому дереву они принадлежат. Один из детей иллюстрирует ответы своих товарищей, размещая на магнитографе изображение дерева рядом с соответствующими изображениями листьев или плодов. Нужную картинку ребенок выбирает из набора картинок с изображениями различных деревьев.
III. Краткий разбор
предметного содержания картины
IV. Повторное чтение
сказки педагогом с одновременн
текста передвижением
фигурок персонажей на панно
(или указанием на детали
V. Самостоятельное составление детьми пересказа текста по последовательным фрагментам (с опорой на картину). Рекомендуемая форма работы: один ребенок рассказывает, другой иллюстрирует. Каждый ребенок составляет пересказ 1-2-х фрагментов текста.
Предусматривается также
составление пересказа
Примечание: выполнение указанных заданий способствует развитию ориентировки в пространственной компоновке элементов наглядного содержания и формированию пространственных представлений.
VI. В заключительной
части занятия проводится
В целях закрепления нормативного употребления отрабатываемых языковых средств (словоформ, словосочетаний и др.) используются повторение их "по цепочке", хоровое проговаривание, упражнение "Закончи слово" и др. Такие упражнения могут проводиться и воспитателем (в соответствии с рекомендациями логопеда) как на учебных занятиях, так и в свободное от занятий время.
Методика проведения занятий по обучению пересказу на материале народной сказки «Хвосты» (разработка В.П. Глухова)
Цель: обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.
Основные задачи:
1. Формирование
2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с учетом наглядности).
3. Развитие фразовой речи.
4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
5. Обогащение их словарного запаса.
6. Формирование навыков
рассказывания с элементами
ХОД ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
1.Организационная часть.
Подготовка к восприятию
2.Двукратное чтение
сказки. (Повторное чтение проводится
с использованием приёма
3.Разбор содержания сказки по вопросам. Его цель: Выделение (восстановление) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).
Предлагаемые вопросы.
1)О каких животных говорится в сказке?
2) Чего у них не было раньше?
3) О чем однажды узнали звери?
4) Где они должны были собраться?
5) Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? (Чего он испугался?)
6) Кого зайчик попросил принести ему хвостик? - Он попросил об этом…
7) Где были развешены хвосты? - Хвосты были...
8) Кто первым прибежал на поляну? - Первой на поляну...
9) Кто пришел на поляну вслед за лисой?
10) Почему слон не смог выбрать себе красивого хвоста?
11) Почему опоздал на поляну медведь? - Потому что по дороге...
12) Кого зайчик просил принести хвостик?
13) Как ему удалось добыть себе хвостик?
4.Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, Необходимого для полноценной передачи содержания произведения).
Примерные вопросы.
1)Куда полетели (Где летали) сороки-белобоки?
2) Как добирались звери на большую поляну?
3) Как говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала Лиса и др.?
4) Вспомните, какие были хвосты на поляне .
5) Какой хвост выбрала себе лиса? (Она выбрала себе...) А какой выбрал себе конь? ( Он выбрал...)
6) Какой хвост достался корове? (Ей достался...) А слону какои? (Емy достался хвост...)
7)Что сделала свинья
с хвостом, который ей
8) Что взял себе медведь?
9)О чём спросили кошка с собакой? (Они спросили о том…) и т.д.
Одновременно дети упражняются в правильном употреблении личных местоимений при составлении фраз-высказываний.
5.Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей.
6.Игра-упражнение «У кого такой хвост?». Педагог приводит описание различных хвостов; по данному описанию дети должны узнать животных, которым они принадлежат. После этого выполняется следующее задание: к плоскостным (чёрно-белым или цветным) изображениям животных (лиса, белка, медведь, конь, свинья, корова) они подбирают тот или иной хвост. Один из детей выполняет задание на магнитографе.
Занятие 2
1. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
2. Повторное чтение текста сказки.
3. Пересказ текста по фрагментам (по цепочке). При необходимости используется опора на отдельные иллюстрации.
4. Выполнение детьми рисунков к. разным эпизодам сюжетного действия сказки (по их выбору).