Речевая деятельность дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.

Вложенные файлы: 1 файл

Речевая деятельность дошкольников с ЗПР.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

Предлагаемые сюжеты для детских рисунков: "Полянка  с Чудо-деревом". "Звери у  Чудо-дерева", "Зайчик и медведь (волк, лиса)" и др.

5. Составление рассказов  по собственным рисункам (выборочный пересказ). Для облегчения составления рассказа задаются вспомогательные вопросы ("А это кто?", "А что здесь у тебя нарисовано?").

6. Обсуждение детских  рассказов. Отмечается удачное  употребление языковых средств образной выразительности (сравнения, определения, эпитеты), последовательность изложения, завершенность каждого эпизода, проявление элементов творчества.

Рекомендуется также  проведение игры-драматизации на сюжет сказки (под руководством воспитателя).

Пример рассказа ребенка  по своему рисунку.

"Это - поляна. А на  поляне, на высоком дереве висели хвосты. Они были развешаны по толстым сучьям. Хвосты были разные. И пушистые-распушистые. И длинные, и тонкие, и короткие. И как палка... И толсты-и... И кренделями... Первая на поляну прибежала лиса" Выбрала себе пушистый хвост, а кончик... кончик был белый, кисточкой такой. Вторым прибежал... конь. Он выбрал себе гладкий, длинный хвост, с густыми волосами. Потом пришел волк. И себе искал хвост. И нашел себе хвост большой, серый - такой, который ему был нужен. А медведь пока ходил на... за медом, все хвосты уже разобрали, остался только один черненький лоскучек (лоскуточек). Приставил медведь его к себе и пошел домой". (Алеша с., 6 лет, III уровень речевого развития.)

 

Методика проведения занятий по серии картинок «Умный ёжик» по сюжету Н.Радлова (разработка В.П. Глухова)

Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, "ключевые" моменты сюжетного действия.

Основные задачи:

1. Развитие навыков  анализа наглядно изображенного  сюжета, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

2. Развитие фразовой  речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; употребления фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.

3. Формирование навыков  словоизменения (в основном слов, относящихся к категории существительных).

4. Развитие воссоздающего  и творческого воображения у  детей.

5. Формирование и развитие  связной речи в форме повествования и рассуждения.

Оборудование:4 цветных  картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.

ХОД ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

1. Организационная часть.  Подготовка детей к основной  части занятия. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются две загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.

1) Загадка о яблоке - "Круглое, румяное, я расту  на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки".

Вопросы:

Скажите, ребята, где растут яблоки?

Как называется дерево, на котором они растут?

При, повторении вопроса: "Где растут яблоки?" - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа "на яблоне" .

2) Загадка о ежике: "Под соснами под елками бежит клубок с иголками".

Вопрос педагога: "Кто  скажет, где живет еж?"

II. Постановка цели занятия. Разбор содержания картинок. Педагог: "Ребята, сегодня будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком".

Проводится разбор их содержания в вопросно-ответной форме.

Вопросы к картинкам

1-я картинка

Что вы видите на картинке? Какие деревья здесь растут?

Как называется место. где  растут яблони?

(При затруднении дается  подсказ; "Это слово начинается  со звука "С".)

Кто изображен на картинке? (Указание на изображение персонажа .)

При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами "Кто"? и "Что"?

Что делает ежик? Что он делает с яблоками? Актуализируются  слова: "собирает", "сгребает", "куча", "кучка". В случае необходимости указанные слова воспроизводятся детьми по подсказу начального слога.

2-я картинка

Что сделал ежик? Куда он залез? (На дерево.)

Где лежат яблоки? (Под  деревом.)

Где сидит ежик? (На дереве.)

(Дети упражняются  в словоизменении на основе  форм слов "дерево" и ''яблоня''.)

Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова "по цепочке' .

3-я картинка

Что сделал ежик? Как он прыгнул (упал)?

(Вводятся словоформы - "на спину" , "спиной вниз" .)

Куда упал ежик? (На яблоки.)

4-я картинка

Что изображено на картинке? Куда пошел ежик?

(Вводятся слова: "наколоты", "нанизаны", которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)

В заключение дается ряд  общих вопросов:

"Почему яблоки лежат  на земле?" (Актуализируется словоформа "созрели".)

Какое время года изображено? Когда созревают яблоки (в конце лета, в начале осени)? Указанные словосочетания закрепляются в развернутых фразах-ответах, например: - «Яблоки созревают в конце лета.»

При работе с более  сильной группой разбирается  содержание 1,2 и 4-и картинок; 3-я картинка серии не используется при составлении рассказа.

III. Размещение картинок в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа "по цепочке" (по одному фрагменту каждым ребенком).

Занятие 2

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Один из малышей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.

II. Упражнение в дополнении предложений, даваемых педагогом, требуемым по смыслу словом (участвуют поочередно все).

- Яблоки лежат на... под... (траве, деревом).

- Ежик собрал яблоки  в... (кучку).

- Ежик залез на... (дерево, яблоню).

- Ежик прыгнул на... (яблоки).

- Яблоки нацепились  на... (колючки, иголки) и т.д.

III. Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к изображенному действию).

а) Воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:

1)Что виднеется вдали?

2) Где жил ежик? (Кто  жил в этом лесу?)

3) Что было рядом  с лесом?

4) Что однажды решил  сделать ежик?

При этом, наряду с краткими ответами требуются и развернутые.

б) Педагог дает образец  начала рассказа.

В предлагаемом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые  самими детьми (приведены в скобках):

Однажды ежик решил пойти  на прогулку. Он вышел из... (леса), перебежал  дорожку и увидел сад, где росли большие... (яблони). Ежик добежал до... (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие, румяные... (яблоки). Ему захотелось принести домой... (яблок). Но как унести яблоки домой, он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.

IV. Составление рассказа детьми.

1. Составление рассказа "по цепочке" - по 1-2 картинкам  -фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).

2. Составление рассказа  по серии в целом одним ребенком (ведется магнитофонная запись).

3. Составление 1-2 вариантов  рассказа с другой завязкой действия, придумываемой ими по предварительно заданным, направляющим вопросам.

Педагог: "Теперь составь  свой рассказ. Расскажи: где жил ежик; куда он однажды пошел; что увидел".

Пример рассказа по серии  картинок:

"Ежик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там был.. сад. Ежик зашел в сад. А там яблоки... лежат... на земле. Захотелось ему... яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в кучку... А как их взять не знает. Думал, думал и придумал. Залез... на дерево и спрыгнул... колючками вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ежик... и пошел довольный в лес". (Рассказ Максима Б., 6,5 лет, III  уровень речевого развития.)

V. Упражнения в подборе  слов-определений к данному слову.

Дается характеристика действующего лица:

- Что можно сказать  про ежика, какой он? Актуализируется  ряд слов-определений. Например:

- Ежик догадался, что  ему нужно сделать. Значит он... какой?

- догадливый.

- А теперь скажем  по-другому. Ежик думал, думал  и сообразил, как ему надо поступить. Значит, ежик, какой? - Сообразительный.

- Ежик нашел выход  из положения - "Находчивый  ежик" и др.

- Что еще можно сказать  о ежике? Он не побоялся спрыгнуть  с дерева, хотя до земли было  высоко. Значит, он... - смелый. Также актуализируется определение "запасливый".

- Ежик пошел домой  и понес на себе яблоки. Что  можно о нем сказать? Он пошел... какой? Обычно дети отвечают: "веселый'',"радостный","довольный".

Актуализируемые слова  закрепляются путем повторения их "по цепочке". Затем на вопрос: "Что можно сказать о ежике?" Один-два ребенка повторяют все указанные определения.

 

Методика проведения занятий по пересказу сказки «Как собака друга искала» в обработке С.С.Фетисова (разработка В.П. Глухова)

Цель: формирование навыков  самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.

Основные задачи:

1. Формирование навыков  планирования репродуктивного развернутого  высказывания со стороны его  содержания.

2. Развитие умений  анализировать содержание произведения (отражения содержания рассказа с помощью наглядной схемы-плана).

3. Развитие навыков  текущего контроля за построением  развернутого высказывания.

4. Развитие навыков  диалогической речи.

5. Формирование навыков  грамматически правильного оформления высказываний.

6. Активизация и обогащение  словарного запаса детей.

Оборудование: 1) Книжка-ширма "Как собака друга искала"(М., 1989 или др. издания); 2) наборное полотно; 3) штатив для размещения наглядного материала (размером 20х120 см), квадраты-блоки размером 20х20 см (из картона или пластика); 4) карточки с силуэтными (черно-белым)) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения (размером 6х8 см).

Текст сказки

 Когда-то, очень давно собака жила в  лесу. Жила она одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боится.

Вот как-то раз  встретила собака в лесу зайца. Говорит  ему собака:

- Давай, зайка,  с тобой дружить, вместе жить!

- Давай, - согласился  зайка.

Пошли собака и заяц вместе. Вечером они нашли себе место для ночлега - в траве под кустом и легли спать. А ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох. да как вскочит, как залает громко! Заяц проснулся, уши у него трясутся от страха.

- Зачем лаешь? - говорит заяц собаке. - Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

"Ненадежный  это друг, - подумала собака про  зайца, - волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.

 Утром попрощалась  собака с зайцем и пошла  искать волка. Встретила его  в глухом овраге. Говорит собака волку:

- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

-Что ж, давай, - отвечает волк. Вдвоем веселее  будет. Пошли волк и собака  вместе. Ночью легли они спать  в волчьей норе. Вдруг около  норы лягушка прыгнула. Собака  услышала, да как вскочит, как залает громко. Тут волк проснулся и давай бранить собаку:

- Зачем лаешь?  Вот услышит медведь, придет  сюда и разорвет нас на части. "И волк боится, - подумала собака. Уж лучше мне с медведем  подружиться".

Утром пошла  собака искать медведя. Встретила его в малиннике и говорит:

- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

- Ладно, - говорит  медведь. Пойдем ко мне в  берлогу. Легли они вечером  спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж ползет. Вскочила собака и залаяла.  Медведь испугался и стал бранить собаку:

-Перестань  лаять! Придет сюда человек,  шкуры с нас снимет.

"И этот  трусливым оказался", - подумала  собака. Сбежала она от медведя  и пришла к человеку.

- Человек,  давай дружить, вместе жить! Согласился  человек, накормил собаку, теплую  конуру ей построил возле избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не бранит ее за это - спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Информация о работе Речевая деятельность дошкольников с ЗПР