Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:53, курсовая работа
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.
Предлагаемые сюжеты для детских рисунков: "Полянка с Чудо-деревом". "Звери у Чудо-дерева", "Зайчик и медведь (волк, лиса)" и др.
5. Составление рассказов по собственным рисункам (выборочный пересказ). Для облегчения составления рассказа задаются вспомогательные вопросы ("А это кто?", "А что здесь у тебя нарисовано?").
6. Обсуждение детских рассказов. Отмечается удачное употребление языковых средств образной выразительности (сравнения, определения, эпитеты), последовательность изложения, завершенность каждого эпизода, проявление элементов творчества.
Рекомендуется также проведение игры-драматизации на сюжет сказки (под руководством воспитателя).
Пример рассказа ребенка по своему рисунку.
"Это - поляна. А на поляне, на высоком дереве висели хвосты. Они были развешаны по толстым сучьям. Хвосты были разные. И пушистые-распушистые. И длинные, и тонкие, и короткие. И как палка... И толсты-и... И кренделями... Первая на поляну прибежала лиса" Выбрала себе пушистый хвост, а кончик... кончик был белый, кисточкой такой. Вторым прибежал... конь. Он выбрал себе гладкий, длинный хвост, с густыми волосами. Потом пришел волк. И себе искал хвост. И нашел себе хвост большой, серый - такой, который ему был нужен. А медведь пока ходил на... за медом, все хвосты уже разобрали, остался только один черненький лоскучек (лоскуточек). Приставил медведь его к себе и пошел домой". (Алеша с., 6 лет, III уровень речевого развития.)
Методика проведения занятий по серии картинок «Умный ёжик» по сюжету Н.Радлова (разработка В.П. Глухова)
Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, "ключевые" моменты сюжетного действия.
Основные задачи:
1. Развитие навыков
анализа наглядно
2. Развитие фразовой
речи, навыков составления
3. Формирование навыков словоизменения (в основном слов, относящихся к категории существительных).
4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей.
5. Формирование и развитие
связной речи в форме
Оборудование:4 цветных картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
1. Организационная часть. Подготовка детей к основной части занятия. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются две загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.
1) Загадка о яблоке - "Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки".
Вопросы:
Скажите, ребята, где растут яблоки?
Как называется дерево, на котором они растут?
При, повторении вопроса: "Где растут яблоки?" - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа "на яблоне" .
2) Загадка о ежике: "Под соснами под елками бежит клубок с иголками".
Вопрос педагога: "Кто скажет, где живет еж?"
II. Постановка цели занятия. Разбор содержания картинок. Педагог: "Ребята, сегодня будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком".
Проводится разбор их содержания в вопросно-ответной форме.
Вопросы к картинкам
1-я картинка
Что вы видите на картинке? Какие деревья здесь растут?
Как называется место. где растут яблони?
(При затруднении дается подсказ; "Это слово начинается со звука "С".)
Кто изображен на картинке? (Указание на изображение персонажа .)
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами "Кто"? и "Что"?
Что делает ежик? Что он делает с яблоками? Актуализируются слова: "собирает", "сгребает", "куча", "кучка". В случае необходимости указанные слова воспроизводятся детьми по подсказу начального слога.
2-я картинка
Что сделал ежик? Куда он залез? (На дерево.)
Где лежат яблоки? (Под деревом.)
Где сидит ежик? (На дереве.)
(Дети упражняются в словоизменении на основе форм слов "дерево" и ''яблоня''.)
Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова "по цепочке' .
3-я картинка
Что сделал ежик? Как он прыгнул (упал)?
(Вводятся словоформы - "на спину" , "спиной вниз" .)
Куда упал ежик? (На яблоки.)
4-я картинка
Что изображено на картинке? Куда пошел ежик?
(Вводятся слова: "наколоты", "нанизаны", которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение дается ряд общих вопросов:
"Почему яблоки лежат на земле?" (Актуализируется словоформа "созрели".)
Какое время года изображено? Когда созревают яблоки (в конце лета, в начале осени)? Указанные словосочетания закрепляются в развернутых фразах-ответах, например: - «Яблоки созревают в конце лета.»
При работе с более сильной группой разбирается содержание 1,2 и 4-и картинок; 3-я картинка серии не используется при составлении рассказа.
III. Размещение картинок в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа "по цепочке" (по одному фрагменту каждым ребенком).
Занятие 2
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Один из малышей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.
II. Упражнение в дополнении предложений, даваемых педагогом, требуемым по смыслу словом (участвуют поочередно все).
- Яблоки лежат на... под... (траве, деревом).
- Ежик собрал яблоки в... (кучку).
- Ежик залез на... (дерево, яблоню).
- Ежик прыгнул на... (яблоки).
- Яблоки нацепились на... (колючки, иголки) и т.д.
III. Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к изображенному действию).
а) Воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:
1)Что виднеется вдали?
2) Где жил ежик? (Кто жил в этом лесу?)
3) Что было рядом с лесом?
4) Что однажды решил сделать ежик?
При этом, наряду с краткими ответами требуются и развернутые.
б) Педагог дает образец начала рассказа.
В предлагаемом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках):
Однажды ежик решил пойти на прогулку. Он вышел из... (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие... (яблони). Ежик добежал до... (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие, румяные... (яблоки). Ему захотелось принести домой... (яблок). Но как унести яблоки домой, он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.
IV. Составление рассказа детьми.
1. Составление рассказа "по цепочке" - по 1-2 картинкам -фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).
2. Составление рассказа
по серии в целом одним
3. Составление 1-2 вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой ими по предварительно заданным, направляющим вопросам.
Педагог: "Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик; куда он однажды пошел; что увидел".
Пример рассказа по серии картинок:
"Ежик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там был.. сад. Ежик зашел в сад. А там яблоки... лежат... на земле. Захотелось ему... яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в кучку... А как их взять не знает. Думал, думал и придумал. Залез... на дерево и спрыгнул... колючками вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ежик... и пошел довольный в лес". (Рассказ Максима Б., 6,5 лет, III уровень речевого развития.)
V. Упражнения в подборе
слов-определений к данному
Дается характеристика действующего лица:
- Что можно сказать
про ежика, какой он? Актуализируется
ряд слов-определений.
- Ежик догадался, что
ему нужно сделать. Значит он..
- догадливый.
- А теперь скажем по-другому. Ежик думал, думал и сообразил, как ему надо поступить. Значит, ежик, какой? - Сообразительный.
- Ежик нашел выход из положения - "Находчивый ежик" и др.
- Что еще можно сказать
о ежике? Он не побоялся
- Ежик пошел домой
и понес на себе яблоки. Что
можно о нем сказать? Он пошел.
Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их "по цепочке". Затем на вопрос: "Что можно сказать о ежике?" Один-два ребенка повторяют все указанные определения.
Методика проведения занятий по пересказу сказки «Как собака друга искала» в обработке С.С.Фетисова (разработка В.П. Глухова)
Цель: формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.
Основные задачи:
1. Формирование навыков
планирования репродуктивного
2. Развитие умений
анализировать содержание
3. Развитие навыков
текущего контроля за
4. Развитие навыков диалогической речи.
5. Формирование навыков
грамматически правильного
6. Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Оборудование: 1) Книжка-ширма "Как собака друга искала"(М., 1989 или др. издания); 2) наборное полотно; 3) штатив для размещения наглядного материала (размером 20х120 см), квадраты-блоки размером 20х20 см (из картона или пластика); 4) карточки с силуэтными (черно-белым)) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения (размером 6х8 см).
Текст сказки
Когда-то, очень давно собака жила в лесу. Жила она одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боится.
Вот как-то раз встретила собака в лесу зайца. Говорит ему собака:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Давай, - согласился зайка.
Пошли собака и заяц вместе. Вечером они нашли себе место для ночлега - в траве под кустом и легли спать. А ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох. да как вскочит, как залает громко! Заяц проснулся, уши у него трясутся от страха.
- Зачем лаешь? - говорит заяц собаке. - Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!
"Ненадежный это друг, - подумала собака про зайца, - волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром попрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге. Говорит собака волку:
- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
-Что ж, давай, - отвечает волк. Вдвоем веселее будет. Пошли волк и собака вместе. Ночью легли они спать в волчьей норе. Вдруг около норы лягушка прыгнула. Собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Тут волк проснулся и давай бранить собаку:
- Зачем лаешь? Вот услышит медведь, придет сюда и разорвет нас на части. "И волк боится, - подумала собака. Уж лучше мне с медведем подружиться".
Утром пошла собака искать медведя. Встретила его в малиннике и говорит:
- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
- Ладно, - говорит
медведь. Пойдем ко мне в
берлогу. Легли они вечером
спать. А ночью собака
-Перестань лаять! Придет сюда человек, шкуры с нас снимет.
"И этот трусливым оказался", - подумала собака. Сбежала она от медведя и пришла к человеку.
- Человек, давай дружить, вместе жить! Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не бранит ее за это - спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.