Роль авторитета в семье, как фактора формирования духовно – нравственной жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проследить влияние авторитета родителей на формирование духовно - нравственного обогащения ребёнка.
Для достижения поставленной цели, мы считаем выполнение следующих задач:изучить научную и научно-методическую литературу по данной проблеме;
Выявить особенности формирования духовно-нравственного обогащения ребёнка от влияния авторитета родителей;
Точнее определить роль авторитета родителей в семье, как фактор формирования духовной жизни ребёнка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Авторитет, как особый микроклимат для воспитания детей в семье.
1.1 Определение авторитета...………………………………………………………5
1.2 Виды родительского авторитета ……………………………………….............8
1.3 Авторитет родителей в неполной семье………………………………………17
Глава 2. Роль авторитета в семье, как фактора формирования духовно – нравственной жизни ребенка.
2.1 Духовное воспитание ребенка…………………………………………………22
2.2 Нравственное воспитание ребенка…………………………….......................26
Заключение…………………………………………………………………………29
Библиография…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая3.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

   Маленькие дети  видят в своих родителях образец  совершенства. Они являются для  малыша наивысшим авторитетом. Мамы у них самые красивые, а папы – самые умелые и самые умные. Дальнейшее развитие во много зависит от того, насколько принимает ребенок своих родителей за верх совершенства, продолжает ли видеть в них идеал. Это особенно важно в будущем, когда ребенок станет ко всему относиться критически. В это же время он будет мучительно искать авторитет, то возвеличивая, то развенчивая отдельных людей.

 Авторитет надо  начинать завоевывать еще у  грудного ребенка. Основой родительского  авторитета  у грудных детей является благоразумный, ласковый, но в то же время строгий к ребенку. Ребенок с первых дней жизни должен чувствовать тепло и заботу родителей. В дальнейшем ребенок должен понимать и привыкать выполнять требования родителей. Однако основное условие: родителям всегда надо ясно и четко знать, что они хотят от ребенка, выполнимо ли их требования в его возрасте. Лучше меньше приказывать, но последовательно требовать выполнения своих поручений. Ничего не стоят те запреты и ограничения, от которых родители сразу же отступают, так как не имеют времени или терпения подождать, когда ребенок выполнит предложенное задание.

  Завоевание авторитета  – сложная проблема. В первую  очередь для этого нужна основа. Ребенок должен чувствовать, что  он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор.

  С общением родители  должны быть особенно осторожны.  Невыполнение обещанного надо  тщательно и хорошо обосновывать. Если ребенок с радостью ждет, что в качестве вознаграждения за помощь по домашнему хозяйству он поедет в воскресный день за город или пойдет в театр, воспитывающий родитель должен выполнить свое обещание, если даже это сделать очень трудно. Авторитете родителей складывается более действенно из таких «мелочей», чем с помощью наказаний и требований безусловного послушания.

  Ошибаться может каждый человек. Однако чаще ошибается тот, кто не умеет признаваться в своих ошибках. Точно так же легче всего подрывает свой авторитет тот, кто настаивает на своем даже тогда, когда он не прав. Самое полезное для семейное жизни – здоровая критика и самокритика.

  Современные дети  получают такое множество различной  информации, что они могут порой  привести в смущение даже очень  образованного человека. Сообщение, услышанное по радио или телевидению, проблемы, поставленные в фантастических фильмах или книгах, могут послужить для ребенка источником бесконечных расспросов. Малышу обычно несложно дать совет или ответить на вопрос. Значительно труднее разговаривать с ребенком подросткового возраста, особенно отвечать на вопросы, касающиеся, например реактивных самолетов, ракет, космоса, реакторов и т.п.

  Ребенок требует  чаще всего на свои вопросы  тщательных ответов.

  Всегда ли могут  родители идти в ногу с детьми в их увлечение певцами, кинозвездами, спортсменами, полностью жить их интересами? Конечно, не всегда. Однако положительная позиция, которую занимают родители по отношению к этим проблемам, значительно повышает их авторитет. Эта позиция может помочь родителям позже, при решение совсем иных проблем.

 

  Некоторые родители  необдуманно отвечают на вопросы  каким-либо случайно пришедшим  в голову вымыслом. Сравнительно  без осложнений проходит такое  поведение при разговоре с  совсем маленьким ребенком. Но в период взросления ребенка последствия  необдуманных ответов  весьма проблематичны. В отношении подростков неправильные реакции взрослого на вопросы ребенка приносят большой вред. Ребенку больше импонирует, когда родители признаются в том, что чего-то не знают, нежели он уличит отца или мать в обмане или в безграмотности.

  Каждый ребенок  испытывает чувство уважения  к печатному слову, поэтому  меньше всего подорвут родители  свой авторитет, если признаются  в непонимание какой-то проблемы, так как она из области узкой специализации, и направят ребенка за точной информацией в научную литературу. Почти в каждой публичной библиотеке есть книги, словари и журналы, с которыми ребенок может ознакомиться под руководством опытного библиотекаря.  В этом есть двойная польза. Родителям будет легче, так как у них нет времени, да и возможности, собирать сведения об отдаленной области науки,  им не придется ничего придумывать, а ребенок получит точный и квалифицированный ответ. Если даже ребенок не все познает, что весьма естественно, то он поймет: мать или отец не обязательно должны знать специальную научную проблему.

Авторитет воспитывающего родителя подкрепляется также его  умением извиниться и признать свою ошибку.

В период полового созревания у детей возникают вопросы, на которые они ищут ответы. Родителям надо находить время для откровенных разговоров с ребенком, возможно даже за счет отказа от своих развлечений или отдыха. Бессмысленно запугивать детей, рисовать им проблемы самыми чёрными красками с целью оградить их от излишнего познания.

Матери или отцу надо всеми силами следить за тем, чтобы  в тот период, когда ребенок  стремится удовлетворить своё любопытство, он не получил ложную информацию.

Для ребёнка очень  важно отношение родителей к  его товарищам. Часто родители не хотят, чтобы их ребенок дружил с тем к какому его тянет и, возможно, кому он поклялся в дружбе на всю жизнь. Бестактно постоянно указывать на недостатки и ошибки приятеля, заострять на них внимание, пытаясь этим влиять на ребёнка, запрещать ему встречи  с приятелем, которого он выбрал. Результатом обычно бывает обратная реакция, естественная для подросткового возраста: ребенок ещё больше и сильнее сближается с человеком, к которому у воспитателя имеются даже обоснованные претензии. Постепенно он может начать отчуждаться от семьи.

Молодые люди могут простить чужому то, что не простят своим  родителям. Если мать выскажет свои претензии  товарищам своих детей открыто, в присутствии ребят, по-дружески, во время спокойного разговора, то её скорее удастся убедить своего ребенка в причинах своего недовольства. Если же мать станет убеждать сына или дочь в том, что ей не понравятся его друзья, после их ухода, то может наступить бурная реакция, даже отпор, а может быть, последует замечание: «Почему же ты прямо в лицо им об этом не сказала?»

Заслуженный авторитет  родителя, основанный на уважении, отсутствии страха, всегда приносит положительные  практические результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Глава 2. Роль авторитета в семье, как фактора

        формирования духовно – нравственной жизни ребенка.

 

    

      2.1 Духовное воспитание ребенка.

 

  Влияние авторитета на детей носит, как известно, чрезвычайно многообразный характер - от их привычек до мировоззрения. Однако доминирующей стороной воспитательной деятельности семьи, несомненно, является духовное воспитание.

  Семья – колыбель  духовного рождения человека. Многообразие  отношений между ее членами,  обнаженность и непосредственность  чувств, которые они питают друг  к другу, обилие различных форм  и проявлений этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка – все это создает максимально благоприятную среду, для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Детское сознание и поведение формируются в процессе жизни, возникающих в процессе деятельности и общении.

  Человеческое общение есть духовная деятельность, взаимодействия между людьми, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Потребность в общение для ребенка – одна из ведущих. Она возникает с момента рождения и проявляется с начала как способ удовлетворения материальных, а затем духовных потребностей. Стремление к общению также ограничено присуще человеку, как стремление к познанию. Общение между людьми, особенно между взрослым и детьми, - важнейший канал удовлетворения духовных потребностей. Именно общение помогает ребенку утвердить себя в мире природы и общественных отношений, творчески выразить присущие ему природные силы, осуществлять саморазвитие. Разнообразное многостороннее общение обогащает и формирует духовный мир ребенка, приносит ему моральное удовлетворение, доставляет глубокое статическое наслаждение. Задача семьи состоит в развитии духовно – нравственного сознания каждого ребенка, в организации стимулирования общественно ценной деятельности с тем, чтобы подвести его к пониманию общих интересов и дел, мобилизовать для участия в них силы духовные и физические. Смысл использования родительского авторитета в воспитание не в том, чтобы добиться от детей повиновения, а в том, чтобы понять их, уметь выразить их стремление, проявить расторопность, дисциплинированность и организованность, чтобы оказаться « властителем дум» и, увлекая за собой, управлять их поведением и деятельностью.

   Являясь самым  близкими детям людьми, повседневно  общающимся с ними, родители играют  решающую роль в становлении  и развитии их духовного и нравственного сознания и поведения,….. начиная с привития дошкольникам простейших навыков и привычек. Дошкольный возраст, по определению А.М. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов образования. При этом духовно – нравственная атмосфера в семье, личный пример отца и матери, их наглядный показ детям поведения и действия становятся лучшим средством духовно – нравственного воспитания.

  Важной сферой  в жизни и деятельности семьи  является совместное, родителей  и детей, обучение. Оно может  иметь  характер игровой деятельности, познавательной или трудовой. Здесь  и увлечения спортом, и коллекционирование, и занятие такими своеобразными  видами труда, как вышивание, выпиливание…

  Особенно много  могут сделать родители для  развития интересов детей, занимаясь  общей с ними увлекательной  деятельностью во время отпусков, совместного отдыха. Органическая  часть содержания жизни семьи  – праздники, как государственные, так и семейные. Воспитательное значение этих событий зависит от того, на сколько духовный момент праздничного общения в семье преобладает над вниманием, уделяемом праздничному столу. Ребенку за праздничным столом особенно делать нечего. Как правило, скучающий и забытый, он отсиживает время застолья в другой комнате или у соседей. Может быть, так и надо. Но про него забывают и после застолья. А между тем в гости друг к другу ходят ветераны, просто интересные люди, общение с которыми могло бы принести детям большую пользу. История в живых воспоминаниях, образах раскрывается перед ним. Особенно активно могут проявить себя дети в праздничных развлечениях. О них всей семьей думают заранее. Кто – о готовиться спеть полюбившуюся всем песню, кто – то заучивает стихи, готовит маленькие инсценировки, сюрпризы, готовит технику. Духовные заботы выступают на первый план. Все с интересом ждут встречи.

  Первые шаги в  мире искусства, культуры ребенок  делает в семье, поэтому столь  важны ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить сегодня в связи с усилением деструктивных явлений в культуре, преодолеть которое можно, оперившись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношение незаменимы произведения народной культуры. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы. Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важнейшими средствами народной педагогики: как колыбельные песни, потешки, частушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Обращение к ним не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практикой пути приобщение детей к искусству ( Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина). Привязанность к народному слову, произведениям декоративно – прикладного творчества, воспитанное в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе, искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.

 В жизнь ребенка  входит высокая поэзия, музыка, яркие  произведения изобразительного и театрального искусства.

 Особо хочется сказать  о музыке и пении в духовном  воспитании детей. К сожалению,  сегодня мало поют, в основном  – слушают. Педагогическое значение  коллективного пения  семье  трудно переоценить. Оно помогает преодолеть расстояние между поколениями, создает возможность для эмоционально – духовного общения, рождает совместное переживание морально – эстетических чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2.2 Нравственное воспитание ребенка.

 

  Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношение человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Это общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.

  Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. В нашей стране есть не мало семей, где нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге становится главным жизненным ориентиром для растущего человека. В таких семьях обычно не ведут дискуссии о нравственности. Здесь все определяет простая истина: безнравственно, когда человек не работает или плохо работает. Безнравственно говорить одно, думать другое, делать третье или вообще ничего не делать…

Родительский авторитет  и пример – великая сила в формирование нравственности  у детей. Не даром  народная мудрость гласит: «Во всем поступайте так, как вы хотите, чтобы поступали ваши дети». Но эта сила возрастает, когда авторитет и пример в семье сочетается со специальными усилиями родителей, направленными на глубокое усвоение детьми общественного значения нравственных норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим нормам.

  Не правы родители, которое полагают, что их задача – формировать у ребенка лишь простые нравственные понятия, такие, как доброта, честность, правдивость, такт, а забота о его развитии как активного члена социалистического общества, участника перестройки – дело школы и государства. Они не учитывают того, что воспитание честности, доброты, совести неотделимо от формирования гражданских качеств личности.

 Каждый новый день  жизни ребенка расширяет его  познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагирует на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. А вместе с ним – и воспитательное мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях.

Информация о работе Роль авторитета в семье, как фактора формирования духовно – нравственной жизни ребенка