Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:08, курсовая работа
Цель данной работы – проследить влияние авторитета родителей на формирование духовно - нравственного обогащения ребёнка.
Для достижения поставленной цели, мы считаем выполнение следующих задач:изучить научную и научно-методическую литературу по данной проблеме;
Выявить особенности формирования духовно-нравственного обогащения ребёнка от влияния авторитета родителей;
Точнее определить роль авторитета родителей в семье, как фактор формирования духовной жизни ребёнка.
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Авторитет, как особый микроклимат для воспитания детей в семье.
1.1 Определение авторитета...………………………………………………………5
1.2 Виды родительского авторитета ……………………………………….............8
1.3 Авторитет родителей в неполной семье………………………………………17
Глава 2. Роль авторитета в семье, как фактора формирования духовно – нравственной жизни ребенка.
2.1 Духовное воспитание ребенка…………………………………………………22
2.2 Нравственное воспитание ребенка…………………………….......................26
Заключение…………………………………………………………………………29
Библиография…………………
Маленькие дети
видят в своих родителях
Авторитет надо
начинать завоевывать еще у
грудного ребенка. Основой
Завоевание авторитета
– сложная проблема. В первую
очередь для этого нужна
С общением родители
должны быть особенно
Ошибаться может каждый человек. Однако чаще ошибается тот, кто не умеет признаваться в своих ошибках. Точно так же легче всего подрывает свой авторитет тот, кто настаивает на своем даже тогда, когда он не прав. Самое полезное для семейное жизни – здоровая критика и самокритика.
Современные дети
получают такое множество
Ребенок требует чаще всего на свои вопросы тщательных ответов.
Всегда ли могут родители идти в ногу с детьми в их увлечение певцами, кинозвездами, спортсменами, полностью жить их интересами? Конечно, не всегда. Однако положительная позиция, которую занимают родители по отношению к этим проблемам, значительно повышает их авторитет. Эта позиция может помочь родителям позже, при решение совсем иных проблем.
Некоторые родители
необдуманно отвечают на
Каждый ребенок
испытывает чувство уважения
к печатному слову, поэтому
меньше всего подорвут
Авторитет воспитывающего родителя подкрепляется также его умением извиниться и признать свою ошибку.
В период полового созревания у детей возникают вопросы, на которые они ищут ответы. Родителям надо находить время для откровенных разговоров с ребенком, возможно даже за счет отказа от своих развлечений или отдыха. Бессмысленно запугивать детей, рисовать им проблемы самыми чёрными красками с целью оградить их от излишнего познания.
Матери или отцу надо всеми силами следить за тем, чтобы в тот период, когда ребенок стремится удовлетворить своё любопытство, он не получил ложную информацию.
Для ребёнка очень важно отношение родителей к его товарищам. Часто родители не хотят, чтобы их ребенок дружил с тем к какому его тянет и, возможно, кому он поклялся в дружбе на всю жизнь. Бестактно постоянно указывать на недостатки и ошибки приятеля, заострять на них внимание, пытаясь этим влиять на ребёнка, запрещать ему встречи с приятелем, которого он выбрал. Результатом обычно бывает обратная реакция, естественная для подросткового возраста: ребенок ещё больше и сильнее сближается с человеком, к которому у воспитателя имеются даже обоснованные претензии. Постепенно он может начать отчуждаться от семьи.
Молодые люди могут простить чужому то, что не простят своим родителям. Если мать выскажет свои претензии товарищам своих детей открыто, в присутствии ребят, по-дружески, во время спокойного разговора, то её скорее удастся убедить своего ребенка в причинах своего недовольства. Если же мать станет убеждать сына или дочь в том, что ей не понравятся его друзья, после их ухода, то может наступить бурная реакция, даже отпор, а может быть, последует замечание: «Почему же ты прямо в лицо им об этом не сказала?»
Заслуженный авторитет родителя, основанный на уважении, отсутствии страха, всегда приносит положительные практические результаты.
Глава 2. Роль авторитета в семье, как фактора
формирования духовно – нравственной жизни ребенка.
2.1 Духовное воспитание ребенка.
Влияние авторитета на детей носит, как известно, чрезвычайно многообразный характер - от их привычек до мировоззрения. Однако доминирующей стороной воспитательной деятельности семьи, несомненно, является духовное воспитание.
Семья – колыбель
духовного рождения человека. Многообразие
отношений между ее членами,
обнаженность и
Человеческое общение есть духовная деятельность, взаимодействия между людьми, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Потребность в общение для ребенка – одна из ведущих. Она возникает с момента рождения и проявляется с начала как способ удовлетворения материальных, а затем духовных потребностей. Стремление к общению также ограничено присуще человеку, как стремление к познанию. Общение между людьми, особенно между взрослым и детьми, - важнейший канал удовлетворения духовных потребностей. Именно общение помогает ребенку утвердить себя в мире природы и общественных отношений, творчески выразить присущие ему природные силы, осуществлять саморазвитие. Разнообразное многостороннее общение обогащает и формирует духовный мир ребенка, приносит ему моральное удовлетворение, доставляет глубокое статическое наслаждение. Задача семьи состоит в развитии духовно – нравственного сознания каждого ребенка, в организации стимулирования общественно ценной деятельности с тем, чтобы подвести его к пониманию общих интересов и дел, мобилизовать для участия в них силы духовные и физические. Смысл использования родительского авторитета в воспитание не в том, чтобы добиться от детей повиновения, а в том, чтобы понять их, уметь выразить их стремление, проявить расторопность, дисциплинированность и организованность, чтобы оказаться « властителем дум» и, увлекая за собой, управлять их поведением и деятельностью.
Являясь самым близкими детям людьми, повседневно общающимся с ними, родители играют решающую роль в становлении и развитии их духовного и нравственного сознания и поведения,….. начиная с привития дошкольникам простейших навыков и привычек. Дошкольный возраст, по определению А.М. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов образования. При этом духовно – нравственная атмосфера в семье, личный пример отца и матери, их наглядный показ детям поведения и действия становятся лучшим средством духовно – нравственного воспитания.
Важной сферой
в жизни и деятельности семьи
является совместное, родителей
и детей, обучение. Оно может
иметь характер игровой
Особенно много
могут сделать родители для
развития интересов детей,
Первые шаги в
мире искусства, культуры
В жизнь ребенка входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения изобразительного и театрального искусства.
Особо хочется сказать
о музыке и пении в духовном
воспитании детей. К сожалению,
2.2 Нравственное воспитание ребенка.
Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношение человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Это общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. В нашей стране есть не мало семей, где нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге становится главным жизненным ориентиром для растущего человека. В таких семьях обычно не ведут дискуссии о нравственности. Здесь все определяет простая истина: безнравственно, когда человек не работает или плохо работает. Безнравственно говорить одно, думать другое, делать третье или вообще ничего не делать…
Родительский авторитет и пример – великая сила в формирование нравственности у детей. Не даром народная мудрость гласит: «Во всем поступайте так, как вы хотите, чтобы поступали ваши дети». Но эта сила возрастает, когда авторитет и пример в семье сочетается со специальными усилиями родителей, направленными на глубокое усвоение детьми общественного значения нравственных норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим нормам.
Не правы родители, которое полагают, что их задача – формировать у ребенка лишь простые нравственные понятия, такие, как доброта, честность, правдивость, такт, а забота о его развитии как активного члена социалистического общества, участника перестройки – дело школы и государства. Они не учитывают того, что воспитание честности, доброты, совести неотделимо от формирования гражданских качеств личности.
Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагирует на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. А вместе с ним – и воспитательное мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях.