Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:31, реферат

Краткое описание

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Содержание

Введение.
Глава 1. Что такое «педагогическое содействие»?
Глава 2.Сюжетно ролевая игра - этапы ее становления.
Глава 3. Краткая характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.
Глава 4. Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
Заключение.
Приложение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. педагогическое сопровождение, дошколята.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

  1. Введение.
  2. Глава 1. Что такое «педагогическое содействие»?
  3. Глава 2.Сюжетно ролевая игра - этапы ее становления.
  4. Глава 3. Краткая характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.
  5. Глава 4. Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
  6. Заключение.
  7. Приложение.
  8. Литература.

 

Введение 

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит  за пределы семейного круга. Его  общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В этом возрасте у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связанна с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать  на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей [воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ Сост. М.Б. Зацепина.-М.: Мозайка- Синтез, 2008.-192 с. с] .

     Данная проблема нашла свое  отражение в работах  отечественных  и зарубежных авторов, исследования составили работы:

Т.Н.Дороновой,Л.Б.Фесюкова,Я.Михайленко,Н.А.Короткова, А.К. Бондаренко, А.И Матусик, В.С.Заслуженюк, О.А.Карабановой, М.Б. Зацепина и др.

Исходя из всего вышесказанного, можно задать рамки данной работы, а именно -  педагогическое содействие в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Что такое «педагогическое содействие»?

Перед тем  как приступить к рассмотрению данной темы, хотелось бы пару слов сказать о терминах, которые легли в основу названия -  «содействие», «педагогическое содействие».

В соответствии со «Толковым словарем русского языка» под редакцией С.И. Ожегова слово  «содействие» обозначает: «деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности».

Следовательно, «педагогическое содействие» - это  деятельное участие педагога (в данном случае воспитателя) в делах воспитанника с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности (например, в игре).

Опираясь  на данные формулировки, продолжим  раскрытие темы.

 

Глава 2. Сюжетно ролевая игра - этапы ее становления

Игровая  деятельность дошкольника достаточно разнопланова. Рассмотрим связанные с ней проблемы, касающиеся сюжетно-ролевой игры, в которой наиболее ярко проявляется специфика этой деятельности: свобода и самостоятельность играющих добровольно сочетается с выполнением правил, с безоговорочном подчинением им. Но добровольно подчинение происходит в том случае, когда правила не навязываются извне, а вытекают из ее содержания и задач, и их выполнение составляет главную прелесть игры (Л.С. Выготский).

     Типичным для игр (особенно сюжетно-ролевых) является наличие двух видов отношений между детьми; воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком, и реальных отношений детей как партнеров по совместной деятельности. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений не тождественны.

     В исследованиях, посвященных  сюжетно-ролевой игре, определяется  ряд направлений. 

1. Понимание того, что игра – это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность.

2.  Представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения.

3. Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по – особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в выборе партнера, игровых материалов и т.д.

4.  Оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развития ее разных содержательных сторон.

Своеобразие детской игры, конечно же, требует  от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью.

Первым этапом развития игровой  деятельности является Ознакомительная игра.

 По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Второй этап игровой деятельности

Отобразительная игра,

в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

Третий этап деятельности

Собственно-ролевая игра,

  в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность  выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Эмоции  цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для  взаимоотношений, повышают тонус, который  необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости  дошкольника к  воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Итак, игра, с одной стороны, создаёт  зону ближайшего развития ребёнка, а  потому является ведущей деятельностью  в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются  новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим  поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный  опыт детей.

 

Глава 3. Краткая характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

       В младших группах у детей  уже сформированы основные игровые  умения, позволяющие им развертывать  в процессе игры ряд взаимосвязанных  условных предметных действий, относить  их к определенному персонажу  (роли).

Перед  педагогом  стоит задача – стимулировать  творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание  игры с включением в нее различных  ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных  и реальных персонажей. Например, воспитатель  детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в  общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает  придумывать новые неожиданные  повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При  этом воспитатель учитывает игровые  интересы детей, которые в обычных  совместных играх часто не могут  реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как  можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые  вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих  лиц, так как это является показателем  свободного владения игровыми способами  деятельности и творческой активности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.

В игре, как  во всякой деятельности детей, воспитателю  принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют  их моральные качества.

Советы  и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы.

Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой  ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно и нужно устанавливать некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки.

Путь развития игры - это совместная игра воспитателя  с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.

Воспитатель должен уделить внимание:

- обеспечению условий для возникновения и развития игровой 
деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади 
для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и 
правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и 
хорошее их самочувствие);

- знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, 
направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного 
состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное 
переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и 
приемами это достигается направление детей на игру.

Итак, для  развития сюжетно - ролевой игры воспитателю необходимо:

осуществлять педагогическое содействие сюжетно - ролевых игр детей; поощрять принятие роли, развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми; поддерживать сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру; одобрять ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения;

поощрять  эмоциональное и словесное обозначение  своей роли для партнера, называние  словом игровых действий, связанных  с ролью, выделение сверстника как возможного партнера по игре;

следить за тем, чтобы предметно - игровая среда  становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов - заместителей, средообразую-щих игровых модулей;

разыгрывать с детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми.

Педагогические рекомендации.

1.   Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2.   Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3.   Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

4.   В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

5.   Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

6.   Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

 

 

 

 

 

Заключение

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность  выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Игра  динамична там, где руководство  направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые  обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться  на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают  особую эмоциональную окраску. В  противном случае обучение игре становится механическим.

          В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Информация о работе Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр