Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:31, реферат

Краткое описание

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Содержание

Введение.
Глава 1. Что такое «педагогическое содействие»?
Глава 2.Сюжетно ролевая игра - этапы ее становления.
Глава 3. Краткая характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.
Глава 4. Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
Заключение.
Приложение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. педагогическое сопровождение, дошколята.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)

   Главной  особенностью игры является ее  условность: выполнение одних действий  с одними предметами предлагает  их отнесенность к другим действиям  с другими предметами. Основным  содержанием игры младших дошкольников  являются действия с игрушками  и предметами – заместителями.  Продолжительность игры небольшая.  Младшие дошкольники ограничиваются  игрой с одной - двумя ролями  и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом  возрасте только начинают формироваться.

       Игра - самая любимая и естественная  деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в  том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Путь развития игры - это совместная игра воспитателя  с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.

Воспитатель должен уделить внимание:

- обеспечению условий для возникновения и развития игровой 
деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади 
для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и 
правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и 
хорошее их самочувствие);

- знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, 
направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного 
состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное 
переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и 
приемами это достигается направление детей на игру.

Образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором  специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем  от малыша выполнения специфических  ролевых действий. Вместе с тем, игры «во взрослых» нужны малышу. Это  отвечает его внутренним потребностям, потребностям его развития – растущему  интересу к взрослым и их занятиям. Выход из этого противоречия в  следующем методическом приеме, суть которого такова.

 Играя с детьми в хорошо знакомые и усвоенные ими играми воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, им показывает два-три игровых действия. А вот детей к этому игровому действию не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение (варианты оказания содействия воспитанникам младшей группы в сюжетно-ролевых играх)

«Семья»

Цель: Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих. Продолжать формировать у детей умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов (куклы гуляют, обедают, ложатся спать и т.д.) Побуждать подражать хорошим поступкам людей (мама заботливо кормит своих детей, гуляет с ними, лечит больных).

Нравственное воспитание: Помогать маме по хозяйству, заботиться о младших.

Методические приемы: 

       1. Прочитать детям А.Барто – «Машенька», Е.Благинина - «Вот какая мама»,

З.Александрова- «Купание». 

       2. Показ кукольного театра «Теремок», «Репка».  

       3. дидактические игры:

«Оденем куклу  на прогулку»,

«Купание  куклы»,

«Обставим кукле  комнату»,

«Напоим куклу  чаем» и т.д. 

       4. Рассмотреть с детьми картины на бытовые темы:

«Купание  куклы»,

«С детьми на прогулке». 

       5. Показ воспитателем как нужно играть. Участие воспитателя в игре. 

       6. Изготовление вместе с детьми предметов для игры. 

       7. Разучивание песенок, плясок: «Дождик», «Зайка» и т.д.

«Больница»

Цель: Продолжать знакомить с трудом взрослых, в больнице людей лечит врач, медсестра. Больным ставят градусники, дают таблетки, смотрят горло, делают уколы. Врач и медсестра в белых халатах внимательны и заботливы. Больные ждут приема по очереди. Говорят здравствуйте, спасибо, пожалуйста, досвидание.

Нравственное воспитание: Воспитывать в детях вежливость, уступчивость, благодарность.

Методические приемы:

  1. Прочитать детям «Больная кукла» Берестов, «Айболит» Чуковский.
  2. Беседа с детьми о назначении атрибутов к игре, что чем делают.
  3. Экскурсия в медицинскую комнату детского сада, беседа со старшей медсестрой.
  4. Обучение игре: сначала воспитателю брать главные роли на себя. Привлекать детей к изготовлению атрибутов к игре: комочки ваты, карточки, и др.

 

Литература

 

    1. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель 
      детского сада. - Минск: Народная асвета,2006.
    2. Зворыгина    Е.В.     Первые     сюжетные     игры    малышей.-    М: Просвещение, 2008.
    3. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2002г.
    4. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
    5. Михайленко Н.Я., Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д", 2007.
    6. Михайленко Н.Я., Н.А.Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
    7. Программа и методические рекомендации/ Сост. М.Б. Зацепина.-М.: Мозайка- Синтез, 2008.-192 с. 
    8. Тендрякова  М.   Время  в  зеркале  детской   игры.     //Дошкольное 
      воспитание. - 2002. - N 1.
    9. «Толковый словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова - http://www.ozhegov.org/

 

    1. Фесюкова Л.Б.. Искусство быть родителями -М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков.-ФОЛИО-Москва 2003.
    2. Ядэшко В.И. и Ф.А. Сохина.  Дошкольная педагогика. –М: Просвещение, 2006 год.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 


Информация о работе Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр