Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.
Конечно, воспитатель-практик не может не считаться с тем, что одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг – это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт. Иногда они хотят извлечь из него пользу, например, когда отдают домашнего ребенка за год до школы в детский сад только для того, чтобы он привык быть в детском коллективе и «научился общаться»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Социогенетический анализ детской субкультуры ……………………………. 4
Понятие детской субкультуры ………………………………………………... 4
Характерные особенности и социальное значение детской субкультуры …. 5
Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка ………………... 8
Особенности развития детского коллектива ………………………………… 8
Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей ……………………………………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………………... 22
Список литературы ……………………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

  1. Социогенетический анализ детской субкультуры ……………………………. 4
    1. Понятие детской субкультуры ………………………………………………... 4
    1. Характерные особенности и социальное значение детской субкультуры …. 5
  1. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка ………………... 8
    1. Особенности развития детского коллектива ………………………………… 8
    2. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей ……………………………………………………………………………….. 13

Заключение ………………………………………………………………………... 22

Список литературы ……………………………………………………………….. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей  главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.

Конечно, воспитатель-практик не может не считаться с тем, что одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг – это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт. Иногда они хотят извлечь из него пользу, например, когда отдают домашнего ребенка за год до школы в детский сад только для того, чтобы он привык быть в детском коллективе и «научился общаться». Иногда, наоборот, взрослые активно борются с влиянием сверстников, стараясь свести на нет «бесцельные» прогулки и игры детей во дворе, их «пустую» болтовню и «уличные» считалки, песенки, дразнилки, анекдоты. Свободное игровое общение детей такие прагматики-взрослые стремятся заменить полезными, с их точки зрения, занятиями с педагогами или заданиями, которые должны увеличить количество знаний, умений и навыков у ребенка.

К сожалению, большинство  людей, став взрослыми, на удивление  быстро забывают «страну детства», откуда все мы родом, не помнят ее законов и традиций, не осознают того культурного наследия, которое получают ее маленькие граждане.

Действительно, обычно взрослые мало обращают внимания на долетающие до них отголоски жизни детского мира. Да и дети для своих игр и развлечений часто стремятся выбрать периферийные и «бросовые», с точки зрения взрослых, территории, где они будут меньше подконтрольны: задний двор, пустырь, стройку, помойку. В деятельности детской игровой компании тоже есть много потаенных от взрослых сторон: это и традиционные шалости, и испытания храбрости, и посещение «страшных» мест, равно как и рассказывание страшных историй, строительство «штабов», делание «секретов» и тайников и многое другое.

  1. Социогенетический анализ детской субкультуры
    1. Понятие детской субкультуры

Под детской субкультурой часто понимается в широком смысле все, что создано обществом для  детей и детьми. В отечественной  социологии тема детской субкультуры  часто рассматривается односторонне. В отношении подростков доминирующей темой изучения является их девиантное поведение, а состояние их сознания, их образ жизни и истоки негативного поведения в целом становятся предметом исследований крайне редко. Внимание ученых сконцентрировано в основном на изучении восприятия и принятия детьми и подростками того, что взрослое сообщество создало или создает в настоящий момент для детей. Выявляются и анализируются музыкальные вкусы, литературные пристрастия, телесмотрение, выбор газет и журналов, игрушек и т.д.1

Майорова-Щеглова С.Н. пишет о детской субкультуре так: «Мы полагаем, что культура для детей несомненно входит в социальное образование детства, однако следует отделять ее от действительной субкультуры. Под детской субкультурой мы понимаем – совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, по нашему мнению, является неинституционализированной формой социального образования – детства, регулирующая социальные взаимодействия детей внутри своей группы, на уровне возрастных подгрупп в ходе удовлетворения ими своих потребностей в процессе различных видов деятельности, но прежде всего игровой и учебной. Детская субкультура – вариант широко распространенного в обществе, объективного социального процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения поколению. Трансляция происходит через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы, а также посредством артефактов»2.

Понятие детской  субкультуры возникло в последние  десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций  в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка — все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено  половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых — к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений (Д.Б. Эльконин)3.

Таким образом, социогенетический анализ детской  субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, — детского сообщества, группы сверстников.

    1. Характерные особенности и социальное значение детской субкультуры

Детская субкультура  как социокультуральная система  характеризуется следующими особенностями.

  1. Она является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка суб-, указывающая на подчиненность, в слове «субкультура»). Однако детская субкультура всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность.
  2. Детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении столетий, несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои. При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культуральные структуры.
  3. Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально-психологических проблем.
  4. Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах. При этом одна из важнейших функций детской субкультуры состоит в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых. Детская субкультура как явление существует в возрастном диапазоне между 3–4 годами (когда у детей появляется самостоятельная социальная жизнь в группах сверстников) и 12–13 годами, когда возникает подростковая субкультура.
  5. Психологические предпосылки для передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих на определенных возрастных этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается трансляция традиции у детей по вертикали: от старших к младшим. Этому способствует обычный для спонтанно складывающихся детских игровых групп небольшой (в 2–3 года) возрастной разрыв в составе участников4.

Несмотря на то, что  по отношению к общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, можно говорить об ее относительной автономии. Основные культурные ценности детской субкультуры передаются, реконструируются из поколения в поколение сверстников, носителем этих ценностей, как правило, является исключительно детское сообщество. Детская субкультура оказывает влияние на конструирование индивидуального детства, становление личности, формирование ценностей и норм, таким образом являясь одним из механизмов поддержания конструкта детства и выполняя важнейшую функцию предъявления образцов конструирования.

Детская субкультура  выполняет ряд других социальных функций, не осуществляемых или осуществляемых в недостаточной мере формальными социальными институтами. Прежде всего назовем функции:

  • интеграции в детское сообщество путем представления неформальных правил поведения;
  • регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;
  • адаптации в случае дополнения формальной организации детей;
  • удержания образца через трансляцию норм и собственное воспроизводство;
  • целедостижения, когда с помощью ее удовлетворяются потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье;
  • социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т.п., но не через прямое принуждение.

Посредством субкультуры удовлетворяются потребности детей в:

  • изоляции от взрослых;
  • самостоятельности;
  • отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;
  • участии в социальных изменениях5.

Таким образом, основная задача функционирования детской  субкультуры - создание своеобразной сигнальной системы: это "мы", и чужой (а под "чужим" здесь понимаются другие возрастные группы).

 

 

  1. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка
    1. Особенности развития детского коллектива

Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве.

На первом году жизни малыш интересуется ровесником как неизвестным объектом из многообразного окружающего мира. Он может разглядывать его, принимать за подвижную игрушку. В то же время взаимодействие с себе подобным позволяет ребенку увидеть в другом самого себя. В 1,5 года дети любят рассматривать картинки, на которых изображены сверстники, сравнивая их одежду, мимику, "видя" себя со стороны.

Совместные  действия в возрасте до 1,5 лет возникают  редко, так как дети не умеют еще  согласовывать свои желания, не чувствуют  состояние ровесника.

После 1,5 лет  начинает зарождаться детское общение. Малыш видит в сверстнике партнера по совершению кратковременных действий, основанных главным образом на подражании друг другу. Постепенно, к 3 годам, общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни ребенка. Детям нравится быть друг с другом эмоционально раскованными, общаться на равных. В то же время говорить об устойчивых детских контактах в этом возрасте еще рано, поскольку деятельность с предметами и общение со взрослым для ребенка более важны.

В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время  проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей. Дошкольник стремится к активному общению в совместной деятельности с другими детьми. У него появляется способность перейти от сосредоточенности на себе к пониманию другого человека. Эмоциональная децентрация позволяет ребенку устанавливать более продолжительные и результативные контакты с другими детьми.

В младшем и  среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает  коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество).

В совместных играх  разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных  состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми.

Для старших  дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей и обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. Начинают устойчиво проявляться чувства симпатии, доброжелательности, избирательные дружбы. Все это позволяет установить в группе общий эмоционально-положительный тон общения, атмосферу комфортности и раскрепощенности для каждого ребенка.

Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка