Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Содержание

Введение
Глава 1. Роль дидактических игр и упражнений в развитии
1.1 Значение дидактических игр и упражнений. Представления о геометрических фигурах
1.1.1 Значение дидактических игр и упражнений во всестороннем развитии дошкольников
1.1.2 Значение дидактических игр и упражнений в умственном развитии дошкольников
1.1.3 Значение дидактических игр и упражнений в математическом развитии дошкольников
Глава 2. Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах
2.1 Классификация дидактических игр
2.2 Структура дидактических игр
2.3 Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
2.4 Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений
2.5.1 Организация дидактической игры во ii младшей группе
2.5.2 Организация дидактических игр в средней группе
2.5.3 Организация дидактических игр в старшей группе
2.5.4 Организация дидактических игр в подготовительной школе группе
Вывод
Глава 3. Экспериментальное подтвержение эффективности использования игр в развитии представлении о геометрический фигурах
3.1 Констатирующий эксперимент № 1
3.2 Констатирующий эксперимент № 2
3.3 Критерий оценок
Вывод
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

 

Игровым действиям ребенка  нужно учить. Лишь при этом условии  игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего  не является прямым, а дается через  пробный ход, через показ действий при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется  мотив игровой деятельности, активное желание решать поставленную игровую  задачу. По своей сложности они  различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой  задачи.

 

Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно  рассмотреть, сравнить, разобрать и  др. Это и сложные умственные действия. Выраженные в процессах целенаправленного  восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

 

В разных играх игровые  действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

 

В играх, в которых участвуют  все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковые для всех. При разделении детей  в игре на группы игровые действия различны.

 

Игровые действия не обязательно  следуют один за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному  взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются  одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного  содержания. Их объем также бывает различен: в младшей группе это  чаще всего повторяющиеся один-два  действия; в старшей - уже пять-шесть.

 

Одним из основных элементов  дидактической игры являются правила  игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в  их развитии и обогащении. Правила  содержат нравственные требования к  взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической  игре правила являются заданными.

 

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие  правила помогают раскрыть перед  детьми, что и как нужно делать. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения  поставленной игровой задачи.

 

Организующие правила  определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений  детей. В игре формируются игровые  отношения и реальные отношения  между детьми. Иногда им не соответствуют  реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения  между детьми: в игре по выполняемой  роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы и внимательны, и вне игры в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских  отношений, заботы о товарище и др. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых  отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие.

 

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления умений, овладения способами общения  в игре и вне игры и формирование не только знаний, но и разнообразных  чувств, накопления добрых эмоций и  традиций.

 

Нужно ставить детей в  такие условия, при которых они  получают радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрения  их усилий и достижения.

 

Игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме  указания. Многие из них заключены  в игровых действиях и могут  играть свою регулирующую роль при  направлении игрового действия, руководстве  его развития.

 

"Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее,  острее… Факт создания мнимой  ситуации с точки зрения развития  можно рассматривать как путь  к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило,  мне кажется, ведет к развитию  действий ребенка, на основе  которых вообще становится возможным  то разделение игры и труда,  с которым мы встречаемся в  школьном возрасте как с основным  фактором". (Л.С. Выгодский) [3, 19].

 

Результат дидактической  игры - показатель уровня достижения детей  в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто в выигрыше, полученным любым  путем.

 

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и  отсутствие хотя бы одной из этих составных  частей нарушает ее ценность, снижает  воспитательное воздействие.

 

 

2.3 Требования к подбору  и использованию дидактических  игр и упражнений

 

 

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме  того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный  материал, с которым они могут  играть по своему желанию. Если дидактическая  игра проводится все занятия, то она  должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.

 

Руководство дидактической  игрой требует большого педагогического  мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую  детям, радующих их, содействующую общению  детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам "детского общества".

 

В дидактических играх  применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Дидактические  игры кратковременные (10 - 20 минут), поэтому  важно, чтобы все это время  не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

 

Основные требования к  планированию дидактических игр: выбирая  игру, педагог должен учитывать и  содержание и степень сложности  и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками  и предметами для развития у детей  сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается  значение настольно-печатных и словесных  игр.

 

Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные  варианты одной и той же игры.

 

В игре проявляются особенности  характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому  игра требует индивидуального подхода  к детям. Воспитатель должен считаться  при выборе задания, постановке вопроса  с индивидуальными особенностями  каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель  помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы  выступать перед коллективом.

 

Д.В. Менджерицкая выделила следующие  требования к дидактическим играм (13, 118):

 

Каждая дидактическая  игра должна давать упражнения, полезные дя умственного развития детей и  их воспитания.

 

В дидактической игре обязательно  наличие увлекательной задачи, решение  которой требует умственного  усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и  ко всякой другой, относятся слова  А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

 

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

 

 

2.4 Методика организации  и проведения дидактических игр  и упражнений

 

 

Организация дидактических  игр педагогом осуществляется в  трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

 

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

 

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация  психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

 

установление соответствия отобранной игры программным требованиям  воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

 

определение наиболее удобного времени проведения дидактической  игры;

 

выбор места для игры, где  дети могут спокойно играть, не мешать другим;

 

определение количества играющих;

 

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной  игры;

 

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и  осмыслить весь ход игры, свое местов игре, методы руководства игрой;

 

 

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями  о предметах, необходимыми для решения  игровой задачи.

 

Проведение дидактических  игр включает:

 

ознакомление детей с  содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован  в игре;

 

объяснение хода и правил игры;

 

показ игровых действий, в  процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

 

определение роли воспитателя  в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень  их подготовки, игровых правил);

 

проведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве  ею, т.к по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

 

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов  ее подготовки и проведения: какие  приемы оказались эффективными в  достижении поставленной цели, что  не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и  характере детей и, значит, правильно  организовать индивидуальную работу с  ними.

 

Руководя игрой воспитатель  осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей  игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, т.к  они учатся играть.

 

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова, воспитателя  и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. Наглядность в виде игры прежде всего  и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры. Начальный показ игровых  действий воспитателем, "пробный  ход" в игре, использование поощрительно-контрольных  значков, жетончиков, фишек - все это  составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя  игру и руководя ею. Игрушки и  предметы воспитатель демонстрирует  в наглядном действии, в движении. При объяснении игры, игровых действий и правил педагог наглядно, на примере, показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять то или  иное игровое действие.

 

Огромное значение в руководстве  играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей  в ней, содействует пониманию  детьми включенных в игру задач.

 

При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений  воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представление, расширяет опыт. Речь должны быть понятной детьми, образной и вместе с тем, краткой, подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы  воспитателя. Разрушает игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя  довести их до сознания детей, его  желания выправить игру.

 

Дидактическая игра характеризуется  разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Воспитатель  учит детей целесообразным игровым  действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, т.к  воспитатель обозначает словом качества предметов, действия. Движения, и повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребенка. Для  развития интереса к дидактическим  игам у старших детей педагог  включает более сложные интеллектуально-волевые  задачи, не спешит подсказывать игровые  действия, а предлагает детям определить их самостоятельно. Практическая деятельность детей в игре становится более  осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.

 

Игра должна сохранять  эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости  от решения поставленных в ней  задач.

 

Развитию игры чаще всего  способствуют не прямые, а косвенные  приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное  воспитателем, направляющее игровые  действия; шутка, оживляющая игру и  помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, неожиданные для детей ситуации в игре; элемент ожидания.

 

В руководстве игрой и  в развитии ее важное значение имеет  темп. Он определяется темпом умственной активности, темпом речи, большей или  меньшей активностью игровых  действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей  увлеченностью детей.

 

Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых  действий, нарушение правил. Дети как  бы не успевают "втянуться в игру". Слишком быстрый темп игры возбуждает детей.

 

Руководя дидактической  игрой, воспитатель имеет широкие  возможности использовать разнообразные  формы организации детей и  тем самым усиливать моторно-двигательную активность. Контакт педагога с детьми, детей между собою достигается  легче и быстрее, если дети сидят  кружком или полукругом, а воспитатель  в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда "едут путешествовать" и покидают пределы группы.

 

В дидактических играх  действующими лицами являются и педагог  и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие  возможности для повышения инициативы, обогащения замысла, возникновения  со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого  времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры.

Информация о работе Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах