Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:37, курсовая работа
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".
Введение
Глава 1. Роль дидактических игр и упражнений в развитии
1.1 Значение дидактических игр и упражнений. Представления о геометрических фигурах
1.1.1 Значение дидактических игр и упражнений во всестороннем развитии дошкольников
1.1.2 Значение дидактических игр и упражнений в умственном развитии дошкольников
1.1.3 Значение дидактических игр и упражнений в математическом развитии дошкольников
Глава 2. Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах
2.1 Классификация дидактических игр
2.2 Структура дидактических игр
2.3 Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
2.4 Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений
2.5.1 Организация дидактической игры во ii младшей группе
2.5.2 Организация дидактических игр в средней группе
2.5.3 Организация дидактических игр в старшей группе
2.5.4 Организация дидактических игр в подготовительной школе группе
Вывод
Глава 3. Экспериментальное подтвержение эффективности использования игр в развитии представлении о геометрический фигурах
3.1 Констатирующий эксперимент № 1
3.2 Констатирующий эксперимент № 2
3.3 Критерий оценок
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Д/и "Чудесный мешочек"
Цель: Учит детей выбирать фигуры на ощупь по осязательно воспринимаемому образцу.
Материал: мешочек, 2 набора геометрических фигур: объемный и плоскостной (шарики, конусы, цилиндры, овал, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники).
Ход игры:
Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе.
Дети по очереди выполняют задание. Если ребенок правильно назвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе.
Д/и "Выложи предмет"
Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: см. приложение № 17.
Ход игры:
Из зоопарка пропали звери. Злой колдун превратил всех зверей в кусочки картона. Давайте вернем зверюшкам прежний вид. Но сначала рассмотрим кусочки картона. На какую игру они похожи?
Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты. Из скольки частей они составлены?
Возьмите фигуры и выложите животных по силуэтным изображениям. Может кто-то самостоятельно составит силуэты других зверей, которые могли бы жить в зоопарке.
3.2 Констатирующий эксперимент № 2
Цель: Выявить уровень знаний и умений детей по определению выявлять свойства геометрических фигур.
Задача:
Определить уровень умений выявлять и абстрагировать свойства.
Выявлять умения сравнивать предметы по их свойствам.
Выявлять уровень практических умений в определении классификации обобщения; способностей к логическим действиям и операциям.
Методы исследования:
проведение дидактических игр и упражнений;
обследование продуктивной деятельности детей;
наблюдение.
Организация детей:
В свободное, отведенное для игры время (утренние часы до завтрака, во второй половине дня);
небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально.
Были проведены следующие дидактические игры и упражнения для выявления уровня знаний детей по определению выявлять свойства геометрических фигур. "Необычные фигуры", "Найди пару", "Где чей гараж", "Помоги фигурам выбраться из леса", "Преврати геометрические фигуры в предметы", "Продолжи ряд", "Раздели блоки-3", "Найди недостающий домик", "Игра с тремя обручами", "Сложи узор".
Д/и "Необычные фигуры"
Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения.
Материал: набор логических фигур; таблица с правилами построения фигур. См. Приложение № 18.
Ход игры:
Ребята в городе логических
фигур состоится карнавал необычных
фигур. Надо помочь простым фигурам
превратиться в необычные, сложные
(построить из простых фигур сложные).
При составлении необычных
Д/и "Найди пару"
Цель: Развитие восприятия, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: логические фигуры.
Ход игры:
У каждого из вас блоки - это зайчата-мальчики, а у меня зайчата-девочки. Давайте поможем каждому зайчику - мальчику найти свою сестренку. Будем находить сестренок на основе сходства и различия, по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме и цвету.
Д/и "Где чей гараж"
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материал: логические блоки, таблица с изображением дорожек и гаражей. См. Приложение № 19.
Ход игры:
У вас у каждого таблица и блоки. Таблица - это причал для кораблей, а блоки - корабли. На море разыгрался шторм, надо помочь капитанам вывести их корабли из бушующего моря. Знаки на развилке реки показывают, по какой реке должен плыть корабль.
4. Д/и "Помоги фигурам выбраться из леса"
Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.
Материал: логические фигуры, таблица. См. Приложение № 20.
Ход игры:
Перед вами таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки.
Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух.
5. Д/у "Преврати геометрические фигуры в предметы"
Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов.
Материал: См. Приложение № 21.
Ход игры:
Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке.
Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.
6. Д/у " Продолжи ряд"
Цель: Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать.
Материал: См. Приложение № 22.
Ход игры:
Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.
7. Д/и "Раздели блоки-3"
Цель: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и, "или", доказательности мышления.
Материал: логические блоки, таблица См. Приложение № 23.
Ход игры:
Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки - все большие, у обезьяны - все синие.
Какие фигуры оказались общими для всех животных?
Какие фигуры оказались только у медведя?
Какие, только у собаки?
Какие, только у обезьяны?
Какие фигуры общие для медведя и собаки?
Какие, для медведя и обезьяны?
Какие, для собаки и обезьяны?
Какие фигуры никому не подошли?
Д/у "Найди недостающий домик"
Цель: Упражнять детей
в самостоятельном решении
Материал: См. приложение № 24.
Ход игры:
Рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна.
9. Д/и "Игра с тремя обручами"
Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по трем свойствам.
Материал: логические блоки, игровой лист с тремя пересекающими обручами. См. Приложение № 25.
Ход игры:
Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки. Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего - все маленькие блоки, а внутри желтого - все квадратные.
Какие блоки лежат внутри трех обручей?
Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча?
Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча?
Какие блоки лежат вне всех обручей?
10. Д/и "Собери узор"
Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике.
Материал: набор фигур "Вьетнамской игры", образец См. Приложение № 26.
Ход игры:
У каждого из вас набор "Вьетнамской игры" и мозаичное панно, обнаруженное в развалинах древнего храма. На нем сохранились лишь силуэтные изображения животных, рыб. Давайте восстановим панно, используя набор "Вьетнамской игры".
3.3 Критерий оценок
Высокий: ребенок правильно
выполняет задание, сравнивает, выделяет
признаки предметов на основе соответствия
его с другими, обозначает их словом,
устанавливает соотношение
Средний: ребенок выполняет задание, но путается в понятиях, в объяснении своих действий.
Низкий: ребенок выполняет
задания неправильно, не умеет выделять
признаки предмета, обозначать их словом,
не владеет практическими
Данные констатирующего эксперимента № 1Фамилия, имя Умение выявлять и абстрагировать свойства Умение сравнивать предметы по их свойствам Умение в определении классификации и обобщении Умение к логическим действиям и операциям
1.Б. Никита Высокий Высокий
2.Г. Рая Средний Средний
3.Т. Саша Средний Средний
4.Ч. Рома Низкий Средний
5.С. Саша Высокий Высокий
6.М. Леня Низкий Средний
7.В. Настя Низкий Средний
8.К. Вика Средний Высокий
9.Р. Арина Низкий Средний
10.К. Паша Средний Высокий
В 20% 40% 10% 10%
С 40% 60% 60% 70%
Н 40% 0% 30% 20%
высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень
Данные констатирующего эксперимента № 2Фамилия, имя Умение выявлять и абстрагировать свойства Умение сравнивать предметы по их свойствам Умение в определении классификации и обобщения Умение к логическим действиям и операциям
1.Б. Никита Высокий Высокий
2.Г. Рая Высокий Высокий
3.Т. Саша Средний Высокий
4.Ч. Рома Средний Высокий
5.С. Саша Высокий Высокий
6.М. Леня Средний Высокий
7.В. Настя Средний Высокий
8.К. Вика Высокий Высокий
9.Р. Арина Высокий Высокий
10.К. Паша Высокий Высокий
В 60% 100% 70% 80%
С 40% 0% 30% 20%
Н 0% 0% 0% 0%
высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень.
Вывод
Проанализировав данные констатирующего экспериментов, можно сказать, что данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Констатирующий эксперимент
№1 показал низкий уровень знаний
и умений детей старшего дошкольного
возраста по определению выявлять свойства
геометрических фигур. Для формирующего
эксперимента была подобрана система
дидактических игр и
Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе дидактических игр и упражнений положительно сказываются на формирование представлений у детей о геометрических фигурах. Дети стали проявлять интерес к подобной деятельности, вносить ее в совместную игровую деятельность.
Таким образом, дидактические игры и упражнения действительно являются ведущим методом обучения детей в формировании элементарных математических представлений.
Заключение
Итак, подводя общий итог
на основании изучения психолого-педагогической
литературы и собственных исследований,
можно сказать, что дидактическая
игра - наиболее приемлемый способ сообщения
знаний ребенку. В дидактических
играх легко и без насилия
над личностью можно научить
ребенка различным практическим
способам сравнения, группировки предметов
по количеству, величине, форме, пространственному
расположению. У детей идет накопление
сенсорного опыта, на основе которого
строятся знания, представления. Включение
дидактических игр и упражнений
в занятие по формированию элементарных
математических представлений обеспечивает
целенаправленное решение задач
по развитию мыслительных операций анализа,
абстрагирования, обобщения, необходимых
для усвоения математических знаний,
повышает интерес и активность детей
на занятиях, создает необходимую
базу для дальнейшего успешного
обучения в школе. Создание специальных
уроков, где дети по собственному желанию
и интересам могут выбрать
ту или иную игру, обеспечивает развитие
самостоятельности, инициативы, открывает
большие возможности для