Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

"Человек – это узел связи", – писал Экзюпери. Великолепие общения одухотворяет жизнедеятельность человека, гарантирует его вступление в социум. В социальном общении происходят психическое формирование и самореализация индивидуума. Все психические свойства человека и создаются и появляются в его общении с иными людьми.
Межличностное общение постоянно и ежедневно присутствует в жизни человека, а иной раз и ежеминутно, поэтому играет большую роль во всех сферах его жизнедеятельности. От понятия людьми друг друга и зависят их межличностные отношения
У понятия "общение" много формулировок. Одна из них: "Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности" Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2011. - С. 74.. Из сказанного следует, общение людей это такой обмен имеющейся информацией между ее участниками, который можно охарактеризовать в качестве коммуникативной стороны общения или взаимодействие общающихся - это некий обмен в процессе речи между ними не только общения при помощи слов, но и действиями, поступками, другими словами, восприятие общающимися друг друга.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Роль интуиции в общении
2. Эмпатия как феномен общения
3. Понимание в общении
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

переживание эмоционального состояния, в котором находится другой Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: МГУ, 1995. - С. 201.;

активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли) Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Академия, 2011. - С. 177.;

огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С. 147..

Одним из популярных в психологии межличностных отношений и психологии личности понимания является понятие эмпатии, которое предложил Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу" См.: Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С. 149..

Такие психологи,как Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, при изучении эмпатии предположили, что она, "как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения, сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию" Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С. 150.. В последствии ими было установлено, что в процессе развития эмпатии основной составляющей действительно является непосредственное "заражение" субъекта тем переживанием, которое имеет место быть и у объекта эмпатии. В результате, при дальнейшем развитии эмпатических переживаний индивида, у последнего начинает преобладать иное чувство, которое обуславливается особенностями именно его личности, которыми оно и опосредствуется. Как пример, чувство сострадания. Но если в первоначальной форме эмоциональная отзывчивость связана с необходимостью собственного благополучия, то в последующем эта отзывчивость проявляется уже связи с потребностью в благополучии других людей.

В результате исследования Л.И. Божович и Т.П. Гавриловой пришли к выводу, что для того, чтобы родилось сочувствие необходимо "накопить" достаточный опыт взаимообщения с людьми и в определенной степени развиться в своем психическом ощущении. Иными словами, один человек должен суметь встать на место другого человека, понять истоки его переживаний и отнестись к ним как к человек эмпатирующий должен дорасти до определенного уровня своего нравственного развития.

При изучении Т.Липпс эмпатического восприятия восприятие в ходе развития и взросления своих собственных отношений как базу для отражения мира вещей, был поставлен акцент на выделении внутренней связи и единства в субъект-объектных отношениях

В его концепции процесс межличностного познания основывается на механизмах проекции психологических свойств субъекта на воспринимаемую реальность, а познание "жизненных проявлений" других людей является своеобразной формой умственной активности. Но такой уровень знаний невозможно приобрести на основе только чувственного восприятия, поэтому необходимо внутреннее переживание воспринимаемого содержания.

Эмпатия - это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие - эмоциональный и когнитивный процесс.

Существуют две основные мысли в психологии, с помощью которых объясняют явление эмпатии. Они и указывают на два основных механизма Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С. 152. этого понятия:

1. Если согласится с первым подходом, то эмпатию порождает "примерка на себя" эмоционального состояния другого человека, или, так сказать, исходя из аналогии.

Люди сами могут следить за собственными поступками и внутренне связывать их со своими душевными состояниями, переживаниями, желаниями, чувствами, оценками и так далее. Мы  заранее формулируем свое поведение, и наделяем его определенным смыслом.

Исходя из сказанного, мы собираем свой образ из собственных наблюдений и интерпретаций. Поэтому, при общении с другими людьми и при наблюдении за их поведением в наше распоряжение приходит уже сформированный образ "Я".

В последствии мы уже пользуемся испытанными и понятными интерпретациями, которые помогали нам понять собственное поведение, и исходя из которых мы уже делаем попытки понимать внутренний мир других людей. Такие выводы мы делаем исходя из похожести нашего собственного поведения и поведения окружающих.

Стоит только заметить, что если бы эмпатию можно было объяснить только вышеуказанным образом, то вряд ли бы один человек смог понять внутреннее состояние другого. Скорее всего, мы не смогли бы иметь представление о чувствах, которые нам до этого не встречались, мыслях, о которых мы никогда бы не задумывались, и т.д.

Кроме того, вызывает сомнение предположение, что на подобные поступки бывает одна и та же внутренняя эмоциональная реакция. Хотя и есть такое высказывание: "Чего не испытал, того никогда не поймешь", однако данный довод сомнительно называть верным и единственно правильным. Такая версия, что внутренние состояния различных людей имеют место быть одинаковыми при однородных действиях, настолько неправильна, что если брать её за основу в общении, то между людьми, наоборот, будет ещё одним барьером больше.

2. При рассмотрении другого  подхода к эмпатии, выходит, что она формируется на возможности человеческого воображения, которое может помочь прочувствовать жизненную ситуацию другого человека и те роли, которые он исполняет.

Так, за пример в данном случае можно взять формирование и дальнейшее развитие внутреннего образа у ребенка. Изначально, общаясь с рождения с матерью, он в дальнейшем уже неосознанно начинает копировать её поведение, реакцию на определенные действия, голос, мимику… То есть, в своем воображении ребенок пытается поставить себя на место другого человека, чтобы посмотреть на себя его глазами Юсупов, И. М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты / И. М. Юсупов. - СПб., 1995. - С. 51..

Конечно, у каждого из нас есть свой багаж определенных опробованных или представляемых себе образов, масок, которые мы надеваем на себя в зависимости от той или иной ситуации. И тут понятно, что тот или иной человек наденет "свою" маску при схожести возникшей ситуации, поскольку у каждого свое представление о собственном поведении и вряд ли найдутся похожие исполняемые роли. Эти свои маски мы все носим при себе и достаем при каждом случае свою, нужную маску. Но для того, чтобы понять другого человека надо надеть его маску, что бы проникнуть в его сознание, в его чувственный мир, понять реакцию на ту или иную ситуацию. Вся проблема тут возникает из того, что мы обращаемся к уже готовым образам, поскольку можно лишь подобрать свою, похожую на чужую, маску.

Если подбор окажется удачным, и наша маска будет похожа на маску другого человека, то мы можем и в самом деле почувствовать внутренний мир другого человека, его переживания и эмоции. Возникает чувство уверенности, что происходящее с другим человеком действительно тебе близко и понятно. Но как же на самом деле такое предположение неверно. Никогда невозможно до конца проникнуть в другого человека, хотя бы потому, что изначально мы рождены разными, и у всех у нас свои мысли и чувства.

Исследователи говорят о различных формах эмпатии: сопереживание и сочувствие (Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, Т.Е. Конникова, А.П. Сопиков, И.М. Юсупов, О.И. Цветкова и др.); эмоциональная эмпатия - когнитивная эмпатия - оценочная эмпатия (Р.Б. Карамуратова); сопереживание - сочувствие - содействие (Л.П. Стрелкова, Л.П. Выговская); когнитивная, эмоциональная и поведенческая (Н.Н. Обозов).

Так, у Н.Н. Обозова Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. … канд. псих. наук. - Н. Новгород, 1999. - 137с. эмпатия рассматривается в виде определенного процесса (механизма) и включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Согласно данному исследователю у эмпатии имеется три уровня.

Первый уровень, то есть когнитивная эипатия, представляет собой основу иерархической структурно-динамической модели. Проявляется данная эмпатия в качестве понимания психического состояния одним человеком другого человека, но без изменения своего состояния.

На втором уровне эмпатия предполагает определенную эмоциональную эмпатию, но не только в виде понимания состояния другого человека, но при этом и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. В первом варианте имеется связь человека и его простейших сопереживаний, в основании чего имеется нужда в своем собственном благополучии. А во втором варианте рассматривается уже переходная форма от эмпатии эмоций к эмпатии действий, где основой является сочувствие как необходимость в благополучии другого человека.

Высшей формой эмпатии является третий уровень, который включает в себя и когнитивную и эмоциональную и поведенческую составляющую. Данная форма полностью отождествляет одного человека другому и является наиболее правильной.

Одной из основных форм проявления эмпатии является симпатия, и это доказывают результаты экспериментальных исследований как в России, так и за рубежом. Симпатия является следствием определенных биосоциальных особенностей общающихся людей.

В том случае, когда у общающихся людей отсутствует схожесть в чувствах, то можно говорить о равнодушии и безучастности друг к другу, иными словами - индифферентности чувств. Если же в процессе общения у людей замечается не только непонимание, но и противоречие во взглядах и ощущениях, то это за собой влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии друг к другу.

Исследования показали, что наиболее сходны между собой чаще всего такие межличностные отношения, которые не только подобны, но и дополняют друг друга Смирнова, Е. О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М. И. Лисиной / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 116-124.. Так, например, чаще люди, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов и др. неосознанно, хотя иногда и вполне взвешенно, выбирают именно таких партнеров, которые могут удовлетворить взаимные потребности. И на основе этого между людьми уже могут развиваться позитивные меж-персональные отношения.

Наличие симпатий может сделать более интенсивным переход в общении индивидов от одной стадии межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять меж-персональные отношения. Однако тут надо уточнить, что симпатия, как и антипатия, может быть как однонаправленной (без взаимности) так и разнонаправленной (с взаимностью).

Эмпатия, как механизм формирования межличностных отношений, способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается Прусакова, О. А. Понимание эмоций / О. А. Прусакова, Е. А. Сергиенко // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 29.. Благодаря механизму эмпатии в среде общения людей становится возможным как эмоциональное, так и деловое импонирование.

В зависимости от форм эмпатии возникает и чувствительность человека к своему и чужому миру. При развитии эмпатийности, как свойства личности, развивается как эмоциональная отзывчивость, так и способность предугадывать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т.П. Гавриловой и Н.Н. Обозова. Те индивиды, у которых высокй уровень эмпатии, более заинтересованы в других людях, душевно они более пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Те же, кто имеет низкий уровень эмпатийности, имеют затруднения при установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Таким образом, роль эмпатии в понимании других людей заключается в возможности сопереживания, сочувствия другому человеку.

3. Понимание в общении

Всякое взаимодействие предполагает взаимопонимание и взаимоуважение. Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. С.Л. Рубинштейн писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем", то есть расшифровываем значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению"Цит. по: Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. -- С. 180.. От точности "прочтения" внешних особенностей и вычисления особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность понимания другого человека.

То, как мы понимаем друг друга, следует рассматривать наряду с такими определениями, как истолкование, объяснение, интерпретация, но, однако вместе с тем нельзя эти понятия приравнивать друг к другу. Понимание определяется как вид ценностно-познавательной духовной деятельности, определяющий смыслы и значения Каплунович, И. Я. Понимание: диагностика и формирование / И.Я. Каплунович // Педагогика. - 2010. - №9. - С. 44.. То есть понимание завсегда присутствует в определенной ситуации. Здесь необходимы историчность, реконструкция и интеграция, умение держать во внимании общее и частное, идти к пониманию смысла отдельного из целого.

Понимание следует рассматривать и как результат различных толкований и объяснений, в которых приходит "преобразование мертвых следов смыслов в живой смысл". Однако, если рассматривать с другой стороны, то различные толкования и объяснения являются лишь моментами, объясняющими сторону самого процесса понимания.

Информация о работе Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей