Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания с помощью краеведческих занятий у младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Содержание

Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средством организации краеведческих занятий.
1.1Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».
.…..……………………………………………………………………...9-10
1.2 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.
………………………………………………………………………..11-14
1.3 Особенности патриотического воспитания младших школьников на основе организации краеведческих занятий………………………………15-16
Глава II Анализ экспериментальных результатов исследования по формированию патриотических чувств младших школьников на основе краеведческих занятий.
2.1 Исследование сформированности патриотических чувств у младших школьников…………………………………………………………….…..17-19
2.2 Потенциал занятий, направленный на формирование патриотических чувств младших школьников с помощью краеведческих занятий……………………………………………………………...………20-21
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………………24-25
Практические рекомендации……………………………………………...26
Библиография ………………………………………………………………27-28

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕРЕПРАВИТЬ!!! Starodumova_1.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ  ИНСТИТУТ» 

имени В.Г. Короленко

 

 

 

 

Кафедра педагогики и  методики начального образования

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

 

Роль  краеведческих занятий

в патриотическом воспитании младших школьников.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3.342 группы

Факультета ПиХО

Стародумова М.А.

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры  ПНОиП

Петрова З.Н.

 

 

 

 

 

Глазов 2013г

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….4-6

Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средством организации краеведческих занятий.

1.1Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».

.…..……………………………………………………………………...9-10

1.2 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.

………………………………………………………………………..11-14

1.3 Особенности патриотического  воспитания младших школьников  на основе организации краеведческих  занятий………………………………15-16

 

Глава II Анализ экспериментальных результатов исследования по формированию патриотических чувств младших школьников на основе краеведческих занятий.

2.1 Исследование сформированности  патриотических чувств у младших  школьников…………………………………………………………….…..17-19

2.2 Потенциал занятий, направленный на формирование патриотических чувств младших школьников с помощью краеведческих занятий……………………………………………………………...………20-21

2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………22-23

Заключение…………………………………………………………………24-25

Практические рекомендации……………………………………………...26

Библиография ………………………………………………………………27-28

Приложение 1…………………………………………………………………….29

Приложение 2………………………………………………………………….…30

Приложение 3……………………………………………………………….……31

Приложение 4……………………………………………….……………………32

 

 

 

 

 

Введение

 

        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает сегодня особую значимость. Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру. Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в конце  прошлого века патриотическому воспитанию в школе, стали уделять гораздо меньше внимания. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается  в объяснении реальных понятий добра  и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной  истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к краеведческому материалу, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

На основании вышеизложенного  можно выделить противоречие. Характерное для  современного образования: между необходимостью изучения  краеведческого материала в начальной школе, как посредство нравственно-эстетического и патриотического воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью методических рекомендации по этому вопросу.

Проблема исследования: Каким образом влияет на патриотическое воспитание младших школьников знакомство с историей родного края.

Тема исследования: Роль  краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников.

Цель работы – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.

 

Задачи:

- обосновать задачи  и принципы патриотического воспитания;

- выявить методы и  приемы патриотического воспитания с помощью краеведческих занятий у младших школьников;

- показать эффективные  формы воспитания патриота в начальной школе.

Объект исследования: патриотическое воспитание младших     школьников.

Предмет исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческих занятий.

Гипотеза: Патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческих занятий станет эффективным, если будут обеспечены:

-  гармоничное сочетание краеведческих занятий в учебно-воспитательном процессе;  

-  системная организация  патриотической работы, включающая  учебную, трудовую,  спортивную и другие сферы жизнедеятельности младших школьников.

 

       Методы исследования: изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, краеведению и научно-методической литературы, анкетирование, анализ, синтез, наблюдение, контроль.

База исследования: школа № 4 г. Глазов 1б класс.

 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников.

    

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное  воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно  обострили национальный вопрос. Как  следствие, патриотизм порой перерождается  в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей  Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма  – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

На личностном уровне патриотизм выступает  как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного  сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках  и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен  на реальные объекты. Деятельная сторона  патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты. Обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Он является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Составной частью патриотического  воспитания является гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе:

Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и  явлений реальной жизни, способность  руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых  качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.

Информация о работе Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников