Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:06, реферат
Цель работы – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания с помощью краеведческих занятий у младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средством организации краеведческих занятий.
1.1Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».
.…..……………………………………………………………………...9-10
1.2 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.
………………………………………………………………………..11-14
1.3 Особенности патриотического воспитания младших школьников на основе организации краеведческих занятий………………………………15-16
Глава II Анализ экспериментальных результатов исследования по формированию патриотических чувств младших школьников на основе краеведческих занятий.
2.1 Исследование сформированности патриотических чувств у младших школьников…………………………………………………………….…..17-19
2.2 Потенциал занятий, направленный на формирование патриотических чувств младших школьников с помощью краеведческих занятий……………………………………………………………...………20-21
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………………24-25
Практические рекомендации……………………………………………...26
Библиография ………………………………………………………………27-28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ИНСТИТУТ»
имени В.Г. Короленко
Кафедра педагогики и методики начального образования
Курсовая работа по педагогике
Роль краеведческих занятий
в патриотическом воспитании младших школьников.
Выполнила:
Студентка 3.342 группы
Факультета ПиХО
Стародумова М.А.
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры ПНОиП
Петрова З.Н.
Глазов 2013г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средством организации краеведческих занятий.
1.1Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».
.…..……………………………………………………………………
1.2 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.
………………………………………………………………………..
1.3 Особенности патриотического
воспитания младших школьников
на основе организации
Глава II Анализ экспериментальных результатов исследования по формированию патриотических чувств младших школьников на основе краеведческих занятий.
2.1 Исследование сформированности
патриотических чувств у
2.2 Потенциал занятий, направленный на
формирование патриотических чувств младших
школьников с помощью краеведческих занятий……………………………………………………………
2.3 Контрольный эксперимент…………………
Заключение……………………………………………………
Практические рекомендации……………
Библиография ………………………………………………………………27-28
Приложение 1…………………………………………………………………….29
Приложение 2………………………………………………………………….…30
Приложение 3……………………………………………………………….……31
Приложение 4……………………………………………….……………………32
Введение
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает сегодня особую значимость. Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру. Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в конце прошлого века патриотическому воспитанию в школе, стали уделять гораздо меньше внимания. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.
Смысл их заключается
в объяснении реальных понятий добра
и зла, обращении сознания школьников
к высоким идеалам
На основании вышеизложенного можно выделить противоречие. Характерное для современного образования: между необходимостью изучения краеведческого материала в начальной школе, как посредство нравственно-эстетического и патриотического воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью методических рекомендации по этому вопросу.
Проблема исследования: Каким образом влияет на патриотическое воспитание младших школьников знакомство с историей родного края.
Тема исследования: Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников.
Цель работы – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи
и принципы патриотического
- выявить методы и
приемы патриотического
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческих занятий.
Гипотеза: Патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческих занятий станет эффективным, если будут обеспечены:
- гармоничное сочетание краеведч
- системная организация патриотической работы, включающая учебную, трудовую, спортивную и другие сферы жизнедеятельности младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, краеведению и научно-методической литературы, анкетирование, анализ, синтез, наблюдение, контроль.
База исследования: школа № 4 г. Глазов 1б класс.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников.
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».
В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.
Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты. Обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Он является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
Составной частью патриотического воспитания является гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Основные направления гражданск
Духовно - нравственное.
Осознание учащимися в процессе
гражданско-патриотического
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
Информация о работе Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников