Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания с помощью краеведческих занятий у младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Содержание

Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средством организации краеведческих занятий.
1.1Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».
.…..……………………………………………………………………...9-10
1.2 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.
………………………………………………………………………..11-14
1.3 Особенности патриотического воспитания младших школьников на основе организации краеведческих занятий………………………………15-16
Глава II Анализ экспериментальных результатов исследования по формированию патриотических чувств младших школьников на основе краеведческих занятий.
2.1 Исследование сформированности патриотических чувств у младших школьников…………………………………………………………….…..17-19
2.2 Потенциал занятий, направленный на формирование патриотических чувств младших школьников с помощью краеведческих занятий……………………………………………………………...………20-21
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………………24-25
Практические рекомендации……………………………………………...26
Библиография ………………………………………………………………27-28

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕРЕПРАВИТЬ!!! Starodumova_1.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

У младшего школьника  представления расширяются постепенно.  Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется  лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру через фотовыставки.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда  оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у школьников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд). Еще более эффективным методом будет являться тематическая фотовыставка.

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для  патриотического воспитания.

Приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям  может происходить  через фотографию, запечатлевая на снимках  архитектурные ансамбли города.

Центром патриотического  воспитания может стать этнографический  музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам, экскурсии по городу, тематические фотовыставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование формирования патриотических чувств младших школьников на основе краеведческих занятий.

 

2.1 Диагностика   сформированности патриотических  чувств у младших школьников

2.1 Констатирующий  эксперимент

   Исследовательская  работа проводилась с детьми 7-8 лет в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Для экспериментальной работы были взяты ученики 1 класса СОШ № 4 г.Глазова».

   Целью констатирующего  эксперимента было: выявление представлений  и отношение детей к родному  городу и истории края. Был использован метод анкетирования.

   Детям предлагалось  ответить на вопросы анкеты. Целью, которой являлось, выявление сформированности интересов детей к историческому прошлому  города Глазова и его знание в целом было проведено анкетирование учащихся. Детям были предложены вопросы:

1. Назови город в котором ты живешь.

2. Считаете ли вы город Глазов своей Родиной?

3. Назовите все известные вам памятники культуры города Глазова.

4. Считаешь ли ты себя патриотом?

5. Совершаются ли совместные  прогулки с учителем по памятным местам города Глазова?

       В  эксперименте участвовало восемь человек.

Анализ результатов исследования знаний детей о городе и его историческом прошлом показал следующие данные.

На первый вопрос анкеты все участники анкетирования  ответили верно, таким образом мы получили 100% результат.

Анализ результатов на второй вопрос  показал, что количество детей, считающих город Глазов своей родиной равен 100%.

С целью выяснения  интереса детей к памятным местам был задан вопрос: «Назовите все известные вам памятники культуры города Глазова.».

Анализ результатов  исследования интереса детей к памятным местам показали, что 35% учащихся (3 человека), ответили на этот вопрос верно; 25% учащихся (2 человек) затруднились ответить на поставленный вопрос.

С целью выяснить считают  ли себя дети патриотом, был задан вопрос: «Считаешь ли ты себя патриотом?».

Анализ результатов  исследования показал, что 65% учащихся (6 человек), ответили утвердительно; 15% учащихся (2 человека), от общего количества опрошенных, ответили отрицательно; 20% учащихся  (3 человека), затруднились ответить на поставленный вопрос.

С целью выяснить интереса детей к памятным местам был задан  вопрос: «Совершаются ли совместные  прогулки с воспитателями по памятным местам города Глазова?».

Анализ результатов  исследования показал, что 20% учащихся (2 человека), ответили утвердительно; 40% учащихся (3 человека), от общего количества опрошенных, ответили отрицательно; 40% учащихся  (3 человека), затруднились ответить на поставленный вопрос.

 

С целью выяснения  интереса детей к фольклорному жанру  о патриотизме были даны словосочетания, которые необходимо соеденить для получения пословиц о Родине. (Приложение 2 )

Анализ результатов  исследования показал, что 25% учащихся (2 человека), знают пословицы о  Родине; 75% учащихся (6 человека), затруднились с выполнением этого задания.

Нас интересовали положительные  ответы детей, и для большей наглядности  результаты анкетирования представлены в диаграмме (Приложение 3).

 

Таким образом можно  сделать следующие выводы:

В школе существует определенная система в работе по ознакомлению детей с родным городом, но экскурсии с детьми по городу, в музеи, библиотеки проводятся не систематически. Диагностика знаний и отношения детей к родному городу показала довольно низкий уровень. Результаты позволили определить конкретные задачи формирующего эксперимента и спланировать методику его проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Разработка  плана патриотического воспитания  для младших школьников

Целью формирующего эксперимента было: формирование патриотических чувств младших школьников на краеведческих занятиях.

   Задачи: разработать  систему педагогических мероприятий  по формированию у детей патриотического  чувства с опорой на различные  виды деятельности согласно возрастных  особенностей детей.

   Нами был составлен  следующий план работы с детьми, предусматривающий систему педагогических мероприятий: специально организованные занятия с детьми; экскурсии.

   Чтобы обеспечить  целостное восприятие детьми  изучаемого материала, мы распределили  объем знаний по темам. При  отборе конкретного содержания  старались учесть, то что оно должно:

- нести доступную информацию;

- вызывать эмоциональные  чувства, отношения;

- побуждать к деятельности, поступкам.

   Целями первого  этапа  «История возникновения  города» были: изучение истории  родного края, осознание учащимися  традиционной культуры своего народа. Была проведена экскурсия в музей «Иднакар», где дети познакомились с историей возникновения городища Иднакар. Затем мы с ребятами провели конкурс рисунков «История  родного города», где ребята отразили все - то новое, что они узнали об истории города.  На мероприятии «Дуняшин сарафан». Из истории русского костюма. Дети узнали о том, как жили наши предки, какими предметами пользовались. Детям самим захотелось прожить ту жизнь, в которой жили их предки. Девочка наряжалась в сарафаны с кокошниками, садилась у прялки и начинала прясть пряжу из шерсти. Мальчики в кепках и широких рубахах были хозяевами дружного семейства. При этом загадывались загадки о предметах быта, а также рассказывались легенды и сказки. Целями второго этапа стало посещение музея Иднакар экспозиция «Природа севера Удмуртии». Эта экскурсия проводилась в целях ознакомления детей с природой родного края, с животным и растительным миром и для расширения кругозора детей.

На третьем этапе  «Путешествие в прошлое» целями явились: возрождение и развитие народных игр, изучение народного фольклора. Также на этом мероприятий мы познакомили детей со знаменитыми людьми нашей республики.

   При ознакомлении  детей с родным городом отдавали предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:

- каждый раз разучивали  стихотворения о городе, искали  пословицы и поговорки о родном  крае, обращали внимание исторические  памятники,

- постоянно любовались  и восхищались красивыми природными  явлениями, предметами рукотворного  мира, добрыми поступками людей,  необычной архитектурой строений  и др.,

- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться  своими впечатлениями с окружающими  людьми ,

- при знакомстве детей  с природой родного края старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к природе

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Контрольный  эксперимент

   С целью проверки  эффективности плана патриотического  воспитания                 мы провели контрольный эксперимент.

 Цель контрольного  эксперимента  - выявить эффективность  разработанной системы педагогических  мероприятий

Задачами контрольного эксперимента были:

- провести сравнительный  анализ полученных данных  констатирующего и контрольного этапов эксперимента,

- определить эффективность  примененной системы занятий  по ознакомлению младших школьников с родным городом,

- подтвердить или опровергнуть  выдвинутую нами гипотезу.

   Методы исследования  использовались те же, что в констатирующем эксперименте. Были взяты те же  диагностические задания.

              Получены следующие результаты:

Анализ результатов исследования показал, что количество учащихся имеющих низкий уровень знаний о памятниках культуры уменьшился на 50%, что составляет 25% учащихся, (2 человека) – не запоминание учениками существующих в городе Глазове памятников культуры.

 Количество учащихся  со средним уровнем не изменился  и составил 35% учащихся (3 человека) т.  е. неглубокое частичное понимание сущности соответствующих признаков неустойчивости иногда положительных, а в некоторых случаях, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

 Количество учащихся  с высоким уровнем увеличилось  на 12% что составляет 35% учащихся (3 человека) т. е. понимание школьников сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекает умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствие с усвоенными требованиями.

Мы видим небольшую положительную динамику в осознание детьми понятия «патриотизм». Низкий уровень уменьшился, а высокий уровень повысился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Нами было проведено  исследование по теме «Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников». Цель исследования – выявить наиболее эффективные пути и средства краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.

   В ходе исследования  установлено, что проблема патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческих занятий актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для патриотического воспитания.

   В экспериментальной  работе реализованы идеи, заложенные  в систему патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческих занятий. В ходе эксперимента доказана их эффективность, подтверждены положения, гипотеза и решены поставленные задачи практического характера. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, а так же математическая обработка этих результатов, позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в патриотическом воспитании младших школьников, благодаря использованию краеведческих занятий.

   Патриотическое  воспитание в учреждениях образования  должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. Интересны и познавательные встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомятся и поучатся изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины. Так же можно проводить тематические вечера, выставки, конкурс стихов и песен. Также для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществляется на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

Информация о работе Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников