Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны. Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Содержание

Введение
Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов
1.1. История возникновения народных традиций
1.2. Традиции: их сущность и структура
Глава II Классификация народных праздников и обрядов
1.1. Колядки
1.2. Крещение
1.3. Святочные гадания
1.4. Масленица
1.5. Пасха
1.6. Рождение ребенка
1.7. Крещение ребенка
1.8. Поминальная обрядность.
1.9. Свадьба
Глава III Народный праздник как педагогическая система
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реф Роль народных традиционных праздников.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Старый фольклор знал и такие  жанры, которые создавались как  чисто художественные, развлекательные или дидактические (поучительные). Это сказки, лирические и плясовые песни, частушки. Их исполнение не имело практических целей, в них преобладала эстетическая функция.

Фольклор органично вплетался  в обряды, и порой трудно различить границу между рациональным (практическим) и обрядовым действием-. Так, обрядовое очищение рыболовных сетей дымом совершали с практической целью, чтобы отбить запах человека, способный отпугнуть рыбу. Крестьяне не путали практические действия с обрядовыми и полагали их одинаково обязательными и взаимодополняющими. Начиная сеять, крестьянин произносил заговор, который должен был помочь вырастить богатый урожай, однако он никогда не думал, что может обойтись одним заговором без семян.

Что же еще взяли современные гражданские обряды у прошлого? В старом крестьянском быту, впрочем, как и в сегодняшнем, жизнь человека развивалась циклично: рождение, детство, отрочество, юность, свадьба и т. д. То же наблюдалось и в ежегодной повторяемости времен года и соответственно в сезонных сельскохозяйственных работах. Каждое значительное событие и новый цикл жизни человека и окружающей его природы вызывали необходимость действий, которые в связи с их регулярной повторяемостью совершались в привычном традиционном порядке. Цикличная повторяемость практических и обрядовых действий, способов их сочетания, взаимопроникновение создавали устойчивость обрядовых форм и закрепляли несхожесть каждого обряда: крестины непохожи на свадьбу, рождественские обряды - на купальские. Этот принцип построения старинных русских обрядов и современных создает торжественную и вместе с тем праздничную обстановку. Надо признать: мы долгие годы боролись с религиозными обрядами, гражданские, так и не нашли своего места в повседневной жизни человека, а неудовлетворенная потребность в празднике осталась. Может ли семья в наш быстротечный и «автоматизированный» век решить эту проблему? Конечно, да. В семье могут быть свои обряды, традиции, ритуалы, вещи-символы, которые передаются из поколения в поколение, умножая силу и мощь рода.

 

ГЛАВА II. Классификация народных праздников и обрядов

 

Особенности обычаев  в том, что  они передаются из поколения в  поколение. Многие обычаи берут свое начало из «Домостроя»: почитание старших, праведное житьё, свадебные обычаи и т.д. Обычаи связаны с религиозными представлениями - это коляда, празднование Пасхи, свадьба, таинство крещения и другие. В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.    

  В соответствии с этим  появились два основных вида  обрядов:  

 Календарно-земледельческого круга;   

 Социальные или  семейно-бытовые.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду  чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как  они членили год земледельца  на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать  воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три  основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и  способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

 

1.1. Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать.

Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски  и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Особенно нравится участвовать в  коляде детям, которых за песенки обязательно угощают.

 

1.2. Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

 Сейчас накануне этого праздника  многие жители городов и деревень: и старые и молодые – ходят  в церковь, чтобы отстоять службу; многие в этот день купаются  в проруби, чтобы искупаться, по  народным поверьям, человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства. В современном мире все это повсеместно освящается в СМИ.

 

1.3. Святочные гадания.     В сем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

     Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась  от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

     Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья - вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из смеси разного вида зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи, умерших в прошедшем году.

    По домам в вечернее  время и по ночам ходили  ряженые - колядующие, специально, для  того чтобы получить от хозяев  обрядовую пищу и высказать  им благожелания в наступающем  году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.

Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: молодые  девушки при свечах гадают.

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения  - «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны  были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

 

1.4. Масленица. Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить, ускорив, выполнив  определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине, либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же  «играли» особые песни прибаутки.

 Масленица — это время  блинов, оладий, сырников, хворостов,  пирогов, пышек и т. д. Все  эти лакомства первыми получали  дети. Порой на детей, получивших  первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.

Знамени та была Масленица своими кулачными боями. И опять-таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови).

Кульминация праздника — костры. Пока горел костер, кричали: «Молоко  сгорело!» или «Масленица сгорела, в Ростов полетела!» Впереди был  особый вечер, который дал название всему этому дню,

— Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

И сегодня тоже широко празднуется  Масленица: в центре гуляний на площадке ставится столб, куда по традиции смельчаки  забираются за подарками; проходит представление, катаются и взрослые и дети на лошадях, едят блины, ну и, конечно же, сжигается чучело. Пекут блины, ходят скоморохи, продают сладости, чай пьют из самоваров, играют в старинные игры, лепят снежные фигуры, наряжаются в русские народные костюмы.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе.

 

1.5.Праздником праздников называют  – Светлое Христово Воскресенье.

 И неудивительно, что предки  обставили ее множеством обрядовых  действ идущих из глубины веков. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их. Прежде всего, это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес,где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость.

Естественно с течением времени  многие праздники видоизменялись.

Этот обычай свято чтят  по сей  день: также ходят в церковь, пекут  куличи, красят яйца, при встрече  говорят: «Христос Воскресе!» и в ответ получают: «Воистину Воскресе!». Только сейчас этими фразами обмениваются по телефону в виде смс-сообщений, в интернете.

 Люди и их образ жизни  – вот что в первую очередь  создаёт край, её имидж. Люди  делают каждое поселение особенным.  И именно с человеком и той землёй, в которой он родился, связаны обычаи и традиции. Обычаи и традиции, как  живые организмы, постоянно меняются, переходят из народа в народ, из города в город, из села в село, «болеют» или находятся в самом расцвете сил и на пике популярности.

 

 

  Социальные или семейно-бытовые

Это обычаи, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с рождения.

 

1.6.Рождение ребёнка – это очень большое событие в жизни людей. Оно считалось столь важным, что в старину верили: когда рождается ребёнок, на небе зажигается новая звездочка; звезда появляется над тем местом, где он родился, и гаснет или падает в момент его кончины. Не зря люди говорят, когда видят падающую звезду: «Кто-то умер».

Рождение младенца.  Зажиточные люди утверждали родильные столы, а крестьяне готовили особое пиво. Родильницы получали от гостей подарки, обыкновенно деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев, ибо родильнице в доме боярском давали по золотому.

 

1.7. Крещение - одно из христианских таинств, которое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утверждению духовенства человек в результате крещения умирает для жизни плотской, греховной и возрождается к жизни святой, духовной.

Этот ритуал является пережитком языческих представлений, колядовских обрядов, основанных на поверье. Христианство заимствовало обряд, придав ему новый смысл, связав с принципами своей веры, наделив своими таинствами.

Русские спешили крестить младенца,  и чаще всего крещение происходило  на восьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, память которого случалась в день крещения. Крещение происходило у всех сословий в церквях, и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной. Выбор восприемника падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Восприемник у священника возлагал на шею белый платок и связывал его обоими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви. После обряда, в тот же день учреждался крестинный стол и при этом, кроме гостей, кормили и нищих.

Информация о работе Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения