Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:07, реферат
В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны. Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Введение
Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов
1.1. История возникновения народных традиций
1.2. Традиции: их сущность и структура
Глава II Классификация народных праздников и обрядов
1.1. Колядки
1.2. Крещение
1.3. Святочные гадания
1.4. Масленица
1.5. Пасха
1.6. Рождение ребенка
1.7. Крещение ребенка
1.8. Поминальная обрядность.
1.9. Свадьба
Глава III Народный праздник как педагогическая система
Заключение
Список литературы
В это время в доме невесты шли приготовления к принятию поезда с самого утра. В этот день косу невесты заплетала сама мать, подружки собирали приданное и укладывали «коробью».
Перед отъездом поезда родители благословляли жениха, после чего все поезжане выходили из дома и рассаживались по подводам. Родители жениха трижды обходили поезд с иконой после чего поезд отправлялся за невестой. Невдалеке от ее дома поезд останавливался и к дому невесты подъезжал только дружка, чтобы справиться о ее здоровье и доложить о приезде «молодого князя». После передачи дружкой жениховых даров родители невесты приглашали жениха и весь поезд в избу.
Свадебный кортеж
Как и по старинному обычаю, жених сам должен украсить «Лошадей», только сейчас в качестве них используют машины, в редких случаях на свадьбу заказывают лошадей и кареты в конных клубах. Итак, жених с помощью своих друзей или при помощи агентств (что сейчас наиболее распространенный вариант) украшают машины кортежа. Кортеж состоит в более скромных свадьбах из машин друзей, родственников и знакомых, на свадьбах с большим бюджетом заказывают лимузины, или уже готовые кортежи с водителями и машинами одного цвета и одной марки.
Выезд кортежа и время на его оформление зачастую напрямую зависит от того, во сколько должно состояться регистрация брака в ЗАГСе, ведь по современной традиции выкуп необходимо провести до бракосочетания.
Выкуп
Невесту закрытую фатой выводили из чулана и сажали за стол. Рядом с ней садился младший брат или сестра, в руках он держал украшенную мутовку или нагайку, когда в комнату входил жених с дружкой, требовали выкуп за невестину «красу».. После выплаты выкупа брат уступал место «молодому князю» рядом с невестой.
После выкупа все приезжане рассаживались за столом, и начинался обед. Жених с невестой сидели во главе стола, но обычно участия в обеде не принимали. В конце обеда женихова сватья начинала расплетать косу невесты, которая в свою очередь какое то время плакала и причитала. В это время жених и «подсватье» фатой закрывали невесту и сваху от присутствующих.
Слово «Фата» обозначало платок, настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невестино лицо. Ведь с момента согласия на брак ее считали «умершей», а жители Мира мертвых , как правило невидимы для живых. И наоборот. Вот и невесту ни кому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастиям, по той же причине молодые брали друг друга за руки исключительно через платок.
Лента из косы невесты на тарелке передавалась младшей сестре или лучшей подруге. Невесту благословляли и уводили переодеваться в привезенные женихом вещи. После невеста снова садилась за стол, сидела плача некоторое время, затем она вставала из-за стола и уходила потянув за собой край скатерти со стола, это делалось для того чтоб ее подружки не засиделись в девках.
Как мы уже отметили выкуп проводиться обязательно до регистрации брака. Будущие молодожены по традиции ночь перед свадьбой проводят в домах своих родителей, и жених на выкуп должен приехать обязательно со свидетелем, свидетель выполняет роль дружки (отметим, что в некоторых сценариях выкупа свидетеля так и называют «дружка»).
Выкуп обычно, как и по старой традиции, должна проводить младшая сестра или младший брат невесты, если таковых нет, то этим занимаются старшая сестра, подружки невесты и обязательно свидетельница, одна из них в последствии получает от невесты заколку из волос, ленточку или цветок из букета, тем самым отблагодарив за выкуп с пожеланиями поскорее выйти замуж. Жениха и свидетеля (дружку) встречают на улице с шутками и уже подготовленными заданиям. Чтоб забрать невесту жених должен пройти ряд испытаний сам или с помощью свидетеля. На выкупе смотрят на смекалистость ловкость и щедрость жениха. Однако в современном ритме жизни частенько случаются «форс-мажоры» и выкуп не успевают провести в полной мере, и его приходиться сокращать по ходу. "Выкупив" невесту жених преподносит ей свадебный букет и пара, как правило, отправляется на регистрацию брака. Таким образом, выкуп в современной городской свадьбе остался, как традиция, однако не является основным и значимым элементом, и в большинстве случаев выступает как развлекательный элемент.
Венчание, встреча молодых, окручивание, брачная постель
Перед отъездом к венцу принимались особые меры от сглаза и порчи молодых. Например, невесте от колдовства в подол прикалывали иголки без ушек, считалось, что иголка с ушком может поволочь за собой колдовство - без ушка, ни какое колдовство прицепиться уже не сможет. ( И сейчас тоже закалывают). Для того, чтоб с молодыми не случилась «свадебная проруха», специально звали на свадьбу знахаря, который совершал все необходимые магические действия.
В церковь молодые ехали врозь,
при чем невеста находилась в
первых санях. По приезду в церковь
начинался обычный обряд
При встрече молодых отец жениха благословлял их иконой, а мать - хлебом, его разламывали над головой сына и невестки и отдавали каждому по половине, которую они должны были хранить до конца жизни. Затем молодых приглашали в дом, в дверях осыпали хлебными зернами и хмелем, желая богатства и благополучия.
После этого молодых вводили в избу, сажали за стол. Замужние женщины загораживали молодую платком от гостей. Сваха снимала фату и заплетала ей правую косу, а жених - левую. Косы укладывали «по - бабьи» и завязывали платком. Так совершался обряд «окручивания», во время обряда женщины пели песни и плакали.
После окручивания молодых
На пиру, обычно это был обед или ужин, гости напивались и наедались. «Традиционно к праздничному столу подавалась капуста, носящая символический характер. Овощи, в частности капуста, олицетворяют состояние любовного возбуждения, что естественно для новобрачных».
К вечеру молодых уводили в чулан ужинать. После ужина дружка и сваха уводили молодых в клеть, где для них была приготовлена брачная постель.
Современная свадьба - Венчание, ЗАГС и застолье. Если сама регистрация назначена на послеобеденное время, то некоторые пары предпочитают пройти обряд венчания. В любом случае до официальной регистрации жених и невеста едут в отдельных машинах, как и раньше.
Невеста в этот день может быть в белом или светлом платье, белое в этот день преимущество невесты, остальные женщины должны довольствоваться другим цветом своего платья. Обязательный атрибут невесты - свадебный букет, который привозит ей жених, его дом момента бросания букета невеста не может давать в руки ни кому кроме жениха. Фасон платья выбирает сама невеста, хотя стоит отметить, что по традиции оно должно быть с длинным рукавом и высокой горловиной, обязательно закрытое, что касается обуви то туфли тоже должны быть закрытыми - такой наряд считается приметой безбедной жизни, но к сожалению современная мода диктует совершенно другие тенденции, сама невеста зачастую считает себя тем более красивее чем более открытое на ней платье.
В ЗАГСе жених стоит справа от невесты, их родственники соответственно занимают те же стороны. Стоя слушают напутствия поздравления работника ЗАГСа. Молодые скрепляют брачный союз подписями, обмениваются кольцами. Сначала жених надевает кольцо невесте, затем - невеста жениху. После работника ЗАГСа первыми поздравляют молодых родители; приглашенные поздравляют не только новобрачных, но и родителей; из зала первыми выходят молодожены, за ними все остальные.
Из старины дошел обряд осыпать молодых зерном - символом достатка, однако стоит заметить, что этот обряд немного видоизменился под влиянием временных факторов, к зернам добавились лепестки роз, конфеты - как символ яркой жизни, и монеты - символ богатства. Некоторые молодые пары при выходе из загса выпускают двух белых голубей - это своеобразное гадание на будущую семейную жизнь: если голуби полетят на право то все у молодых сложиться хорошо, на лево - будут семейные трудности. Еще одна традиция бить бокалы на выходе из ЗАГСа, и чем мельче осколки, тем больше будет семейного счастья. Далее счастливая пара вместе с большинством гостей отправляется в свадебное катание по живописным, историческим и значимым для молодоженов местам.
В советские времена утвердилась традиция, которая жива и по сей день, молодые возлагают цветы к вечному огню, проводя минуту в молчании. Этап минута наполнена глубоким смыслом: юные как бы отдают клятву верности перед павшими и благодарят их за подаренную жизнь. Так же все больше и больше автолюбителей предпочитают поздравить молодых , проезжающих в кортеже, сигналом гудка.
После небольшой прогулки по городу новобрачные едут к месту где будет проходить свадебный пир, сегодня застолье устраивается в кафе или в ресторане, но традиционно, как мы говорили ранее было принято, чтобы оно по возможности проходило в доме родителей невесты. На «пороге» молодых со свитой гостей встречают хлебом - солью, который они должны разломить, чей кусок будет больше, тот и будет глава в семье, этот хлеб не съедался, а сохранялся молодыми до конца жизни.
Наверное, на всех славянских свадьбах можно услышать крики «Горько!». Эта давняя традиция связана с тем, что в старину невеста подходила с подносом к гостю, на который он клал подарок или деньги и выпивал рюмку водки, после чего говорил «Горько!» в подтверждении того, что он выпил именно водку. Затем он по-дружески целовал молодую. Постепенно «Горько!» переросло в шутливый призыв молодоженов к поцелуям.
Этот прекрасный свадебный обычай имеет сакраментальный смысл. Поцелуй объединяет души молодых в единое целое. А если поцелуй происходит прилюдно, жених и невеста «объявляют» всем присутствующим о своем объединении в одну семью. Отношения молодых людей до свадьбы были чрезвычайно целомудренными, поэтому очень важно в этом обряде то, что происходит он при родителях и гостях.
Свадебный торт - традиционное угощение, которое поможет сделать ваш праздник по-настоящему сладким, в прямом смысле этого слова. С давних времен существовало огромное количество различных традиций связанных с этой свадебной вкусностью. Например, один из древних обрядов требует, чтобы свадебный торт муж и жена разрезали вместе при помощи ножа. Это символ большого сладкого семейного счастья. Разрезая торт, молодые не делят это счастье на части, а совсем наоборот. Своим счастьем молодые делятся со всеми гостями тем самым приумножая не только свое счастье но и счастье своих близких.
Разжигать очаг новой семьи стало такой же свадебной традицией, как и обмен обручальными кольцами. Зажигают «очаг» не спичками и зажигалками, а от других свечей, символизирующих домашний очаг тех семей, в которых жених и невеста родились и выросли. Эти свечи можно зажечь раньше, «за кулисами», и принести в зал уже горящими. Передать их молодым могут их мамы или совсем юные, гости свадьбы. От этого огня молодожены одновременно и зажигают свой собственный очаг. Чуть позже на всех свадебных столах могут загореться свечи, зажженные от очага молодой семьи.
Один из самых веселых свадебных моментов на наш взгляд является кража невесты. Стоит жениху и свидетелю потерять бдительность как невесту крадут. Это могут сделать как друзья жениха, пришедшие на свадьбу, так и ряженые, в роли которых так же выступают гости присутствующие на свадьбе. Затем, если кража прошла успешно, с жениха требуют выкуп сначала за туфельку невесты, в качестве выкупа может быть все что угодно от нематериальных вещей таких как песня или танец с жениха и свидетеля, до более материальных вещей фрукты, алкоголь и т.д. Это символ прощания с родителями, с родным домом. Символ перехода в дом жениха, в новую семью. Похищали невесту друзья жениха. Жених, в свою очередь, должен был либо найти суженую, либо предоставить выкуп за нее. Современные свадебные обряды повторяют эту древнюю традицию практически на каждой свадьбе.
Существует множество традиций и обрядов связанных с определением следующих счастливчиков, которые выйдут замуж или женятся. Например, бросание букета невестой незамужним девушкам; танец с фатой невесты: Невеста, с закрытыми глазами, надевает свою фату на голову одной, из своих подруг, которые танцуют вокруг нее. Ту, которой повезет, ожидает скорое замужество. По другой традиции, друзья жениха окружают танцующих девушек, среди которых - невеста с закрытыми глазами. Девушки должны попытаться оторвать кусочек фаты, и прорваться через круг молодых людей. Та подружка, которая сможет это сделать, выйдет замуж следующей. Для парней - бросание женихом подвязки невесты.
Дальнейшее развитие событий зависит от сценария. Как правило, обязательно должен быть первый танец молодых, обычно это вальс, танцы, развлекательная программа, проходящая параллельно с застольем.
После совместного танца молодых жених приглашает сначала тещу, затем свою мать, а невеста соответственно - сначала свекра, а потом отца.
Свадебный пир обычно длиться до позднего вечера и многие завершают его фейерверком или запуском небесного фонарика, как символа семейного счастья.
Второй и третий день свадебного пира, «Отводины»
Далее гуляние продолжалось вторым днем свадебного пира.
На утро снова собирались гости, накрывался стол, дружка подходил к клети и спрашивал «можно ли поднимать молодых?» если следовал утвердительный ответ, то молодых вели в избу неся впереди рубашку новобрачной как свидетельство ее непорочности или бесчестия. Если невеста была непорочна, пир продолжался весело и буйно.
Дружка, или сами молодые, в соответствии с определенной очередностью, подносили гостям угощение, просили принять чарку и позолотить донышко, гости же в ответ дарили молодым подарки, кто гуся, кто утку, кто гуся, кто курицу, а кто и деньги. В этот же день пира молодая должна была пройти ряд испытаний, чтоб показать какой она будет хозяйкой.
Информация о работе Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения