Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:07, реферат
В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны. Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Введение
Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов
1.1. История возникновения народных традиций
1.2. Традиции: их сущность и структура
Глава II Классификация народных праздников и обрядов
1.1. Колядки
1.2. Крещение
1.3. Святочные гадания
1.4. Масленица
1.5. Пасха
1.6. Рождение ребенка
1.7. Крещение ребенка
1.8. Поминальная обрядность.
1.9. Свадьба
Глава III Народный праздник как педагогическая система
Заключение
Список литературы
Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников; по окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия, с тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором. Крещение царского младенца не ограничивалось одним обычным крестинным столом. По городам и монастырям ездили с грамотами, возвещавшими о рождении царского детища, и все монастыри спешили везти к новорожденному подарки. В свою очередь по случаю рождения дитяти царь прощал виновных и оказывал царские милости.
Обычай крестить ребёнка сохранился и поныне. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. Таким образом, какой-либо святой (святая) становится небесным покровителем и заступником крещёного.
1.8. Поминальная обрядность.
Погребальные и поминальные обычаи и обряды завершают жизненный цикл. Проводы в последний путь всегда имели коллективный характер. Провожали всем миром: деревней, улицей, станицей, всем родом-племенем. Здесь происходит последнее прощание с умершим. В старое время в этот момент все слушали женщин-плакальщиц, голосивших по умершему. Проголосить по умершему считалось столь важным, что до недавнего времени на этот печальный случай приглашались женщины, владевшие искусством голошения. Традиционно траурная одежда была белого цвета. Сейчас траурная одежда – чёрная. Родственники читают молитвы об усопших, поминают на 9 день и 40-й и только потом снимают траурную одежду.
1.9. Свадьба в России –
это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами.
Происхождение слова «Свадьба» по мнению разных авторов различно. Одни говорят что оно схоже с латинским словом Свада (Svada) богиня веселий у римлян, обратилась в значение нашей свадьбы; Другие производят от глагола сводить, соединять, основываясь на том, что брак - это соединение двух лиц, но свадьба произошла от древнего слова свататься, означавшего прежде сговариваться, соглашаться. Выражение же «играть свадьбу» произошло от употребления игр и забав во время свадебного веселия.
Давайте рассмотрим земледельческий свадебный обряд, основные этапы и элементы, и современную городскую свадьбу и ее основные этапы и элементы. Сколько традиционных элементов дошло с древности до наших дней и насколько они претерпели изменения. Свадьба - обряд сопровождающий заключение брака. В период материнско-родового строя свадьба представляла собой несложную церемонию, венчание славян проходило обычно либо весной, либо осенью, на фоне природы.
Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка «обручается, вокруг ракитного куста венчается».
Современная свадьба – поездка молодых к дереву счастья, молодые должны вместе 2-мя руками завязать бантик на веточке дерева.
На Руси раньше признавался первый брак как закон, второй «по нужи прощения слабости ради человеческой, третий - законопреступление, четвертый - нечестие».
И полагалось так, потому, что опыт человеческий осуждал и отрицал практику многих свадеб в одной жизни. Обвенчаны - живите с Богом, пока смерть не разлучит вас. Произошли трагические события - за вдовым признается право на еще одну свадьбу. Но разводиться, а затем править свадьбу при живой жене или муже люди считали недопустимым. Такая социальная установка удерживала людей вместе.
В современном мире, на самом деле, тоже не особо любят тех людей, которые женятся и выходят замуж много раз.
В свадебном цикле традиционно бытовали досвадебные обряды в виде знакомства, посиделок, однако до конца XIX века родители могли сосватать детей по своему разумению и чаще всего без их ведома и согласия, то к концу этого времени жениха и невесту стали спрашивать о их согласии и знакомить до свадьбы.
Теперь рассмотрим этапы земледельческого свадебного обряда.
В.А Руднев дает наиболее четкую классификацию обряда. Он выделяет три основных цикла: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. В циклах присутствуют три основных элемента свадебного обряда: сговор (сватовство, помолвка), венчание и свадьба.
Предсвадебный этап состоит из сватовства, осмотра дома жениха, сговора (рукобития), богомолья, девичника и мальчишника, бани.
Сватовство
«в роли сватов чаще всего выступали родственники жениха: крестный отец, крестная мать, брат, сестра, реже сватали сами родители. Сват чаще ездил один, реже - с женихом. Родители невесты узнавали свата по обрядовым поступкам. Входя в дом, сват проходил к печи и стукал печной заслонкой, затем садился на лавку «вдоль полу». По этим признакам становилось ясно, что пришел сват. Сватать приходили после захода солнца, однако в среду и пятницу, а так же 13 го числа свадебные дела решать не рекомендовалось. Лучшими числами для свадеб на Руси были и остаются по сей день 3,5,7 и 9. Так же роль сватов могли брать на себя свахи, в основном вдовы среднего и пожилого возраста
Согласия невесты на брак не требовалось, это решение принимали родители.
Если родители считали жениха не подходящим, всячески старались отговориться от сватов. Грубо отказывать не полагалось. Если родители невесты были согласны с кандидатурой жениха - назначался день осмотра двора.
Осмотр двора
Осмотр дома жениха проходил так как того требовал свадебный порядок.
Смотреть «дворы жениха» ходили все ближайшие родственники невесты, осматривалось все: хозяйство, скот, постройки, амбары и прочее. После осмотра родители жениха обильно угощали гостей, а те, «если двор жениха приглянулся», приглашали родителей на смотрины.
Для крестьян брак был в большей степени выгодной сделкой и редко совершался по любви, потому что выбор невесты для сына и мужа для дочери осуществлялся самими родителями. При заключении брака руководствовались благосостоянием выбранного супруга, его хозяйством и умениями.
Отец и мать считали для себя грехом предоставить сыну волю в выборе невесты, на том основании, что сын еще молод и не жил столько лет на белом свете, сколько прожили они, и поэтому «он де и не разумеет, какая невеста хуже или лучше».
Сейчас молодые люди редко спрашивают у родителей совета, когда речь заходит о выборе супруга или супруги. С предложением молодой человек обращается девушке, и если сама девушка не против, он спрашивает разрешения у отца девушки. Как правило, при обсуждении мужчинами деловых и финансовых вопросов невеста не присутствует.
Сговор, рукобитие и запой
Далее в предсвадебном этапе следует «Сговор» у бедных крестьян проводился в тот же день что и осмотр двора жениха, у богатых - через два-три дня. Здесь договаривались о приданом невесты и о размере кладки получаемой с жениха.
Кладка состояла из определенного количества денег, одежды для невесты и продуктов для свадебного стола. На кладку невеста с подругами шила подарки жениху и всей будущей родне. Кладка либо полностью поступала в распоряжение невесты и входила в состав ее личного имущества, либо шла на уменьшение свадебных расходов, тем самым она обеспечивала некоторую имущественную самостоятельность и даже свободу новобрачной в чужой семье.
Кладка она же приданое в традициях была четко проговорена, все знали что для этого нужно. Девушка должна была приготовить одеяло, подушки, покрывало на постель, несколько скатертей, подзоры, занавески на окна, тканные половики, словом все, чем можно было убрать новое жилье. Невеста должна была раздавать созданные ею вышивки подругам и родственникам. Как отмечает Ю.Хижняк в своей статье: «Все что девушка подготавливала к свадьбе вывешивалось в избе на всеобщее обозрение, а в домке жениха прежние занавески заменялись невестиными.»
Сговор заканчивался рукобитием, во время которого отец невесты и отец жениха жали друг, другу руки обернув их полой кафтана, утверждая полное согласие на брак. А невеста, в свою очередь, отдавая свой лучший платок жениху в знак окончательного решения выйти замуж.
Современная интерпретация - когда жених подъезжает к дому невесты и признается ей в любви под окнами, невеста выбрасывает в окно свой платок, а жених должен его поймать.
Так же рукобитие в некоторых регионах проходило и в немного другом контексте: приглашенные отец и мать жениха входили в дом невесты, рассаживались за столом, на котором стоял пирог и соль. Двери запирались, чтоб ни кто не мог помешать важному делу. Все молились, затем скрепляли руки сватов и, трижды обводя скрепление пирогом, говорили: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки. Аминь.» пирог разламывали и отдавали по половине отцам жениха и невесты. Этот пирог хранился до венчания, а после чего - становился первой пищей для новобрачных, причем жених съедал невестину половину пирога а невеста - женихову.
И в современной свадьбе присутствует почти в неизменном варианте: жених с невестой откусывают или отламывают как можно больший кусок каравая, а затем кормят друг друга своими кусками.
На рукобитье невеста рыдала и причитала, прощаясь с родным домом, отцом и матерью, подругами. Все это проходило между пированьем и разговорами.
После сговора и рукобития начиналось
пиршество, в котором принимали
участие представители обеих
сторон. Пиршество именовалось «запоем»
В это время жених с товарищами, взяв гостинцы, отправлялся к невесте. Невеста с подругами угощала жениха, ему пелись величальные песни. Затем все отправлялись кататься.
А сейчас все отправляются в кафе или ресторан отметить это событие.
Сговор рукобитие и запой являлись окончательными действиями подтверждающими согласие семей жениха и невесты на заключение брака. Теперь отказаться от брака не могла ни одна из сторон.
После начиналась активная подготовка к свадьбе: варили пиво, кололи скотину, пекли хлеб и т.д.
Отметим, что хлеб имел важное значение в обрядах, жизненных циклах и сопровождал человека всю жизнь. Свадебный хлеб приобретал космогонический характер. По мнению Топорова В.Н. солнце и луна являются олицетворением мужского и женского значения, фигурки птиц и зверей выступают как пожелание обильного потомства, «сад» соотноситься с «цветением» невесты. Поскольку преображение девушки в женщину событие однократное, то и свадебный хлеб пекут только один раз. Если вдова вторично выходит замуж, то второго каравая у нее не будет.
Богомолье
На второй день после сговора совершался обряд «Богомолье» невесте вручали иконы, которые вместе с приданным вывозили в дом жениха.
Накануне свадьбы подруги
На современной свадьбе тоже всегда кидают букет за спину, что тоже считается признаком того, что девушка первая из присутствующих незамужних дам выйдет замуж.
«Девичник» и «Мальчишник»
После этого невесту заплетали, наряжали, накрывали шелковой фатой. Вечером того же дня в доме невесты устраивали девичник, на котором подруги невесты украшали различными лентами, бусами и зажженными свечами маленькую елочку. Деревце символизировало молодость и красоту невесты , с которой она прощалась навсегда. Древний смысл состоял в том, что дереву переадресовывалась жертвенная повинность инициируемых девушек: вместо одной из них погибало деревце, первоначально принятое в их родственный круг. Затем пели песни и угощались.
По традиции в это же время в доме жениха проходил «молодецкий пир» или «мальчишник» где проходили так называемые выборы свадебных чинов: дружки, тысяцкого, бояр, повозников и т.д. После выбора всех чинов начинался «молодецкий пир», а поварушки (ими обычно выбирались тетки и снохи) занимались приготовлением кушаний к свадебному столу.
В отличие
от старинного обычая, современные
девичники и мальчишники
«Девичник» - это прощание невесты с девичьей жизнью. На него невеста приглашает подруг. Подруги вспоминают самые запомнившиеся, интересные и веселые моменты жизни невесты. Обычно девичник проходит в доме невесты, но сейчас девушки могут так же организовать поход в клуб или караоке бар, следует отметить что такие «посиделки» проходят не менее шумно и бурно, чем мальчишники. Подруги невесты нередко устраивают сюрпризы для невесты и приглашают профессиональных танцоров - стриптизеров.
«Мальчишник» перед свадьбой явление очень распространенное. Устроить последний холостяцкий вечер для своих друзей стремиться каждый по-разному, но только так, чтоб он был незабываемый. Жених выбирает место и время.
Свадебный «Храбрый» поезд
«Храбрый» поезд готовился в доме жениха, притом жених сам запрягал и украшал лошадей. Дружка вооружался нагайкой, пистолетом или ружьем, свахи собирали жениховы дары, а селяне брали бочонок пива и «долгий пирог».
Заметим, что в свадебном поезде должно было быть строго нечетное количество лошадей и повозок
Информация о работе Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения