Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:25, курсовая работа
Трудности в определении неблагополучной семьи связаны с тем, что семья может внешне не относиться к категории неблагополучной, т. е. выглядеть как полная семья, где родители не злоупотребляют алкоголем и наркотиками, вроде бы следят за успехами ребенка в школе и т.д. Но ребенок в этой семье может находиться в постоянном психологическом стрессе, например, из-за того что взрослые члены семьи являются адептами одной из сект, или воспитание в семье происходит по типу «гиперопека».
Проблемы, с которыми сталкивается современная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской психологической, педагогической и др.
Введение с.3
Глава I. Теоретические аспекты работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучной семьей.
1.1. Понятие неблагополучной семьи. Типы неблагополучных семей с.6
1.2. Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями с.13
1.3. Особенности работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучными семьями с дефицитом воспитательных ресурсов.
Глава II. Исследование роли общечеловеческих ценностей как в деятельности социального педагога.
2.1.Общечеловеческие ценности как объект исследования
социального педагога с.23
2.3. Роль общечеловеческих ценностей в работе социального
педагога: исследование опыта работы, рекомендации с.27
Заключение с.33
Литература с.34
Губин А.С. - социальный педагог общеобразовательной школы №20 г.Белорецка республики Башкортастан, на своем сайте рассмотрел подуровни реабилитационного уровня: индивидуальный, групповой, общественный.
На индивидуальном подуровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:
1) Консультирование - процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
- беседа;
- включенное наблюдение;
- убеждение;
- одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
- прием активного слушания;
- прием перефразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится - на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;
- использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента;
- прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
- метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
- телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства обращения.
Выделяют несколько этапов телефонного консультирования:
- приветствие, знакомство;
- принятие – социальный педагог показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.);
- предложение своей помощи;
- исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;
- выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
- поиск согласия;
- подведение итогов, совместный план действий;
- расставание, выражение благодарности за звонок.
Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с семьей, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.
Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа семьи и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.
Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.
Технология патронажа:
- предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
- оповещение клиента о времени и цели визита, представление себя. Исследователи рекомендуют время посещения семьи 20-30минут.
- подведение итогов.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Методы групповой реабилитации:
- беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
- лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышения уровня информированности клиента);
- диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
- дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
- собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.
Общественный уровень реабилитационной работы - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций.
Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе. Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь может понадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение общественного мнения, осуждение и контроль со стороны соседей становятся необходимы, особенно если ресурс самих родителей оказывается недостаточным для решения проблем и удовлетворения потребностей детей.
1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
2. Изучение семьи (определение
внутрисемейных проблем и
3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
4. Коррекционный (решение
конкретных проблем семьи,
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).
2. Организация быта (тип
жилья, санитарно-
3. Физическое здоровье
(диагностика, хронические
4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).
5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
6. Внутренние и внешние
коммуникации семьи (
1.3. Особенности работы социального педагога с семьей с дефицитом воспитательных ресурсов.
Исследования, проведенные нами в 4 «Б» классе средней общеобразовательной школе 122 показали, что среди неблагополучных семей учащихся данной школы наибольший удельный вес составляют семьи с недостатком воспитательных ресурсов. Это категорию семей выделили М.А.Галагузова, Г.Н. Штинова. Традиционно к таким семьям относят неполные, где ребенок воспитывается либо только одним из родителей, либо находится под опекой. Но недостаток воспитания дети испытывают также и в следующих семьях, типы которых были описаны в главе 1.2:
- семьи состоятельных и известных людей, в которых родители постоянно находятся «на людях» вне семьи;
- семьи, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;
-семьи, в которых
воспитывается ребенок-инвалид;
-семьи, в которых оба родителя постоянно заняты на работе или работа одного из родителей, связаны с длительным отъездом и т.д.
Основной целью социально-
-осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;
- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи и семьи с недостатком воспитания на основе диалога;
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
- информировать о возможных
правовых мерах защиты
- оказать помощь в
сфере эмоционально-
- формировать нравственно-
Таким образом, специалист, работающий с неполными и другими семьями, нуждающимися в реабилитации, информирует членов семьи и педагогов о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.
Объектом воздействия в семье с дефицитом воспитательных ресурсов может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и с полной, включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя также два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.
В процессе реализации образовательной,
психологической и
Например, такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в неполной семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. В этом случае матери (отцу) необходимы знания возрастной психологии. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.
При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Информация о работе Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога