Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:25, курсовая работа
Трудности в определении неблагополучной семьи связаны с тем, что семья может внешне не относиться к категории неблагополучной, т. е. выглядеть как полная семья, где родители не злоупотребляют алкоголем и наркотиками, вроде бы следят за успехами ребенка в школе и т.д. Но ребенок в этой семье может находиться в постоянном психологическом стрессе, например, из-за того что взрослые члены семьи являются адептами одной из сект, или воспитание в семье происходит по типу «гиперопека».
Проблемы, с которыми сталкивается современная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской психологической, педагогической и др.
Введение с.3
Глава I. Теоретические аспекты работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучной семьей.
1.1. Понятие неблагополучной семьи. Типы неблагополучных семей с.6
1.2. Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями с.13
1.3. Особенности работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучными семьями с дефицитом воспитательных ресурсов.
Глава II. Исследование роли общечеловеческих ценностей как в деятельности социального педагога.
2.1.Общечеловеческие ценности как объект исследования
социального педагога с.23
2.3. Роль общечеловеческих ценностей в работе социального
педагога: исследование опыта работы, рекомендации с.27
Заключение с.33
Литература с.34
По данной проблеме составлен рабочий план.
Таблица 1. Календарный план проведения диагностических методик по выявлению категории детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях по типу «гипоопека».
Дата, период |
Диагностическая методика |
Объект диагностики |
Специалист, проводящий диагностику |
Первая декада сенятбря |
Составление и анализ социального паспорта класса, в соответствии с данными за прошлый 2009/2010 учебный год |
4 «Б» класс |
Классный руководитель, социальный педагог |
Вторая и третья декады сентября |
Беседы, акты контрольно обследования жилищно-бытовых условий. |
4 конкретные семьи учащихся 4 «Б» класса |
Комиссия: Классный руководитель, социальный педагог, учитель-предметник начальной школы |
04.10.10 |
Проведение проективной методики «Дом, дерево, человек», анализ детского рисунка |
Учащиеся 4 «Б» класса |
Психолог, социальный педагог |
12.10.10 |
Родительское собрание. Индивидуальные беседы с родителями. Анкета: «Режим дня в нашей семье» |
Родители учащихся 4 «Б» класса |
Классный руководитель, составление и анализ анкеты -социальный педагог |
В течение первой четверти |
Индивидуальные беседы с учащимися с целью уточнения ситуации в семье |
Учащиеся, обратившие на себя внимание изменением в поведении |
Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
В результате анализа результатов выявлено 9 учащихся, воспитывающихся в семьях по типу «гипоопека».
Исходя из полученных сведений, социальный педагог планирует профилактическую, консультативную, реабилитационную работу с семьёй с дефицитом воспитательных ресурсов.
2.3. Реабилитационно - просветительский этап работы социального педагога с семьями 4 «Б» Средняя общеобразовательная школа 122, имеющими дефицит воспитательных ресурсов.
2.3.1.Календарный план родительских собраний - семинаров по программе «Семь Я ребенка».
Для того, чтобы мотивировать родителей на посещение собраний-семинаров, предварительно во время проведения актов обследования жилищно-бытовых условий и при личных бесед, необходимо раздать приглашения и график проведения таких семинаров. Задача социального педагога и классного руководителя дать понять родителю, что такие семинары не обязательны к посещению, но составить их график так, чтобы первые семинары совпадали с «обязательными». Можно поручить родителям из родительского комитета на первых семинарах роли докладчиков, а затем предложить родителям из неблагополучных семей подготовить небольшие заметки к следующим семинарам, раздать темы. Таким образом, родители из неполных семей будут видеть, что не только их педагог просит выступить на собрании.
Семинары, приуроченные к родительскому собранию, не должны превышать 25-30 минут, так как длительное нахождение в школе после работы может отпугнуть родителя от последующего посещения собраний-семинаров.
Тематика семинаров на 2010/2011 год:
№ |
Время прове-дения |
Тема, содержание. |
Доклад- чики |
Обору-дование |
1 |
октябрь |
Семь Я моего ребенка. 1.Предложить родителям написать семь Я своих детей, например «Я-сын», «Я- мальчик», «Я-друг». Показать, какие семь Я написали их дети. 2.Выступают докладчики на тему: - становление личности ребенка в этом возрасте (9-10 лет); -осознание ребенком своего Я. |
Родители Социальн. педагог |
Анкеты детей «Семь Я», бумага, ручки |
2 |
ноябрь |
Проблемы в учебе. Как помочь ребенку? 1.Выступление психолога: особенности памяти, внимания, мышления детей младшего школьного возраста. 2.Ответы психолога и классного руководителя на вопросы родителей. |
Психолог Классн. Руково-дитель |
Графики успевае-мости |
3 |
декабрь |
Семейные праздники 1.Сообщения родителей об обычаях, традициях в их семьях, семьях друзей. 2.Выступление социального педагога о важности семейных праздников для детей младшего школьного и младшего подросткового возраста. 3.Планирование Новогоднего вечера в классе. |
Классный руководит |
Фотогра-фии, стихи, песни, сцена-рии |
4 |
январь |
Спорт в жизни школьника 1.Доклад медика или
классного руководителя: о проблемах
здоровья современных 2.Дискуссии о способах привития любви к спорту. 3.Планирование совместного зимнего спортивного мероприятия. |
Мед. Работник, слайды, проектор |
|
5 |
февраль |
Папин день. Особенности воспитания мальчиков в семье. Важность мужского воспитания в семье. 1.Лекция социального
педагога особенностях 2. Ответ социального
педагога и классного 3. Подготовка совместного
спортивного мероприятия к 23- |
||
6 |
март |
Мамин день. 1.Обсуждение понятия «материнская любовь». Что в него вкладывают родители и дети. 2.Лекция социального
педагога о влиянии |
Ответы детей на вопрос: за что я люблю маму? | |
7 |
апрель |
«Я-друг», «Я-сын», «Я-брат» О взаимоотношении школьников во дворе, школе, дома. 1.Выступление социального
педагога о проблемах в 2.Родители делятся опытом разрешения конфликтных ситуаций в семье. |
||
6 |
Май |
Подведение итогов работы клуба «Семь Я моего ребенка» 1.Доклады родителей: что изменилось за год в нашей семье (по желанию). 2.Планирование летних
совместных походов и |
2.3.2. Календарный план совместных внешкольных мероприятий на 2010/2011 год.
Данный план мероприятий был составлен с опорой на результаты диагностических методик и перекликается с планом собраний-семинаров клуба «Семь Я моего ребенка». Предполагалось, что родители из неблагополучных семей будут участвовать в данных мероприятиях не охотно, поэтому социальный педагог и классный руководить опирались в начале реализации программы на «референтную группу» родителей, которые втягивали в мероприятия остальных.
В данной таблице отражается тематика проведенного внеурочного мероприятия, сколько приняло в нем участие родителей с детьми (семей), сколько детей пришли одни, сколько из них было из неблагополучных семей.
Таблица 3. Итоги посещаемости внеурочных мероприятий в 2010/2011 учебном году по программе «Семь Я»
№ |
Дата проведения |
Тема, содержание мероприятия |
Количество участников мероприятия | |||
учащиеся |
семьи |
Неблагопо-лучные семьи | ||||
1. |
11.09 |
Осенний марафон. Эстафета, организованная родительским комитетом в парке 30лет ВЛКСМ. |
24 |
8 |
1 | |
2. |
25.09 |
Интеллектуальная игра «Пираты Карибского моря» Организована классным руководителем, жюри -родители. |
21 |
3 |
0 | |
3. |
16.10 |
Совместный тренинг «Учимся общению». Организатор: социальный педагог. |
23 |
7 |
1 | |
4. |
30.10 |
«Учимся вместе». Приглашены родители, чтобы вместе с ребенком решить математические задачи, подготовленные классным руководителем. |
25 |
17 |
6 | |
5. |
20.11 |
Выставка поделок «Сибирская ярмарка» |
25 |
11 |
5 | |
6. |
18.12 |
Репетиция Новогоднего спектакля. Приготовление к Новогоднему вечеру в классе. |
11 |
6 |
4 | |
7 |
28.12 |
Новогодний вечер в классе |
19 |
13 |
4 | |
8 |
20.01 |
Вечерний зимний лыжный кросс(без педагога) |
15 |
15 |
3 | |
9 |
21.02 |
Товарищеская игра в баскетбол (спортзал школы) |
20 |
18 |
6 | |
10 |
06.03 |
«А ну-ка девочки, а ну-ка мамы» |
19 |
5 |
1 | |
11 |
16.04 |
Пешеходная экскурсия «Омская крепость», просмотр кинофильма о городе Омске. Чаепитие на берегу Иртыша. |
14 |
14 |
7 | |
12 |
09.05 |
Прогулка по центру города Омска. Просмотр патриотических мероприятий (без педагога) |
11 |
11 |
3 | |
13 |
27.05 |
Выпускной вечер. Прощание с начальной школой |
? |
? |
? | |
14 |
июнь |
Турслет (без педагога) |
? |
? |
? | |
15 |
июль |
Спортивно-интеллектуальная игра (без педагога) |
? |
? |
? | |
16 |
август |
? |
? |
? |
? |
Литература
Введение
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
Авторы: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П.
Литература
1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.
2. Григорьев С. И., Демина
Л. Д. Психолого-
3. Журавлев В. И.
Взаимосвязь педагогической
4. Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? — Волгоград, 1996.
5. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
6. Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. — СПб, 1997.
7. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социальной работы: Учеб. пособие. — М., 1997.
Литература
1. Гаврилова К. В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. — Минск, 1985.
2. Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма. — М., 1990.
3. Караковский В. А.
Стать человеком:
4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.
5. Лихачев Б. Т. Введение
в теорию и историю
6. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.
7. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов педвузов. — М., 1994.
8. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.
Типология неблагополучных семей.
Конституция Российской федерации, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1994.
Федеральный закон «Об
основах социального
Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1. 06. 1992 г. № 118 // http://law.rambler.ru.
Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6. 09. 1993 г. № 371 // http://law.rambler.ru.
Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. « Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) от 14.09. 1995 г. № 942 // http://law.rambler.ru.
Указ Президента Российской Федерации. «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 05. 1996 г. № 658 // http://law.rambler.ru.
Семейный кодекс Российской Федерации от 02.01.2000г. № 32-ФЗ // http://law.rambler.ru.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.
Баркер Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. М.: Институт социальной работы, 1994. 134 с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Белечева. М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс, 1997. 254 с.
Лексикон социальной работы / Ред. С. Кибардина и др. Вологда: Русь, 2001. 296 с.
Олифренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие / Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. / М.: Институт социальной работы, 1997. 2 т. 404 с.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостоваой. М.: Юрист, 1997. 417 с.
Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.
Социальная работа с семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. 212 с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. 427 с.
Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие / М.В. Фирсов. М.: Владос, 2001. 256 с.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 104 с.
1 Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 432.
1 Антонов А.И., Медков
В.М. Социология семьи. М.: Изд-во
МГУ: Изд-во Международного
1 Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 292.
1 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 24.
1 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 103.
Информация о работе Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога