Роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Современная русская литература, развиваясь по своим собственным законам, не пренебрегает, однако, классическими произведениями. Классическая русская литература берет свое начало в древнерусских текстах, которые, в свою очередь, сформировались на основе традиции устного повествования. И среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность.
Цель реферата изучить роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника, что и является темой для исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Что такое русская народная сказка и её виды.......................................................5

Влияние русской народной сказки на творческие способности ребенка дошкольника............................................................................................................9

Заключение.............................................................................................................19

Список литературы................................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

 

Что такое русская  народная сказка и её виды.......................................................5

 

Влияние русской народной сказки на творческие способности ребенка дошкольника............................................................................................................9

 

Заключение.............................................................................................................19

 

Список литературы................................................................................................21 

Введение

Современная русская  литература, развиваясь по своим собственным  законам, не пренебрегает, однако, классическими произведениями. Классическая русская литература берет свое начало в древнерусских текстах, которые, в свою очередь, сформировались на основе традиции устного повествования. И среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность.

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, купцов да купчих, царей да их дочерей, и вымышленных героев, среди которых Баба Яга - пожалуй, один из самых колоритных персонажей. Встречаются в русских народных сказках и звери разные, иногда даже волшебные. Так, в сказке «Диво дивное, чудо чудное» в образе волшебного животного предстает гусь, который по велению добрых и честных людей умирает в печи и снова возрождается, не выполняя, однако, приказов людей бесчестных. А иначе и не может складываться сюжет русской народной сказки, ведь скрытое поучение занимает в ней важное место. Прежде всего, русская народная сказка, какую бы сказку ни выбрали, должна воспитывать и поучать. Необычная форма для поучения выбрана для того, чтобы ребенку было максимально интересно воспринимать все происходящее и делать необходимые выводы, возможно, даже самые неожиданные, тем более что почва для рассуждений плодородная – русская сказочная традиция богата примерами на любой вкус. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение.

Цель реферата изучить  роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника, что и является темой для исследования. 

Что такое русская  народная сказка и её виды

 

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство  содержания, поэтичный язык и высокая  воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек").

 Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает  классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при  проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Сказки о  животных. Сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу1.

В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках  выступает главным трикстером. Это  устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.

Волк в сказках традиционно  олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть.

Медведь в сказках  представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными2.

Значительная часть  сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы.

Cказки о необычных и сверхъестественных событиях (волшебные сказки). Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

В основе сюжета волшебной  сказки находится повествование  о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или  волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Кульминация волшебной  сказки состоит в том, что главный  герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Бытовые сказки. Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

Бытовые сказки кратки. В  центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно  определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев3.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа. В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Все эти многочисленные сюжеты и темы сказка преподносит  простым и поэтичным языком. Чтобы  получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра  основаны так же и на призыве к  мудрости, активности, к подлинной человечности. Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

В любом случае, русские  народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

 

Влияние русской  народной сказки на творческие способности  ребенка

 

Как мы видим, наши любимые  детские сказки можно воспринимать по-разному. Для кого-то это повод  вернуться в идеальное пространство детства, где любые несовершенства побеждаются светом и добром. Можно изучать сказки для детей подробнее и попытаться разгадать их мифологические загадки. А также сказки просто приятно читать, так как они хранят очарование живой устной речи и прививают особенный языковой вкус.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти  в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее4.

 

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного  внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и  обозначить собственные переживания  и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

 Русские народные  сказки, вводя детей в круг  необыкновенных событий, превращений,  происходящих с их героями,  выражают глубокие моральные  идеи. Они учат доброму отношению  к людям, показывают высокие  чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – "воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою"5.

 В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников6. Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Современному ребенку  мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия  необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности7.

Информация о работе Роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника