Роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Современная русская литература, развиваясь по своим собственным законам, не пренебрегает, однако, классическими произведениями. Классическая русская литература берет свое начало в древнерусских текстах, которые, в свою очередь, сформировались на основе традиции устного повествования. И среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность.
Цель реферата изучить роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника, что и является темой для исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Что такое русская народная сказка и её виды.......................................................5

Влияние русской народной сказки на творческие способности ребенка дошкольника............................................................................................................9

Заключение.............................................................................................................19

Список литературы................................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает  у детей чувство реального  и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает  ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто  совершается в семье. В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо8.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость. Оказывается, в сказке не все возможно с точки зрения ребенка. И если нарушается реалистичность, правдоподобность сказочного повествования, это вызывает с его стороны неудовольствие.

Ребенок, воспитанный  на народной сказке, чувствует меру, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок9.

Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка только на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дети настолько укрепляются в реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.

Таким образом, восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности10.

Однако эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

Что же привлекает ребенка  в сказке? Происходит важное изменение  в мотивационной сфере при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному. Малыши в своих играх-манипуляциях увлечены главным образом процессуальной стороной. Они воспроизводят в своих играх те или иные действия взрослого: показывают, как укачивают детей, как подметают пол, как тащат повозку, причем могут бесконечно, с неослабевающим интересом повторять все это.

В дошкольном возрасте происходит усложнение деятельности: то, на что направлена деятельность, и то, ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как это было в раннем возрасте. Решающее значение приобретает для ребенка общественная значимость тех или других человеческих поступков, их внутренний смысл11.

Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка, в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее  понимание художественного произведения, проникновение в его идейное содержание. В свою очередь, восприятие художественного произведения оказывает влияние на дальнейшее развитие этих мотивов. Для того чтобы ребенок осознал что-либо, необходимо, чтобы он был активен, необходимо, чтобы он начал действовать в отношении познаваемого предмета. Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой еще неокрепшей новой формы психической деятельности у ребенка.

Здесь создаются как  бы переходные формы от реального фактического действования с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой новой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности.

Он может осмыслить  и пережить ряд событий, в которых  не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Некоторые положения, которые не доходят до ребенка, будучи преподнесены в сухой, рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественную форму12.

Если у младших детей  нет еще достаточного осознания  мотивов, своего отношения к персонажу, и они просто заявляют, что тот  хороший, а тот плохой, то старшие  дети уже аргументируют свои оценки, указывая на более общее, общественное значение того или иного поступка.

Здесь имеет место  совершенно сознательная оценка не только внешних поступков, но и внутренних качеств человека – оценка, исходящая  из высоких, социально-значимых мотивов. Таким образом, под влиянием художественного повествования, у ребенка возникают не только новые представления о тех или иных явлениях действительности, но он по-новому начинает относиться к ним, по-новому их оценивать13.

Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё  и в том, что в   них  запечатлены  лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают  у детей гордость за свой народ, любовь к родине.    Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции  способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи  произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как  высокохудожественное произведение для детей, соответствующее  психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми  языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка14.

Дети очень любят сказки, потому, что в них - «естественное пространство  их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток  действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая  жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях  людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через  сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных  ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые  переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему  предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной  жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого - что выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше. На примере судеб  сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного  жизненного выбора человека15.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на  долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!16   

 Проживая сказку  дети учатся преодолевать барьеры  в общении, тонко  чувствовать  друг друга, находить адекватное  телесное выражение различным   эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать  выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по  сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от  стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

 Эмоционально разряжаясь  сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в под сознании страх,  беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрее  уверение в себе, восприимчивее  к людям о  окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же  мировоззрение своего народа17.

Наиболее эффективным  путём использования сказки в  целях развития воображения детей  является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребенок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость, подвижность их внимания и безграничные возможности фантазирования, то есть развития воображения.

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием "Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?" так эффективен даже с самыми сложными детьми18.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после  окончания психологического воздействия  продолжают "жить" в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться  в ситуациях, принимать решения. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, ребёнок бессознательно выносит наиболее важный для себя. Со временем дети меняются и ту же самую сказку понимают совсем иначе. При изменяющихся условиях ребята по-другому интерпретируют содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием.

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, дети действительно начинают совершать  обычные действия необычным способом. А это значит, они начинают ТВОРИТЬ, становятся самыми настоящими Волшебниками!

 

Заключение

Итак, целью нашей работы было на практике изучить роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. Сказка учит доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Слушая сказки, ребенок  накапливает в бессознательном  некий символический "банк жизненных  ситуаций". Этот "банк" может  быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Информация о работе Роль русской народной сказки в развитии творческих способностей у ребенка дошкольника