Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически обосновать роль и условия реализации технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста и речевым умениям и навыкам в области иностранного языка.
3. Описать основы формирования речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в младшем подростковом возрасте.
4. Определить место и подходы технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка.
Сташайтис К. А. Роль технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в 5 классе.
Введение
Существенные изменения
в социально-экономическом
За последние десятилетия
отечественная наука
Многие годы роль педагогической технологии играла методика - научно-обоснованные методы, правила и приемы обучения предмету, достижение определенной цели. В чем же различие методики и технологии?
Ряд авторов видят отличие педагогической технологии от методики в «гарантированном достижении педагогических целей» (Д.В.Левитас, Г.Ю.Ксензова, Л.А.Байкова). В результате обсуждений ученых сделаны следующие выводы: технология отличается от методики прогнозируемой универсальностью, диагностичностью результата при любых условиях. Технология, как правило, составлена из типовых методов и приемов, многократно повторенных при различных условиях и дающих один и тот же результат, что позволяет экономить время педагога для творческой работы с учащимися.
Иными словами, технологичность становится доминирующей характеристикой в современной науке об образовании. Технология не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Педагогическая технология не применяет методику, а основывается на ней.
Овладение языком, речью
– необходимое условие формиров
Русский язык является языком межнационального общения и сотрудничества всех народов России, средством приобщения к культурным достижениям всех народов России и к мировой культуре. Но, для вхождения в мировое образовательное пространство, необходимо формирование и развитие одной из ключевых компетенций – это овладение иностранным языком, его применения в широкой практике. Именно поэтому иностранный язык становится фактически вторым родным языком, в частности речь идет об английском языке. И тот, кто всерьез думает о воспитании детей, не может не придавать должного значения вопросам преподавания иностранного языка в школе.
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Изучение английского языка в современной школе – это трудный процесс, он связан с перестройкой языкового сознания учащегося, с овладением весьма сложным речевым действием – формированием мысли на неродном языке. «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове», - писал Л.С. Выготский. Таким образом, слово является основой развития речевой деятельности.
Овладеть, словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная работа по методике обучения иностранному языку, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Для успешного решения
поставленной перед собой весьма
ответственной задачи учителям необходимо
иметь высокую лингвистическую
грамотность и
Главной целью должно быть не накопление словарного запаса, а развитие речевых умений и навыков. Поэтому в работе над усвоением языкового материала надо идти от активных форм и методов работы, применением на практике технологии взаимообучения. Именно данная технология, на наш взгляд, является наиболее приемлемой в решении задач погружения учащихся в языковую среду, активизации речевых умений и навыков.
История возникновения технологии коллективного взаимообучения уходит корнями в глубокую древность. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Коменский отмечал, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце 18 века Джон Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). В США Джон Дьюи пропагандировал групповую работу школьников как составную часть предложенного им «проектного метода обучения».
Методики Ривина
имеют различные названия: организованный
диалог, коллективное взаимообучение,
коллективный способ обучения (КСО),
работа учащихся в парах
На основании вышеизложенного темой курсового исследования мы обозначили «Роль технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в 5 классе».
Отсюда объектом исследования является формирование речевых умений и навыков говорения на уроках иностранного языка в 5 классе.
Предметом исследования является формирование речевых умений и навыков говорения у учащихся 5 классов посредством применения технологии взаимообучения на уроках иностранного языка.
Цель данной работы: теоретически обосновать роль и условия реализации технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретические – изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, систематизация изученного.
Структурно работа представлена введение, двумя главами теоретического характера, заключением, библиографическим списком и приложениями.
Работа может представлять интерес для практикующих учителей иностранного языка и студентов при подготовке уроков по развивающим технологиям обучения на практике.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты и методические основы формирования речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в 5 классе.
1.1. Психолого-педагогическая
Подростковый возраст – это возраст от 10 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-8 классов.
Подростковый возраст
называют переходным, потому что в
течение этого периода
Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости.
С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости.
Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь быть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький». Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.
Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают «ситуации успеха», например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.
Одной из возрастных особенностей
младших подростков является повышенная
утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, много
лет изучавший особенности
К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, нужно принимать меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Учитель стремится к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять наиболее главное и т.п.
В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком «смелым аналогиям», поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Учитель обязательно должен стремиться развивать такие индивидуальные свойства мышления, как, например: излагая материал словесно, подкреплять его обзорным материалом, и наоборот.
Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти и т.д.) и выступает как форма, способность организации этого процесса. В подростковом возрасте человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым.
Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить не буквально, а своими словами, делая при этом нужные сохранения и обобщения. Свойства памяти у каждого ребенка различны. Одни сразу же могут воспроизвести правила, определения и т.д. Другие на этапе первичного ознакомления с материалом этого сделать не могут (не потому что не хотят, а именно не могут). Таким ученикам надо еще некоторое время для осмысления, запоминания. Учитывая свойства памяти, мышления, таких учащихся нужно спрашивать не сразу, после ознакомления с новым материалом, а через урок, может быть два, давая им необходимое время. Но к концу изучения темы, конечно, все учащиеся должны знать и уметь формулировать основные понятия.