Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически обосновать роль и условия реализации технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста и речевым умениям и навыкам в области иностранного языка.
3. Описать основы формирования речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в младшем подростковом возрасте.
4. Определить место и подходы технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка.
Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе с ними.
Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:
Следует сказать также о том, что надо бороться с наблюдающимся у младших подростков стремлением одновременно браться за многое. Широта интересов может повлечь за собой их разбросанность. Подростковый возраст не случайно называют трудным или даже критическим. «Подросток, – писала Н.К. Крупская, – уже не ребенок, у него острый интерес ко всему окружающему, очень большая активность, очень большое стремление к труду физическому и умственному». Правильно организованная работа с детьми данного возраста сможет обеспечить достижение поставленных целей и задач образования. [14;41]
1.2. Характеристика речевых умений и навыков у детей младшего подросткового возраста.
В процессе учения подросток
приобретает способность к
Особую часть
Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определённой деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.
Умение характеризуется,
прежде всего, способностью с помощью
знаний осмысливать имеющуюся
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизировать, переходить в навыки.
Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык- это автоматизированное умение .[11;41]
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный.
Первое условие речевого развития ребёнка – это потребность общения или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.
Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий, и чтение, и письмо-это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз (Например, в письменной речи чаще используются сложные предложения), в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма газетной статьи и прочее, знакомятся с их стилистическими различиями. [3;40]
Развитие речи – это главная, стратегическая цель обучения языку: языку надо учить для того, чтобы развивать речь детей (навыки слушания, говорения, письма и чтения) и на этой основе осуществлять их интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие.
Развитие речи - это ведущий принцип обучения языку и речи, используемые методы и приёмы работы должны активно способствовать формированию и развитию речевых навыков детей и тем самым обеспечивать достижение стратегической цели обучения
Развитие речи – это система работы учителя и учащихся, направленная на формирование и развитие у детей речевых умений и навыков. [3;40]
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объёма и динамичности его знаний. Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся. [15;41]
Речевой навык. Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных тренировочных) степени автоматизма. По определению Е. И. Пассова, «навык является относительно самостоятельным действием в системе сознательной деятельности, ставшим благодаря полной совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности». С позиций теории речевой деятельности речевой навык определяется, как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам (подразумевая под операцией способ, которым выполняется действие в определенных условиях), в отличие от речевого умения, как способности осуществлять действие по оптимальным параметрам этого действия (Леонтьев). В основе речевых навыков лежат речевые действия двух видов: оформления (действия произношения, интонирования, лексического и грамматического оформления в соответствии с нормами языка) и оперирования (умственные действия по выбору, сличению слов и грамматических форм, составлению целого из частей, комбинированию, принятию решений, построению и вариации по аналогии). Действия оформления и оперирования должны быть доведены до определенного уровня совершенства, т. е. до уровня навыка обеспечивающего направленность внимания в процессе говорения только на содержание высказывания. Основными качествами речевого навыка являются: автоматизированность (характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности обучаемого, готовность обучаемого к включению в деятельность); устойчивость (прочность); гибкость (готовность обучаемого включать речевой навык в новые ситуации, распространять речевой навык на новый речевой материал); сознательность (способность сознательного контроля со стороны обучаемого в случае возникновения затруднений при построении высказывания или допущения ошибки).
Чем старше возраст учащихся, тем большее значение приобретает усвоение знаний и сознательное овладение навыком. Большинство методистов склоняются к тому, чтобы выделять аспектные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические) и рассматривать их в качестве компонентов речевых умений.[16;41]
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования (нового поколения) от 2011 года речевые умения и навыки характеризуются в части предметных результатов изучения иностранного языка в коммуникативной сфере (Приложение 1).
1.3.Основы формирования
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложения. [17;41]
В естественной языковой среде это происходит одновременно. Вспомним, как начинают говорить маленькие дети, что предшествует этому, насколько легко и быстро идёт этот процесс.
В условиях неязыковой среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание.
Сформированность
В обучении произношению участвуют все анализаторы: рече-двигательные, слуховой и зрительный. За речедвигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, а за слуховым - контролирующая. Эти анализаторы взаимозависимы. Психологи утверждают, что безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить. Что касается зрительного анализатора, то, с одной стороны, он также участвует в контроле, с другой стороны, этот анализатор выполняет функцию опоры, так как устное общение сопровождается и дополняется мимикой, жестами, движением губ и т.д.
Произносительные навыки можно разделить на 2 большие группы.
Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударений и интонем, как логических, так и экспрессивных. Именно данная группа навыков, а точнее, их отсутствие, выдает нас как иностранцев. Практика показывает, что легче бывает научиться правильно интонировать.
Именно неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от человека, для которого этот язык является родным.
Не надо забывать о том, что с помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного. Данные знания составляют часть социолингвистической компетенции.
Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные.
Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д.
Собственно произносительные навыки предполагают умения правильно артикулировать звуками и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее, безусловно, требует и правильного ударения, паузации и интонирования. [17;41]
Таким образом, слуховые и произносительные навыки, существуя в неразрывной связи, опираются на прочные связи со зрительным анализатором.
При обучении фонетике подростков на уроках английского языка на среднем этапе немаловажным остается умение читать вслух на иностранном языке.
Теперь, когда на уроках иностранного языка школа должна обучать речевой деятельности, появляется мнение, что чтение вслух - это малоплодотворное занятие, которое играет чисто служебную роль, а иногда и мешает успешному освоению чтению про себя, что чтение вслух - навык специфический, мало используемый в процессе коммуникации, а потом является этапом для перехода к чтению про себя.
Однако чтение вслух широко используется не только для обучения произношению, а так же считается ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразительностью и обращенностью речи. И, тем не менее (по мнению некоторых исследователей), чтение вслух играет подчиненную роль, являясь необходимым звеном в оформлении зрелого чтения про себя, и используется: