Роль экскурсии в процессе обучения и воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:05, доклад

Краткое описание

Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль экскурсии в процессе обучения и воспитания школьников.docx

— 20.59 Кб (Скачать файл)

Роль экскурсии  в процессе обучения и воспитания школьников

  • Гулина Надежда Алексеевна, воспитатель ГПД

Разделы: Внеклассная работа

 

Интересно, что еще в  начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие – основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».

В наше время экскурсионная  практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели –  расширение культурного кругозора детей и подростков,  воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.

При составлении экскурсионной  программы необходимо  охватить  темы связанные с историей родного края, патриотическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, эстетическим  восприятием окружающего мира, подготовкой к выбору своей будущей профессии.

Я думаю, что в этом году в Образовательном центре нам  удалось сделать экскурсии разнообразными и познавательными.

Когда ученик непосредственно  видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают  перед ним со страниц книг, учебных  пособий,  воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории,  людям.

Москва – это уникальный уголок нашей Родины, и рассказ  экскурсовода помогает «оживить» страницы учебников. Так, экскурсии на темы «Московский  Кремль», «История Москвы», «Москва  вчера, Москва сегодня», пешие экскурсии  и прогулки по Москве позволяют ребятам  своими глазами увидеть шедевры  русской архитектуры многих веков, фрагменты стены Китай – города, светские здания разных веков и стилей, старейшие улицы Москвы, где каждый дом имеет свою интереснейшую  историю, памятники москвичам, внесшим  вклад в историю города, наглядно убедиться в радиально-кольцевой  планировке Москвы, познакомиться не только с вчерашним,  сегодняшним, но и завтрашним днём. Это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о Москве.

Любовь к Родине начинается с прогулок, экскурсий в ближайшее  природное окружение. Наши дети познакомились  с достоянием  Москвы – Государственным музеем-заповедником «Коломенское» – этим  уникальным местом, где веками создавались и бережно хранились святыни русской истории. Архитектурный ансамбль усадьбы Коломенское, сложившийся в XVI–XVII веках, представляет большую художественную и историческую ценность. Собрания музея разнообразны и поистине уникальны – от неолитических находок с территории Дьяковского городища до редких и первопечатных изданий, среди которых  первая русская печатная книга "Московский Апостол", изданная 1 марта 1564 года Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Дети имели возможность не только увидеть красоту этих мест, но и  почти  прикоснуться к истории, которую они изучают на уроках в школе. А главное, сами стали участниками программы «Русский деревянный дом», переодевались в народные костюмы и приняли участие в обрядах, которыми на Руси сопровождался переезд в новый дом, а также отведали традиционное русское угощение.XVII–XVIII веков.. С помощью такого «наглядного материала», а также применяемых работниками музея игровых приёмов лучше усваивается школьная программа, дети учатся сопоставлять прошлое и настоящее, делать собственные выводы.

Не менее интересной оказалась  экскурсия в музей «Старый Английский двор», цель которой – лучше узнать о жизни москвичей в средневековье. Он расположен в самом центре столицы, почти под стенами Кремля. Английский двор —  памятник гражданской архитектуры конца 15 века самое старое каменное здание Москвы (старше только Грановитая палата в Кремле). Здание почти сто лет служило центром деловой и дипломатической жизни англичан в Московской Руси. В 1994 году в стенах Палаты был открыт музей. Теперь это филиал Музея истории города Москвы. Здесь проводится много разнообразных экскурсий: «Обзорная по музею», «Джером Горсей рассказывает», «Торги в Древней Руси» (игровая), «Рассказы иноземного купца» (костюмированная), «Рассказы старого солдата» (театрализованная), и т. п. Нам выпал  шанс лично познакомиться с прежним хозяином дома – управляющим «Московской компании», доверенным лицом английских и русских государей Джеромом Горсеем. Средневековый интерьер уникального архитектурного памятника Английского двора и мастерство талантливого исполнителя оставили  незабываемое впечатление.

На уроках русского языка  школьники не только учатся грамотно писать, но и узнают интересные факты  из биографий писателей, литературоведов  и хранителей языка.

С целью заинтересовать детей  легендарной личностью создателя "Толкового словаря живого великорусского языка" была организована экскурсия в музей В. И. Даля.  На Большой Грузинской улице в Москве сохранился особняк, в котором Даль прожил около 13 лет. Именно в этом доме он подготовил к изданию свое первое полное собрание сочинений в восьми томах, сборник "Пословицы русского народа" и завершил работу над "Толковым словарем живого великорусского языка".

Сегодня в особняке сохранены  две мемориальные комнаты, посвященные  жизни и творчеству В.И.Даля. Остальные площади занимает издательско-торговый центр Марка, который является попечителем музея.

Музей интересен, прежде всего  своими экскурсиями-встречами, в рамках которых учащимся предлагают посмотреть документальный фильм о Владимире  Дале, ознакомиться с экспозицией, а  в конце встречи собраться  за небольшим "круглым столом" и обсудить услышанное.

Некоторые посетители музея  удостаиваются высшей чести: подержать  в руках главный экспонат музея  – прижизненное издание "Толкового  словаря". Четыре тома печатались в  течение трех лет – первый увидел свет в 1863 году.

После посещения такого музея  дети понимают, что в музей надо возвращаться вновь и вновь.

Тема подвига народа в  годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. всегда является центральной  темой воспитательной работы. Дети должны знать и помнить героев свой Родины, сохранивших жизнь их поколению, тем более что война  коснулась почти каждой семьи. Это  не только героическое прошлое нашего народа, но и история их дедов  и прадедов. Знать свои корни, хранить  память о своих предках – одно из основных условий формирования нравственно  цельной личности. Несомненно, что  первые сведения о героическом прошлом  страны и её народа ребёнок получает  в семье, в школе. Но в этой  связи велико  значение и военно-исторических музеев.

Наше посещение музея  обороны Москвы состоялось перед  годовщиной битвы под Москвой.

Музей был основан в 1981 г. Начало музею положила выставка, посвященная 40-летию Московской битвы.  Коллекции Государственного музея обороны Москвы содержат материалы об обороне Москвы и разгроме нацистских войск под Москвой в 1941–1942 гг., в том числе личные документы участников обороны Москвы и их родственников, мемуары, дневники, письма, фотографии и карты. Также имеются материалы довоенного и послевоенного периодов, воспоминания, списки ветеранов. В архиве музея также хранятся газеты периода Второй мировой войны, приобретенные у коллекционеров.

Музей, как живой организм, не только хранит документы, но и располагает  памятными вещами, которые особенно интересны детям:  образцами военной одежды; советскими и немецкими военными наградами; коллекциями писем и дневников участников войны; стрелковым оружием и многим другим. История, о которой ребята знают только по рассказам ветеранов, становится живой и близкой.

Наш Образовательный центр  не только формирует всесторонне  развитую личность, но и обязан сориентировать ребенка в выборе будущей профессии, увлечь его разнообразием современной  жизни. Этой теме была посвящена наша экскурсия в геологический музей  – старейший в Москве. Он был  основан М. Ломоносовым при активной поддержке семейства уральских  заводчиков Демидовых в 1755 г. За 2,5 века в музее накопилась уникальная коллекция  экспонатов со всех континентов мира – минералы и их причудливые сочетания. Может быть, кого-то из детей увлечет  профессия геолога, романтичная  и очень популярная  в то время, когда выбирали профессию их дедушки и бабушки. Природная красота минералов, остатки ископаемых организмов заставляют также задуматься об ответственности человека за состояние окружающей среды.

Весной детям предстоит  долгожданная поездка в Санкт-Петербург. Санкт-Петербург обладает огромным культурным потенциалом. Наряду с великолепными  памятниками архитектуры, в городе есть большое количество музеев. Знакомясь  с художественными произведениями в музее, ребенок непосредственно  воспринимает картину, что неоценимо  для нравственно-эстетического воспитания. В художественном образе как форме  мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Кроме того, для детей совместная поездка в другой город – возможность неформального общения с учителями и воспитателями, объединяющий момент в их жизни.

Школьные экскурсии –  это  приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

Литература:

  • Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Издательство РГУ, Р.-н.Д., 1988 г., 192 с.
  • Золотое звено Владимира Ивановича Даля. Буклет. Автор-составитель Коломцева Р.М. –М., 1995 г.
  • «Мемориальный комплекс на Поклонной горе». М. 2005. «Граница»
  • www.vokrugsveta.ru
  • www.museum.ru

http://festival.1september.ru/articles/518333/


Информация о работе Роль экскурсии в процессе обучения и воспитания школьников