Самооценка как гармонизация личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития человека в подростковом возрасте, его психологии, изучение самооценки, как элемента самосознания и регулятора поведения, влияние самооценки на становление самосознания и активной жизненной позиции личности.
Основная задача, которая ставилась при написании настоящей работы – это показать роль самооценки в формировании гармоничной личности подростка и определить методы коррекции заниженной или завышенной самооценки подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Психология подросткового возраста………………………………..
1.1 Определение подросткового возраста…………………………………
1.2 Эмоции в подростковом возрасте...........................................................
1.3 Психические познавательные процессы в подростковом возрасте…
2. Самооценка, ее понятие……………………………………………...
3. Гармонизация. Уровни самооценки в подростковом возрасте…
4. Работа с детьми с заниженной и завышенной самооценкой…...
4.1 Помощь детям с заниженной самооценкой…………………………..
4.2 Помощь детям с завышенной самооценкой………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

ЭТО ТИТУЛЬНЫЙ  ЛИСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«САМООЦЕНКА КАК ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………

3

1.

Психология  подросткового возраста………………………………..

3

1.1

Определение подросткового  возраста…………………………………

3

1.2

Эмоции в подростковом возрасте...........................................................

5

1.3

Психические познавательные процессы в подростковом возрасте…

9

2.

Самооценка, ее понятие……………………………………………...

22

3.

Гармонизация. Уровни самооценки в подростковом возрасте…

23

4.

Работа с  детьми с заниженной и завышенной самооценкой…...

26

4.1

Помощь детям с заниженной самооценкой…………………………..

26

4.2

Помощь детям с завышенной самооценкой………………………….

30

 

Заключение………………………………………………………………

32

 

Список использованной литературы………………………………..

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития человека в подростковом возрасте, его психологии, изучение самооценки, как элемента самосознания и регулятора поведения, влияние самооценки на становление самосознания и активной жизненной позиции личности.

Основная задача, которая  ставилась при написании настоящей  работы – это показать роль самооценки в формировании гармоничной личности подростка и определить методы коррекции заниженной или завышенной самооценки подростков.

 

  1. Психология подросткового возраста

1.1 Определение подросткового возраста

Прежде всего, определим какой период в развитии человека является подростковым, что такое подростковый   возраст и некоторые связанные с ними понятия.

Подростковый  период — отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость.

Зрелость — это тот период жизни, когда человек полностью развит в физическом, эмоциональном, социальном, интеллектуальном и духовном отношениях. Но далеко не всегда эти стороны человеческой личности развиваются соразмерно. Физически развитой человек может отставать в эмоциональном плане. Встречаются интеллектуалы, которые не достигли полной духовной и моральной зрелости.

Термин половая зрелость может использоваться в достаточно узком смысле для обозначения того возраста, когда человек физически становится способным иметь детей. А в более широком понимании половая зрелость включает в себя и период полового созревания (иначе — пубертатный), когда в течение нескольких лет в организме происходят определенные изменения (полностью развиваются первичные и вторичные половые признаки). Первые два года полового созревания организм готовится к воспроизведению, а за последующие два эта способность формируется окончательно. Первая стадия пубертатного периода может совпадать как с детством, так и с подростковым периодом, а вторая, как правило, приходится на подростковый возраст.

Термин половое созревание может использоваться параллельно с термином «половая зрелость» для обозначения в целом периода, когда происходит половое созревание. Появление на теле волос характеризует одно из важнейших изменений в организме, происходящих в это время. Таким образом, подросток обычно или приближается к этапу половой зрелости, или уже достиг его.

Под определение тинэйджера, строго говоря, попадают только те, кому от 13 до 19. Однако дети (особенно девочки) часто в 13 лет уже созревают физически, поэтому 11-летняя девочка может выглядеть и вести себя как тинэйджер, а 15-летний мальчик, если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ребенком. Иногда для описания тех, кто достиг половой зрелости, не войдя в «тинэйджерский» возраст (т. е. раньше 13 лет), используют термин предподросток.

Само слово тинэйджер сравнительно новое. Часто подростки против этого термина из-за негативных эмоциональных оттенков его значения, таких как неуправляемый, неисправимый, аморальный дикарь, юный правонарушитель. Маргарет Мид [Margaret Mead], известный антрополог, также против его употребления из-за узких возрастных ограничений (13—19 лет) и слишком выраженной эмоциональной окрашенности. Ведь тинэйджеры бывают самыми разными: некоторые поглощены учебой, интеллектуальны; многие обладают спокойным характером. Многие исследователи стараются избегать слова тинэйджер, предпочитая ему термин подросток.

Термин несовершеннолетний чаще всего используется в области юриспруденции: это тот, кто в глазах закона не является взрослым, чаще всего таковыми считаются лица, не достигшие 18 лет. Однако по разным нормам законов права и обязанности могут возникать и в 14 лет, и в 16, и в 21 год. Следствием этого является то, что невозможно точно установить, когда же подростки становятся взрослыми людьми в полном смысле этого слова. Многие считают, что приобщения к миру взрослых приходится ждать слишком долго.

В связи с удлинением подросткового периода можно определить период развития, следующий за подростковым, как юность. Многие исследователи предпочитают избегать слов юность и юный, а подразделяют подростковый период на две составляющие: ранний (младший) подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и средний или старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет). По мнению некоторых исследователей такой подход помогает более точно сориентироваться, о каком этапе жизни подростка идет. Другие авторы подразделяют подростковый период на собственно подростковый возраст (от 11 до 15 лет) и юность (от 16 до 19 лет). Некоторые отечественные авторы определяют младший подростковый возраст, как отрочество.

Итак, можно кратко определить возрастные периоды:

Подростковый период — период развития между детством и зрелостью.

Зрелость — тот период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно.

Половая зрелость — весь период в целом, когда человек сформировался в сексуальном отношении и способен к деторождению.

Половое созревание — весь период в целом, когда в организме происходят изменения, ведущие к половой зрелости.

Тинэйджер — строго говоря, только тот, кому от 13 до 19 лет.

Младший подростковый возраст, отрочество – обычно от 11 до 14 -15 лет.

Старший подростковый возраст , юность– от 15-16 до 19 лет.

Несовершеннолетний — в юридическом смысле тот, кто не является взрослым в глазах закона.

 

1.2 Эмоции подростков

Младший подростковый возраст  является одним из ключевых этапов процесса становления эмоционально-волевой регуляции человека.

Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена  настроений и переживаний. Он лучше, чем младший школьник, может управлять  выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (низкая оценка, выговор за плохое поведение) подросток может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но в других обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) он может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Огромное значение в  этом возрасте приобретает общение  со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано со многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

Отрочество — это  период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в  этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснений отношений, ссор.

Именно в отрочестве чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездеятелен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели (Мухина В. С, 1997).

Резко выраженные психологические  особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у  них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни люди не способны на такую преданность и самопожертвование. Только подростки могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к окружающим грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

В этом возрасте ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи недочеты в работе, частая тема — необъективность или несправедливость. Подобные особенности не случайны, а весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес других дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей — не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представление о себе через взгляд окружающих (Поливанова КН., 2000).

Рост самосознания подростка  приводит к тому, что он иногда достаточно придирчиво оценивает свою внешность  и душевные свойства – критичность к себе). Подросток много думает о развитии своих волевых качеств. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают его ум, его способности.

В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток  может болезненно переживать невинное замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может в зависимости от обстоятельств и обстановки вызвать у подростка аффективную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет), или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства могут привести ребенка в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным.

Серьезной причиной депрессивного  эмоционального состояния подростка  могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а  вместе с тем невольно им поддается. Сознание того, что он не может заставить себя нужным образом отвлечься от этих мыслей и побуждений, вынуждает подростка чувствовать собственное бессилие. Он всячески стремится скрыть свои переживания от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного состояния, а этого подросток очень стыдится (Ермолаева М. В., 2000).

Информация о работе Самооценка как гармонизация личности подростка