Самооценка как гармонизация личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития человека в подростковом возрасте, его психологии, изучение самооценки, как элемента самосознания и регулятора поведения, влияние самооценки на становление самосознания и активной жизненной позиции личности.
Основная задача, которая ставилась при написании настоящей работы – это показать роль самооценки в формировании гармоничной личности подростка и определить методы коррекции заниженной или завышенной самооценки подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Психология подросткового возраста………………………………..
1.1 Определение подросткового возраста…………………………………
1.2 Эмоции в подростковом возрасте...........................................................
1.3 Психические познавательные процессы в подростковом возрасте…
2. Самооценка, ее понятие……………………………………………...
3. Гармонизация. Уровни самооценки в подростковом возрасте…
4. Работа с детьми с заниженной и завышенной самооценкой…...
4.1 Помощь детям с заниженной самооценкой…………………………..
4.2 Помощь детям с завышенной самооценкой………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Но в целом основными  мотивами действий подростков являются положительные социальные побуждения, переживания благожелательности к  людям, сочувствия их горю и несчастью – положительная мотивация. Именно такими, часто подспудными и противоречащими повседневному внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время несчастья, пожара, когда кто-то тонет, потерпел аварию и т. д. Желание сделать людям хорошее — помочь им в горе, несчастье, при неприятностях, восстановить попранную справедливость, проявить горячее сочувствие угнетенным и обездоленным — занимает существенное место в эмоциональном мире подростка. Эти желания и устремления часто становятся осознанными, а иногда и недостаточно осознаваемыми мотивами действий и поступков подростков. И если эти устремления войдут в нужное, действенное русло, то подросток будет испытывать глубокое моральное удовлетворение (Якобсон П. М„ 1998).

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте сильнее, чем прежде, становится захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради окружающих (Якобсон П. М., 1976).

Кризис отрочества обогащает  подростка знаниями и чувствами  такой глубины, о которой он даже не подозревал в детстве. Подросток  через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).

Причиной возникновения стресса у подростков может стать очень многое: развод родителей, неудачи в школе, арест, попадание в зависимость от наркотиков или алкоголя, потеря работы, ссоры с любимыми, беременность или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с одной или несколькими подобными проблемами, либо имеют близких друзей, которым приходится такое пережить.

 

1.3 Психические познавательные процессы в подростковом возрасте

С момента рождения и  до смерти человек постоянно получает информацию об окружающем его мире. Это процесс обеспечивается психикой человека, проявление которой весьма разнообразно.

В настоящее время  в структуре психических явлений  принято выделять: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец, психические процессы — это динамические образования, которые характеризуются длительностью и устойчивостью протекания. На основе психических процессов возникают определенные состояния, происходит формирование знаний, навыков, убеждений.

В свою очередь, психические  процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные, волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Следует отметить, что  психические явления в данной группе процессов не только имеют существенные различия, но и тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому очень часто о них говорят как об интеллектуальной сфере человека или как о когнитивных процессах.

Развитие психических  познавательных процессов протекает  неравномерно. На первых этапах возрастного становления прежде всего происходит развитие процессов, обеспечивающих контакт человека с внешней средой через наглядные образы. К числу таких процессов относятся ощущения и восприятия.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение — это  психический процесс, который начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Суть ощущений заключается  в отражении отдельных свойств  предметов, таких как, тепло и холод, твердость, цвет и др. Благодаря ощущениям человек получает самую разнообразную информацию о внешнем мире.

В настоящее время  существует несколько наиболее популярных классификаций ощущений, позволяющих  представить весь объем получаемой человеком информации. Чаще всего встречается классификация, основанная на модальности ощущений, отражающих характеристики основных органов чувств. Поэтому принято говорить о зрительных ощущениях, слуховых, вкусовых, обонятельных, тактильных и других, но следует иметь в виду что имеются и иные классификации.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на ре-торные поверхности органов чувств.

Основное отличие восприятия от ощущения заключается в том, что в процессе восприятия у человека формируется целостное представление о предмете, а не только о его отдельных свойствах. Например, когда мы сидим за столом, то мы понимаем, что сидим именно за столом, а не за чем-то непонятным, имеющим определенную температуру, твердость и цвет.

Некоторые авторы не без  основания полагают, что ощущения являются составной частью восприятия.

С психологической точки  зрения восприятие — это чрезвычайно  сложный процесс, который взаимосвязан с другими психическими процессами. Экспериментальные исследования позволяют утверждать, что в формировании образа предмета реального мира кроме ощущений задействованы память, мышление, речь и др. Поэтому очень часто о восприятии говорят как о своеобразной перцептивной деятельности. Следовательно, когда ребенок начинает выделять предметы из окружающего его мира, это является своеобразным индикатором, свидетельствующим о переходе его психического развития на более высокую ступень.

Перцептивная деятельность — совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности.

Ребенок, достигший подросткового  возраста, обладает достаточно развитым восприятием. Он уже практически  в состоянии качественно выполнять все тесты (задания), оценивающие развитие восприятия, как и взрослый человек. Поэтому особенности восприятия не являются показательными при анализе развития психических познавательных процессов в подростковом возрасте.

Наиболее яркой отличительной  чертой психических познавательных процессов для данного возраста являются тенденции развития мышления, речи, воображения и памяти, т. е. тех процессов, которые, по мнению многих авторов, составляют суть когнитивной сферы психики человека.

Интересующий нас возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый — собственно подростковый возраст (11-15 лет) и второй— юность (16-19 лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но и когнитивного развития.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения в различных общеобразовательных учреждениях. При этом ребенок все более входит в общую жизнь социума. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности ребенка, приводящее к изменениям интересов. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

На формирование личности в этот период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в увеличении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Происходит окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки.

В связи с быстрым  развитием возникают трудности  в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, для  подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим, в относительно спокойный период времени, «падать от усталости». Подобное явление особенно часто проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, в  подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную и качественную.

Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста.

Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Особенно заметные изменения происходят в развитии мышления. Мышление является высшим психическим познавательным процессом.

С возрастом меняются отношения между памятью и  мышлением. Если в раннем детстве  память была одной из основных психических  функций и в зависимости от нее строились все остальные психические процессы, то по мере развития ребенка память теряет свою доминирующую роль.

В раннем детстве мышление во многом определяется памятью, а процесс  мышления в значительной степени  является процессом воспроизведения. При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.

Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг  в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени обусловлен особенностями мыслительных процессов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

По мере взросления ребенок  постепенно приобретает практический жизненный опыт и определенные трудовые навыки. При этом следует иметь в виду, что воображение неразрывно связано с развитием мышления и памяти. Поэтому чем выше уровень развития мышления, чем богаче практический опыт, тем более сложные формы воображения могут проявляться у человека.

Данная тенденция в подростковом возрасте, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще обращается к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни, что позволило Л. С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка - это игра ребенка, переросшая в фантазию.

Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну значимую функцию - регуляторную. Неудовлетворенность  потребностей и желаний подростка  в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, монологической и письменной речи.

Так, основная особенность  развития чтения выражается в переходе от умения бегло и выразительно, а самое главное — правильно  читать к способности декламировать  наизусть. Иные изменения происходят в развитии монологической речи. Они заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста к способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Письменная речь — особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков.

В свою очередь, письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Анализируя изменения, которые происходят с развитием  речи и чтения у детей в подростковом возрасте, можно утверждать, что  развитие данных психических процессов  в значительной степени определяется особенностями развития мышления. Поэтому особое значение в речевом развитии ребенка приобретает соединение и взаимопроникновение мышления и речи. В подростковом возрасте эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в раннем юношеском возрасте (в старших классах) ребенок уже в состоянии составить план речи, выступления и следовать ему.

Информация о работе Самооценка как гармонизация личности подростка