Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:36, курсовая работа
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Введение…………………………………………………………………………….. ….3
I. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура………………………………………………………… 5
1.2. Понятие самостоятельная работа и ее функции……………………9
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников…12
II. Система самостоятельной работы учащихся.
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся…………………………..………………………………………………….. 14
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся………..………….……………………………………………………………………….. 19
2.3. Организация самостоятельной работы на уроках……………….…………..……………………………………………………………………. 22
2.4. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся……………………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………... 28
Литература ………………………….……………………………………………. 30
4) переход
от контроля учителя к
II. Система самостоятельной работы учащихся
2.1. Дидактические
принципы организации
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ
учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только
тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом
организованы, т.е. представляют систему.
Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего
совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически
вытекающих один из другого и
подчиненных общим задачам
Всякая система должна удовлетворять определенные требования или
принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор
фактов, объектов, предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных
дидактических требований выдвинуты следующие:
1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных
дидактических задач
— приобретению учащимися
развитию у них познавательных способностей, формированию умения
самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их
на практике.
2. Система должна удовлетворять
основным принципам дидактики,
всего принципам
доступности и
практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на
высоком научном уровне.
3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и
содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных
умений и навыков.
4. Последовательность выполнения
домашних и классных
логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения
последующих. В этом
случае между отдельными
только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи
зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того,
как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе
работ, в развитии
познавательных способностей
других качеств.
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию
у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные
принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность
самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами
самостоятельных работ.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является
одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее
предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится
планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Только при этом условии
у учащихся вырабатываются
навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются
темпы в ее выполнении.
При отборе видов
содержания следует
основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют
принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип
постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а
также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих
принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие
особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это
достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя
заключается в том,
чтобы найти такую
вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как
можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается
задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает
работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует
более успешному ее выполнению.
Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не
поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее
выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это
приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности
учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна
быть действительно
побуждать ученика при
ее выполнении работать
нельзя допускать крайностей:
содержание и объем
предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для
учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной
работы теоретически и практически.
3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки
самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений,
решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе
учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с
учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Самостоятельная работа,
выполненная учащимися после
работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает
самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для
формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы
самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными
разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или
производственного характера.
4. Для самостоятельной работы
нужно предлагать такие
которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует
применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае
самостоятельная работа способствует формированию инициативы и
познавательных способностей учащихся.
5. В организации самостоятельной
овладения знаниями, умениями
и навыками различными
разное время. Осуществлять
это можно путем
к учащимся.
Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель
должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение
более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно
свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в
различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и
научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод
такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть
своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно
продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в
познании нового, в овладении умениями и навыками.
6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать
интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач,
необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического
значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Учащиеся всегда проявляют
большой интерес к
процессе выполнения
которых они исследуют
7. Самостоятельные работы
включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут
вырабатываться твердые умения и навыки.
Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда
привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь
коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях
в учебных мастерских.
8. При организации
сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой
учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя
допускать крайностей: излишнее
увлечение самостоятельной
замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения
учащихся вперед в познании нового.
9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая
роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему
самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он
определяет цель, содержание
и объем каждой
место на уроке, методы
обучения различным видам
Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за
качеством, изучает
при организации
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая
выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без
непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого
время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной
цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме
(устный ответ, графическое
результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия
учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения
предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы
учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и
навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе,
можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по
характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени
самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.