Самостоятельная деятельность школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. ….3
I. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура………………………………………………………… 5
1.2. Понятие самостоятельная работа и ее функции……………………9
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников…12
II. Система самостоятельной работы учащихся.
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся…………………………..………………………………………………….. 14
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся………..………….……………………………………………………………………….. 19
2.3. Организация самостоятельной работы на уроках……………….…………..……………………………………………………………………. 22
2.4. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся……………………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………... 28
Литература ………………………….……………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 61.71 Кб (Скачать файл)

усвоению  учебного   материала,   решению   задач,   проведению   опытов   и

экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.

    Изложение учебного материала  производится в основном  учителем,  но  по

мере взросления учащихся, часть  учебного материала передается для  изложения

докладчиком или для индивидуального  изучения и проработке по учебнику.

    3) Рефлексивно-оценочный  этап.

      Здесь производится  обобщение изученного и подведение  итогов работы  по

данной теме. При этом, главная  цель  этого  этапа  –  развитие  у  учащихся

рефлексивной  деятельности  (самоанализа),  способностей   к   обобщению   и

формирование адекватной  самооценки.  Для  обобщения  пройденного  материала

могут использоваться различные методы: обобщающие уроки,  доклады  учащихся,

составление по группам обобщающих схем.

      Мы выяснили, что  самое трудное для учителя  в  этой  системе  научиться

организовывать   самостоятельную    деятельность    классного    коллектива,

постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли,  и,  не  подавляя

инициативы, руководить  самостоятельной  работой  учащихся.  Как  показывает

опыт, если эту систему вводить  начиная с первого класса, то учащиеся  быстро

осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники  смогут  в

полной мере испытать чувства эмоционального  удовлетворения  от  сделанного,

радость победы  над  преодоленными  трудностями,  счастье  познания  нового,

интересного.  Тем  самым  будет  формироваться  у  учащихся  ориентация   на

переживание  таких  чувств  в  будущем,   что   приведет   к   возникновению

потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

2.4. Влияние самостоятельной  работы на качество знаний  и развитие

                     познавательной способности учащихся

 

 

 Самостоятельная работа оказывает  значительное  влияние  на  глубину  и

прочность  знаний  учащихся  по  предмету,  на  развитие  их  познавательных

способностей, на темп усвоения нового материала.

    Практический опыт учителей  многих школ показал, что:

1.  Систематически  проводимая  самостоятельная  работа  (с   учебником  по

    решению задач,  выполнению  наблюдений  и  опытов)  при   правильной  ее

    организации способствует  получению учащимися более глубоких  и  прочных

    знаний по сравнению  с  теми,  которые  они   приобретают  при  сообщении

    учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися  разнообразных по дидактической  цели  и

    содержанию   самостоятельных    работ    способствует    развитию    их

    познавательных и творческих  способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной   методике  проведения  самостоятельных   работ

    ускоряются темпы формирования  у учащихся умений и навыков  практического

    характера, а это в  свою  очередь  оказывает   положительное  влияние  на

    формирование познавательных  умений и навыков.

4. С течением  времени  при   систематической  организации   самостоятельной

    работы на уроках и  сочетании ее с различными  видами домашней работы  по

    предмету у учащихся  вырабатываются  устойчивые  навыки  самостоятельной

    работы. В результате  для выполнения примерно  одинаковых  по  объему  и

    степени трудности работ  учащиеся затрачивают значительно  меньше времени

    по сравнению с   учащимися  таких  классов,  в  которых  самостоятельная

    работа совершенно  не  организуется  или  проводится  нерегулярно.  Это

    позволяет постепенно  наращивать темпы изучения программного  материала,

    увеличить время на  решение задач, выполнение экспериментальных  работ  и

    других видов работ  творческого характера.

 

 

 

 

                                 Заключение

Школа, давая учащимся знания, необходимые  для  продолжения  учебы  в

  вузе, и в то же  время   должна  ориентировать  молодежь  на  общественно-

  полезный труд в народном  хозяйстве и готовить к   этому.  Поэтому  полезно

  повысить научный уровень  преподавания и качество знаний  школьников и в то

  же  время  преодолеть  их  перегрузку.  Соответственно  этим  требованиям

  необходимо поднять уровень  преподавания, нацелить его на  формирование  у

  подрастающих поколений современной   научной картины мира, а также   знаний

  о практическом применении  наук. Нужно, чтобы теория  предмета  в  большей

  мере способствовала развитию  позитивных  способностей  школьников  и  их

  практической подготовке.

 

    Это достигается целым  комплексом средств: совершенствование   содержания

образования,  улучшением  качества  учебников  и  других  средств  обучения,

развитием эвристической  деятельности  школьников  в  процессе  обучения  на

основе  проблемности,  развитием  текущего  лабораторного   эксперимента   и

завершающего физического практикума творческого характера.

    В процессе рассмотрения  данной проблемы выяснилось, что  для эффективной

организации  самостоятельной   работы   школьника   учитель   должен   уметь

спланировать познавательный процесс  учащегося  и  правильно  выбрать  способ

решения задачи,  при  этом  большое  значение  уделяется  подборке  учебного

материала.

    Повышение качества обучения  тесно связано с совершенствованием  методики

организации занятий на уроке.

    Для  повышения   качества  обучения  особое  значение   имеет   развитие

познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся  должны

понимать,  каков  смысл  изучения  предлагаемого  материала.   Более   того,

современные  школьники  вправе  желать,  чтобы  учебная  деятельность   была

интересной, давала удовлетворение.

    Развития    познавательной    активности    школьников     способствует

использование на  уроке  текста  и  иллюстраций  их  учебника,  хрестоматии,

справочника, из научных  и  научно-популярных  журналов  и  газет,  а  также

интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов,  диапозитивы  и

другие средства наглядности.

    Однако мало обеспечить  мотивацию  учения  и  возбудить   познавательный

интерес  ученика.  Необходимо  далее,  во-первых,  четко   осознавать   цели

обучения и, во-вторых, показать, как  эти цели могут быть достигнуты.

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Горностаева З.Я “Проблема  самостоятельной познавательной  деятельности”

    // Открыт. школа. – 1998. - №2

2.  Ёсипов  Б.П.  “Самостоятельная  работа  учащихся  на  уроках”.  –  М.:

    Учпедгиз, 1961.

3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной  деятельностью учащихся” - Л., -

    1982.

4. Зимняя И.А. “Основы педагогической  психологии” - М, 1980.

5. Кралевич И.Н. “Педагогические  аспекты овладения  обобщёнными   способами

    самостоятельной учебной  деятельности.” / Мн. – 1989.

6. Нильсон О.А. “Теория и   практика  самостоятельной  работы  учащихся”  -

    Тал., 1976.

7. Новик Н.Б. “Кибернетика. Философия   и  социологические  науки.”   –  М.,

    1963.

8. Орлов В.Н. “Активность и  самостоятельность учащихся” - 1998.

9.  Пидкасистый  П.И.,  Горячев   Б.В.   “Процесс   обучения   в   условиях

    демократизации и гуманизации  школы.” — М, 1991.

10.   Пидкасистый   П.И.   “Самостоятельная   познавательная   деятельность

    школьников в обучении.”  — М, 1980.

11. Подласый И.П.  “Педагогика” - М., 1996.

12. Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.

13. Сухомлинский В.А. “О воспитании.”  — М.: Политиздат, 1973.

14. Харламов И.Ф.  “Педагогика” - Мн., 2002.


Информация о работе Самостоятельная деятельность школьника