Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:07, контрольная работа
На проводившихся в 1992 - 1996 гг. в Вашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальных педагогов были обозначены семья, община, и семейно - соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулировок, которая определяет семью как общность (двух или более), в которую они объединяются на основе юридически оформленного брака и разделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Введение……………………………………………………………………….3
I Проблемы в современной семье……………………………………………5
II Организация социально-педагогической деятельности с семьей……….8
1.Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста
по социальной работе с семьей………………………………………………..8
2. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьей.12
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………23
Использование познанных закономерностей на практике, аккумулирование и учет уроков прошлого опыта осуществляются с помощью разветвленной системы принципов и методов социальной работы.
Теория выявляет и описывает, как известно, основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов социальной работы. Этот комплекс по существу представляет собой целостный механизм социальной работы, который включает: объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности; субъект сознательного воздействия и его возможности; цель и закономерности взаимодействия субъекта и объекта; принципы и методы воздействия субъекта на объект; результаты взаимодействия субъекта и объекта.
Результативность и эффективность решения проблем обеспечения социальной защищенности указанных групп населения во многом определяется оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью содержания, форм и методов социальной работы, учетом в практике работы с людьми, результирующей взаимодействия их потребностей, интересов, устремлений, мотивов поведения и других побудительных факторов внутреннего и внешнего порядка.
В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг. Здесь имеет место специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта и объекта социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, а их учет обеспечивает эффективное достижение целей этого взаимодействия.
Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены такими закономерностями, как общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности социального работника; реализация общих интересов клиента через особые и единичные; соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы.
Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что перечисленные закономерности проявляются независимо от воли, желания или знаний специалиста в области социальной работы. Тот или иной социальный работник в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы. И это, разумеется, не нарушит действия закономерностей социальной работы, однако приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему, чем глубже специалисты социальной сферы сознают и полнее учитывают закономерности социальной работы на практике, тем эффективнее их деятельность. Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание закономерностей социальной работы еще не гарантирует их успешное использование специалистами в своей практике [15, с 68].
Одно из центральных мест в характеристике механизма социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьей принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые наряду с закономерностями создают научную основу социальной защите и поддержке семье.
Следует заметить, что научно-теоретическое обобщение и выработка специалистами определённых принципов не означает их чисто субъективный характер. Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы объективны по форме. Принципы формулируются в виде руководящих правил-начал, с тем, чтобы повседневная деятельность специалиста, оказывающего помощь семье, не противоречила имеющим место социальным закономерностям и в то же время была экономичной и одновременно эффективной.
Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы деятельности органов социальной защиты и поддержки населения, учреждений образования, здравоохранения и т.д., обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики и достижениями прикладной науки. Следовательно, принципы связаны с одной стороны с закономерностями социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности, а с другой – с практическим опытом реализации его задач, дающим устойчивые положительные результаты.
Во-первых, это принципы, непосредственно относящиеся к проблеме социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности вообще. Как и сама проблема, так и система принципов на сегодняшний день в большей мере рассматриваются в контексте обеспечивающей деятельности. Тем не менее, определённые попытки сформулировать систему принципов для конкретного вида обеспечения или его составляющей отличались в работах А.И. Прохорова, В.Т. Юсова и др.
Так, в работе А.И. Прохорова излагается три основных принципа социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности:
Принцип активного изменения характеристик персонала (воспитание, обучение, психологическая подготовка);
Принцип обеспечения процесса совершенствования и развития объекта.
Принцип “выращивания изнутри” (привлечение специалистов к разработке методик, техник)
Психолог В.Т. Юсов наряду с раскрытием закономерностей психологического обеспечения профессиональной деятельности, обосновывает его собственные принципы. К числу наиболее значимых он относит принципы комплектности, системности, дифференцированности, конкретности и целеустремлённости.
Во-вторых, это принципы, присущие самой социальной работе с клиентом, семьёй. Эта группа принципов в общем виде разработана как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Сегодня уделяется большое внимание учеными, практическими работниками сферы социальной защиты созданию системы принципов социальной работы с различными категориями семей.
В-третьих, в обширной совокупности системы принципов важное место занимают принципы функционирования самой семьи как объекта и субъекта социальной поддержки.
Каждая семья, независимо от общепринятых принципов социальной работы строит свою жизнедеятельность в соответствии с теми нормами, правами, которые ей вообще представлены обществом
В семейном кодексе Российской Федерации [1, ст. 1] отмечается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В тоже время для определённых типов семей, к числу которых относятся проблемные, дистантные, разнородные и т.п. семьи, реализация ряда этих принципов ограничивается условиями профессиональной деятельности членов семьи и создаёт дополнительные сложности в выделении принципов социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.
Системный анализ обширной совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить (объединить) принципы в четыре группы
Методологические
Интегративные
Организационные
Профессиональные (специальные)
Методологические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера социальной политики (государственной семейной политики) России. К ним относятся: принципы гуманности, демократизма, системности, своевременности, комплектности, дифференцированности и др.
Моделирование предполагает, что разрешение проблемы семьи должно сопровождаться построением модели сложившейся ситуации, прогнозированием её изменений и возможных результатов.
Профессиональные (специальные) принципы отражают специфику самого процесса реализации имеющихся возможностей, ресурсов в обеспечении эффективности предоставляемой семье экстренной помощи. К ним относятся принципы информационной достаточности; принцип общей заинтересованности (специалиста и клиента) в интенсивном решении возникшей проблемы; принцип кризисного вмешательства (кризис-интервентность); принцип целенаправленности и т.д.
Принципы интегративности как направление развития методологических принципов. 0ни выражают всесторонность изучения объекта специалистами, представляющими смежные отрасли знаний (социальную психологию, социальную педагогику, медицину, валеологию и т.д.) и предостерегают от механического суммирования в использовании эмпирических знаний об отдельных сторонах объекта социальной работы. К ним относятся: принцип целостности, принцип объективных связей, принцип компенсации и другие.
Целостность предусматривает внутреннее единство всех компонентов изучаемого явления, системы, процесса, имеющих общую направленность, взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивающих устойчивое функционирование и саморазвитие.
Объективность связей отражает проявление актуальных устойчивых по содержанию и по времени свойств и качеств явления, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Компенсационностъ предполагает способность подмены отдельных ослабевших функций элементов системы за счет ее внутренних связей и динамизма, а также способность к регенерации свойств и качеств социальной системы.
Организационные принципы нацеливают на то, что ценность психолого-педагогического обеспечения достигается, прежде всего, тем, как оно реализуется на деле, как его результаты ощущаются семьями на практике. Содержание этих принципов вытекает из главной цели психолого-педагогического обеспечения социальной работы - восстановление социальной активности семьи. К этим принципам относятся: социально-технологическая компетентность специалиста, принцип стимулирования, принцип моделирования, принцип учета значимых факторов и другие.
Социально-технологическая компетентность предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, техниках, методиках решения проблем семьи и умения грамотно реализовать свои знания на практике.
Стимулирование в социальной работе предполагает единство и сочетание этических, нравственно-психологических и материальных его форм, а также адекватность средств и способов стимулирования деятельности специалиста [14,c.52].
Существуют определённые методы социальной работы с семьёй. Они отражают специфические виды вмешательства посредничества социального педагога в сферу проблемных интересов семьи или её членов.
Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула множество различных методов социальной работы: работа с определёнными людьми, с группами и в пределах местной общины. Сюда же относятся социальное управление и планирование. Они проявляются в каждом из разнообразных видов профессиональной деятельности, существующих в силу многообразия общесемейных и личностных потребностей и интересов.
1. Индивидуальная работа с членами семьи (клиентом). Она включает в себя общение с клиентом с глазу на глаз, если его социальные проблемы требуют вмешательства со стороны. Основное назначение социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой оказались, понять свою роль в совместных действиях, а также включиться в конкретный процесс деятельности по выходу из жизненно трудной ситуации или обстоятельств. В этих целях социальный педагог применяет различные методы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.
2. Менеджмент социальной работы с семьёй. В общих чертах роль менеджмента выглядит следующим образом: он обеспечивает связь семьи с источниками необходимых ресурсов, существующими в комплексной сети обеспечения услугами, и управляет обеспечением этими услугами во времени. Менеджеры функционируют также, как посредники примирители, адвокаты. Он отличается глубокими знаниями возможностей и прав клиентов, процедур в данном и другом агентствах, а также умение выступать в роли примирителя и арбитра.
3. Семейная терапия. В данной области усилия социального работника нацелены на помощь семье в преодолении возникающих порой проблем во взаимоотношениях, а также проблем поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, супружеские конфликты, конфликты родителей со своими родителями.
При помощи семейной терапии решаются также проблемы бытового пьянства и алкоголизма, проблемы социально-ролевой адаптации, вопросы сексуальных ценностей и сексуального поведения, проблемы выбора друзей, взаимоотношения семьи и школы. Семейная терапия более приемлема для агентств семейного консультирования, школы, клиники, для лиц с психическими заболеваниями, центров оздоровления по месту жительства.
4. Организация социальной работы с семьёй по месту жительства. Это процесс стимулирования и помощи социальным работникам муниципального округа (администрации города, посёлка). В оценке положения дел, в планировании и координации усилий по обеспечении здоровья, благосостояния и отдыха семей различных групп населения.
Сегодня реально такая деятельность начинается обычно по инициативе организации ветеранов войны, инвалидов или пенсионеров, групп по интересам и увольнениям.
5. Административное управление. Это функция группы штатного персонала, который руководит общей программой социальной службы в данном агентстве. В задачи и обязанности управленческого персонала входит определение целей программы, анализ социальных и социально-психологических условий жизни в муниципальном округе, городе, посёлке, выработке решений о том, какие потребуются исполнительные и управляющие штатные работники, какой должна быть организационная структура агентства, его финансовые дела и фонды обеспечения деятельности агентства [14, c. 147].
Информация о работе Семья как объект деятельности социального педагога: диагностика и практика