Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:27, контрольная работа
Сенсорное развитие умственно-отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в первичных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами.
Хотя дети с нарушениями интеллекта
осуществляют выбор по образцу, т.е. пользуются
зрительной ориентировкой, они не используют
поисковые способы (примеривание, пробы).
Если у них в действиях встречаются затруднение,
ошибка, они не могут ее исправить, так
как не используют пробы, практическую
ориентировку. Подлинные пробы отсутствуют
в действиях ребенка, также, как и «примеривание»,
имеется лишь внешне сходные с ними формальные
действия. Это объясняется отсутствием
ориентировочно-
У детей олигофренов
развитие восприятия
Таким образом,
для детей с нарушениями интелл
Дети с нарушениями
интеллекта, поступающие в специальный
детский сад, существенно
2.2. Развитие восприятия и представлений дошкольников с нарушениями интеллекта.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств – у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т.п. но это лишь предпосылки для того. Чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Для того чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире происходило полноценно, необходимо вести специальную работу по их формировании. И развитию. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, ощупывания, уметь слышать и т.п., т.е. формировать у него перцептивные действия.
В процессе
восприятия у ребенка
Развитие умственноотсталого ребенка имеет ту же тенденцию, что и дети нормально развивающиеся.
Задачи. Для детей с нарушениями интеллекта характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.
Вторая задача – ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация.
Третья задача
– преодоление имеющихся
Методы. Необходимо правильное сочетание словесных и наглядных методов обучения.
Словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами.
Но и сами
наглядные методы должны быть
правильно отобраны. При работе
по развитию восприятия
Все занятия, связанные
с развитием восприятия и
Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов. Они играют важную роль, определяют результат действий ребенка (игра «Что катится, что не катится?»).
На последующих годах
обучения, когда у детей сформируется
интерес к предметам, к их
свойствам и отношениям, перед
ними можно будет уже ставить
и чисто познавательные задачи
(игра «Поставь на свое место»)
На занятиях по развитию восприятия и формированию представлений слова – названия свойств и отношений должны употребляться только после того, как дети выделили эти свойства и отношения, поняли их значение.
Восприятие включает в себя процесс обследования с общественно выработанными мерками-эталонами. Эталоны дают возможность судить обо всех свойствах предметов – о форме, цвете, величине, об отношениях их частей и отношениях разных предметов между собой – по величине, по цвету, по форме, по пространственному расположению. Всему этому – способам обследования предметов, их свойств и отношений, сопоставлению результатов обследования с эталонами – ребенка нужно учить. Только в этом случае восприятие будет развиваться нормально даже у ребенка с нормальным интеллектом. Тем более это необходимо умственно отсталому ребенку, у которого ориентировка в окружающем предметном мире формируется замедленно и с большими трудностями.
Прежде всего детей нужно научить различать и воспринимать эти свойства и сделать их значимыми для них. Опасно путать различение и восприятие свойств и отношений с их называнием, а это часто бывает на практике.
Чтобы обратить внимание
детей на свойства и отношения
предметов, необходимо дать
На втором году обучения и в дальнейшем в действиях с дидактическими игрушками детей по-прежнему побуждают: к пробам, но наряду с этим, формируют и такие способы соотнесения предметов, как прикладывание, накладывание и обведение по контуру, которые помогают им перейти от проб к более высокому способу ориентировки на свойства – зрительному соотнесению.
С этими способами дети знакомятся на первом году обучения, но не в действиях с дидактическими игрушками, а выбору их по образцу. Главное на этом этапе – показать детям, что при сопоставлении по цвету используется способ приложения; по форме и величине – наложением и обведением по контуру. Ребенку будет легче различать цвета, если ему дают для выбора специальные цветовые карточки, а не выделять цвет в предмете. Поэтому работу надо начинать с выбора по образцу карточки постепенно учить детей выделять свойства именно в предмете (игра «Найди свое место»).
Когда дети научатся выбору
по образцу, вводится выбор
с отсрочкой («Лото с
В процессе выбора по образцу
детей учат соотносить цвет, форму,
величину с эталонами. При
Начиная со второго года
обучения детей учат
Кроме свойств предметов, ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности пространственные. Для этого используется игровая форма занятий и подражание.
Одним из важных направлений
в работе по развитию
Дети с нарушениями интеллекта недостаточно правильно, четко воспринимают не только отдельные свойства, но и предметы в целом. Их представления глобальны, нерасчлененны. К началу обучения дети часто не выделяют нужный предмет среди других. Обучение выделению и восприятию целого предмета начинается с самого начала обучения – этому служат все игры и упражнения, направленные на развитие внимания, подражания действиям с предметами. Запоминания. Большую роль в процессе создания целостного образа играет сопоставление парных предметов, выбор предметов по образцу. Здесь мы обеспечиваем узнавание предметов, их дифференциацию.
С самого начала обучения с детьми проводится большая работа по созданию у них целостного образа предмета. Вначале их учат складывать разрезные картинки, на которых изображены хорошо знакомые детям предметы. Они их рассматривают под руководством взрослых. Выделяют их значимые части и складывают части в целое.
Созданию целостного образа
предмета способствует и
Очень большую
роль в формировании
По мере проведения
занятий по развитию
Среди наглядных
методов обучения большое
В самом
начале дети еще не понимают,
что рисунок, картинка – это
изображение реальных
Чтобы они поняли, что рисунок – изображение реального предмета, педагог и воспитатель рисуют на глазах у детей несложные предметы и подкладывают изображение к предмету. Затем изображение к предмету подкладывают сами дети, осуществляя при этом выбор из двух. Одновременно или несколько позднее начинается работа по сличению игрушек с картинками и подкладывание картинок к предметам и предметов к картинкам, также при выборе из двух. Постепенно расширяется круг предметов, увеличивается количество объектов, из которых производится выбор. В занятия включаются игры, в которых ребенок отыскивает спрятанную игрушку по картинке-образцу («Найди, где это спрятано»). Все это приводит к тому, что дети начинают понимать нарисованное (рисунок, картинка) изображение реального предмета. Именно на этом уровне может появиться у них и первый осознанный предметный рисунок. Но на этом останавливаться нельзя, потому что «чтение» рисунка остается очень примитивным. Так дети без специального обучения не понимают изображений действий, эмоционально-выразительных средств, не могут воспринимать изображение пространства (удаленность, перспектива, заслонение).
Следующим этапом в работе над восприятием картинки оказывается обучение восприятию движения. Иначе в обучении могут возникнуть трудности, - выучив название действия с опорой на картинку, дети не могут использовать то же слово в жизни и даже в применении к другой картинке. Поэтому детей надо учить изображать действия по картинке (игра «Угадай, что нарисовано»).
Начиная с третьего года обучения дети могут изображать по картинке целые ситуации (серии картинок «Купание куклы»).
В процессе восприятия предметов, действий, изображений у детей формируются образы, отражающие эти предметы, явления, ситуации, действия, свойства и отношения предметов. В то время когда ребенок воспринимает, какой либо предмет или его изображение. Мы можем учить его действовать с ним, передавать знания и сведения о нем. но обучение не может строиться только с опорой на действие или восприятие. Для того, чтобы можно было передавать новые знания, новые сведения и даже умения с помощью книг, рассказов, чтобы руководить действиями с помощью словесной инструкции, слово должно воскресить в памяти ребенка, актуализировать все то, что он видел, слышал, с чем он действовал. Перед мысленным взором ребенка должны, прежде всего, возникнуть те образы, которые были получены им в непосредственном восприятии. Образы восприятия должны превратиться в образы-представления. Для этого воспринятое должно закрепиться, сохраниться. Образы-представления формируются по мере развития восприятия и деятельности, но у ребенка с нарушениями интеллекта этот процесс происходит крайне медленно. Образы-представления могут быть очень разрозненными, фрагментарными, неполноценными и даже неадекватными, если специально не заниматься их формированием. Основной путь формирования образов представления заключается в том, что педагог закрепляет воспринятое в слове. А затем пользуется словом, чтобы вызвать этот образ, актуализировать его. Если слова даются детям в отрыве от их чувственного опыта, они зачастую остаются «пустыми», за ними нет представления.
Информация о работе Сенсорное восприятие дошкольников с нарушением интеллекта