Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:27, контрольная работа
Сенсорное развитие умственно-отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в первичных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами.
Таким образом, мы видим, что образы-представления менее точны, менее дифференцированы. Однако есть более простые образы, отражающие отдельные свойства и качества предметов, которые отражаются и фиксируются в представлении достаточно точно. Поэтому на них можно опираться при руководстве деятельностью умственно отсталого ребенка и передаче ему знаний через слово. Это, в, первую очередь. Сенсорные эталоны. Определяющие все свойства, качества и отношения чувственно воспринимаемого мира. Именно над этим, над соединением чувственного опыта со словом, педагоги и воспитатели должны работать.
3. Дидактическая
игра – одна из форм
3.1. Роль дидактической игры в развитии восприятия.
Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра может иметь две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Как уже было сказано, у умственно отсталых детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что дети не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют либо хаотически, совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, который они относят только к данной, знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не переносят знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию. Иногда кажется, что умственно отсталый ребенок тоже действует методом проб. Но на самом деле – это перебор вариантов. Ведь в процессе поискового опыта ребенок отбрасывает неудачные, нерезультативные варианты и больше к ним не возвращается. Он как бы фиксирует удачные пробы, стараясь их повторить. Иными словами, пробы – это целеустремленные действия, направленные на достижение положительного результата. Перебор вариантов, который встречается у умственно отсталых детей, носит не целенаправленный, а случайный характер и не закрепляется в опыте детей. Поэтому один и тот же ребенок действует. Как правило, хаотически или силой с новыми объектами и в новых ситуациях не может сразу перейти к зрительному соотнесению на незнакомом материале. Но так же как и перебор вариантов нельзя отнести к методу проб. Так и зрительное соотнесение, выполняемое умственно отсталым ребенком, в большинстве случаев не является подлинно зрительным соотнесением, так как при этом ребенок не может выделить существенный для данного действия признак.
Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой. Трудовой и изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, глобально, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. Поэтому не следует путать целостное восприятие предмета с его узнаванием, так как узнавание предмета лишь первый шаг к его полноценному восприятию. У умственно отсталых детей формирование целостного образа задерживается, и без специального коррекционного воздействия оно фактически не происходит до конца дошкольного возраста.
Игры оказывают
большое влияние на
Большое внимание
должно уделяться развитию
Однако тактильно-двигательное восприятие имеет и свою специфику, и поэтому в играх появляются новые задачи и условия. Если зрительное восприятие обычно проходит без помощи других органов чувств – осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека с нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным и в чистом изолированном виде встречается редко. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: закрыть глаза, поставить ширму, использовать «чудесный мешочек» и др.
Тактильно-двигательное
восприятие осуществляется
У умственно
отсталого ребенка нет
Не меньшее
значение имеет и проведение
дидактических игр,
Другая сторона
слухового восприятия
У умственно
отсталых детей нарушения
Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе ребенку для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная, или зрительно-двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у ребенка уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему нужна.
Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у умственно отсталых детей.
Дидактические
игры могут быть включены в
любой раздел программы и
3.2. Дидактические игры по сенсорному воспитанию.
Практическое выделение формы.
«Поймай игрушку»
Цель. Учить
детей практически различать
форму – перераспределять
Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или точки с игрушками.
Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассматривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2 – 3 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.
Зрительное восприятие формы.
«Найди свою пару»
Цель. Учить
воспринимать плоскостную
Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета геометрических форм по числу детей.
Ход игры. Педагог
распределяет детей на две
подгруппы и размещает их на
противоположных сторонах
Практическое выделение величины.
«Спрячь игрушки»
Цель. Учить
ориентироваться на величину
предметов, соотносить
Оборудование.
Зайчики, мишки (игрушки
Ход игры. Педагог
раздает детям по две коробки
с крышками (двух размеров) и по
две игрушки – большую и
маленькую. Просит детей
Зрительное восприятие величины.
«Лото»
Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.
Оборудование. Большие
карточки с изображением двух
предметов, каждый представлен
двумя величинами (большой и маленький);
предметы расположены на
Ход игры. Педагог
раздает детям большие
В дальнейшем задание
усложняется: на карточках
Зрительное соотнесение цветов.
«Бегите ко мне»
Цель. Учить
осуществлять выбор цвета по
образцу, действовать по
Оборудование. Флажки трех цветов, бубен.
Ход игры. Педагог
раздает детям флажки трех
цветов. По сигналу бубна они
разбегаются по комнате.
Формирование целостного образа предмета.
«Найди свою игрушку»
Цель. Учить
узнавать знакомые предметы
Оборудование. Игрушки по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает по одной игрушке и предлагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру, помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясать с мишкой и т.д.)затем просит принести игрушку к нему на стол, собирает их, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15 – 20 и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратно поиграть, чужую игрушку брать нельзя. Незаметно педагог подкладывает новые игрушки. Результаты закрепляются в слове.
Развитие тактильно-двигательного восприятия.
«Найди свою игрушку на ощупь»
Цель. Учить узнавать
на ощупь знакомые предметы, не
просто держать предмет в
Информация о работе Сенсорное восприятие дошкольников с нарушением интеллекта