Сенсорное восприятие дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:27, контрольная работа

Краткое описание

Сенсорное развитие умственно-отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в первичных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами.

Вложенные файлы: 1 файл

к.раб. по олигофренопедагогике.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

   Оборудование. Игрушки  различной формы, величины, фактуры  по количеству детей, «чудесный мешочек» с завязкой, в которой складываются предметы.

  Ход игры. Педагог  раздает игрушки и предлагает  поиграть с ними. Через некоторое  время прячет игрушки и предлагает  найти их в мешочке. Рассматривает  и ощупывает игрушку вместе  с ребенком, учит его этому методу, показывая как передвигать пальцы по предмету. Обращая внимание на форму и величину. Фактуру, части.

 

                    Развитие слухового восприятия.

    Развитие  неречевого слуха.

    «Тук – тук»

    Цель. Учить  прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут о чем-то сообщать, предупреждать.

   Оборудование. Кукла, мишка.

   Ход игры. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает. Идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой. Радостно: « кукла пришла! Это она стучала». Пляска с куклой.

 

   Развитие  речевого слуха.

   «Кто как кричит»

   Цель. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию.

   Оборудование. Игрушки.

   Ход игры. За  дверью раздаются «мяу», «гав»,  «му» и т.д. на каждое занятие  приходит по одному животному. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

 

    В дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление.

   Сенсорное развитие  умственно отсталого ребенка  значительно отстает по срокам  формирования и проходит чрезвычайно  неравномерно. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании. Для того, чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести специальную работу по их формированию и развитию. Наши задачи обеспечить как можно раньше начало развития восприятия, ускорить темп, преодолеть имеющиеся отклонения коррекцией или компенсацией.

      Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется «Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста».

   Усвоение программного  материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом должны учитываться возрастные особенности детей, характерные для умственно отсталых. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры, так как игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра служит средством обучения и может быть использована при усвоении любого программного материала.

    Таким образом,  особая роль дидактической игры  в обучающем процессе специального  дошкольного учреждения определяется  тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

    Помогая детям  с нарушениями интеллекта стать  в ряды трудящихся, дефектолог  выполняет благородную общественную  и очень конкретную, житейскую задачу – помогает людям жить. Это очень ответственный и благородный труд. Сознание того, что своей деятельностью он приобщает к общественно полезному труду многих больных детей, должно давать ему глубокое удовлетворение. Также глубокое удовлетворение испытывается в связи с тем, что своим трудом можно облегчить горе родителей аномальных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Литература 

 

  1. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

   2.Драгунова О.В.  Дошкольная педагогика. Чебоксары:  Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.  Яковлева, 2003.

   3. Дефектология // № 5. – 2005.

   4. Дошкольное воспитание  аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя// Под ред. Л.П.Носковой – М., 1993.

   5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: «БУК – МАСТЕР», 1993.

   6. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

   7. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П.Носковой – М., 1984.

   8. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию – М.: Просвещение, 1983.

   9. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой – М.: Просвещение, 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Содержание

 

 

Введение 

 

1. Сенсорное воспитание 

     1.1. Значение сенсорного воспитания

     1.2. Место сенсорного воспитания в педагогическом процессе

 

2. Сенсорное восприятие дошкольников с нарушениями интеллекта

     2.1. Особенности  перцептивных действий дошкольников  с нарушениями интеллекта

     2.2. Развитие  восприятия и представлений дошкольников с нарушениями интеллекта

 

3. Дидактическая игра  – одна из форм обучающегося  воздействия в развитии восприятия

    3.1. Роль дидактической  игры в развитии восприятия

    3.2. Дидактические  игры по сенсорному воспитанию 

 

Заключение

 

Литература


Информация о работе Сенсорное восприятие дошкольников с нарушением интеллекта