Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить основные направления сенсорного развития детей раннего возраста в предметно-игровой среде.

Объект исследования - сенсорное воспитание.

Предмет - сенсорное развитие детей раннего возраста.

Гипотеза: сенсорное развитие детей раннего возраста будет эффективным, если рассматривать игру как основное средство в организации коррекционной работы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основы сенсорного воспитания

2. Дать характеристику сенсорного развития в раннем возрасте

3.Разработать методику развития сенсорного восприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический аспект сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде 5
1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.1.1 Проблемы развития детей 11
1.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста 14
1.3 Условия сенсорного развития детей раннего возраста в предметно - игровой среде 20
2 Экспериментальное исследование сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде как фактор развития детей 24
2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 24
2.1.1 Содержание методики констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты диагностики детей 26
2.3 Реализация условия в предметно игровой среде 32
Заключение 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорное развитие детей раннего возраста.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

     Важным  принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 г. — 1 г. 3 мес. 1—2 раза в неделю, с более старшими — 1 раз в 2 недели. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

     Особого внимания требует вопрос о повторности  занятий: период раннего детства  характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. — 1 г. 8 мес., рекомендуется двух-трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

     Многим  детям начиная с 1 г. 9 мес.— 1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопросов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно. 
Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету) [17].

     Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

     Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно-психического развития детей или степень их организованности (под степенью организованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выполнять его инструкцию и т.д.) [10].

     Существенным  фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т.д.

     После обучения на каждом конкретном занятии  дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных  игр.

     Особое  место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых  осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка.

     Предлагаемые  ниже в нашей работе занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной великими учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и другими) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве. (Приложение 1)

     Эффективность занятия определяется по следующим показателям:

     - общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений), развитие организованности, дисциплины;

     - совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;

     - развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.

     Общая структура занятий включает следующие  этапы:

     I. Организационный момент.

     II. Работа по теме занятия.

     III. Физпауза.

     IV. Закрепление темы.

     V. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

     VI. Изобразительная творческая деятельность.

     VII. Итог занятия.

     Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие различных познавательных процессов, мимические упражнения, имитация движений и действий, отгадывание загадок и т.д. 

 

Заключение

     Актуальность  настоящего исследования подтверждается тем, что сенсорное развитие является основой психофизиологического развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

     Для достижения цели мы проводили обследование двадцати детей раннего возраста. Для достижения цели и задач исследования нами были предложены методики «Закрась рисунок», «Тест с пирамидкой», «Тест с геометрическими фигурами».

     После эксперимента, мы также провели диагностику  детей и теперь можем сравнить сенсорное развитие группы до и после  эксперимента.

Таблица 7. Среднегрупповые показатели состояния  сенсорных функций детей

Название  методики После эксперимента До эксперимента
Раскрась  рисунок 4,8 2,45
Тест  с пирамидкой 4,75 2,15
Тест  с геометрическими фигурами 4,7 1,6
 

     Таким образом, средний балл при тестировании цветового восприятия детей до эксперимента составляет 2,45 балла, что ниже среднего балла группы после эксперимента (4,8 балла) на 2,35 балла. То есть наблюдается отклонение цветового восприятия между детьми.

     Средний балл при тестировании восприятия величины предмета детей до эксперимента составляет 2,15 балла, что ниже среднего балла группы после эксперимента (4,75 балла) на 2,6 балла. То есть наблюдается отклонение восприятия величины предмета между детьми до проведения эксперимента и после.

     Средний балл при тестировании восприятия формы предмета детей до эксперимента составляет 1,6 балла, что ниже среднего балла группы после эксперимента (4,7 балла) на 3,1 балла. То есть наблюдается значительное отклонение восприятия формы предмета между детьми.

     Изобразим полученные данные графически (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Среднегрупповые показатели сформированности сенсорных функций детей до и после проведения занятий на сенсорное развитие.

     Исходя  из результатов исследования, в ходе работы с детьми, решались коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка.

     Таким образом, цель и задачи реализованы, гипотеза экспериментального исследования подтверждена. 
 
 
 

 

  Библиографический список

  1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]: учеб. Пособие/Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко -М.: 1964 - с. 12
  2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]/ Е.А. Аркин.-М.: Просвещение, 1967.-445с.
  3. Бондаренко, Е.А. О психическом развитии ребенка (Дошкольный возраст) [Текст]/ Е.А. Бондаренко. – Минск.: -1974.-128с.
  4. Венгер, Л.А. Психология [Текст]/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: -1988 -с. 92-94
  5. Венгер, Л.А., Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию [Текст]/ Л.А. Венгер. - 1982 -3С.
  6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]:/Л.С. Выготский, В. В.Давыдов. - М.: Педагогика-Пресс, -1999.-536с.
  7. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст]: Методические разработки для школьного психолога/ В.В.Слободчиков. - Томск: Пеленг, -1992. -89с
  8. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст]/ Р.М. Грановская. - СПб.: Свет, -1997.
  9. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]/В.В. Зеньковский. -М.: -1996. -С.109
  10. Каразану, В. Ориентировка в пространстве [Текст]: Дошкольное воспитание/ В. Каразану. – 1980. -5-с.14
  11. Кузин, В.С. Психология [Текст]: Учеб.для сред.спец. уч. зав.-4-е изд., переработ. и доп./ В.С. Кузин. -М.: - АГАР - 1999.-304с.
  12. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст]:Уч. пос. для студ. высших уч. зав./ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: -Сфера -2001.-464с.
  13. Леонтьев, А,Н. Проблема развития психики [Текст]/ А.Н, Леонтьев. М.: - 1950. -c.l54 .
  14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав./ А.Н.Леонтьев, Е.Е.Соколова.- М.: -Смысл - 2000.-511с.
  15. Логинова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]/Е.А. Логинова. -М.: -1988.-С.25
  16. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]:Учеб. пос. для вузов/ А.Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2000.-582с.
  17. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст]: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду/ Н.Н, Поддъяков. -М.: 1965. - С. 73-99.
  18. Программа Развитие [Текст]/ Л.А. Венгер. -с. 14
  19. Психология и педагогика [Текст]: Конспект лекций в схемах / В.Водопьянов. -М.: ПРИОР, 2001.-96с.
  20. Психология ощущений и восприятия [Текст]: Учеб. пос. для вузов/ Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской.-2-е изд., испр. и доп. -М.: ЧеРо, 2002.  -610с.
  21. Развитие восприятия у ребенка [Текст]: Пос. для коррекционных занятий с детьми в семье, детском саду, начальной школе/Л.П. Григорьева, М.Э.Бернадская, И.В.Блинникова и др.-М.:Школа-Пресс,2001.- 96с.
  22. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст]/ Е.И. Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2001.- 336с.
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн.  -СПб.: Питер, 2001. -720 с.
  24. Шиффман, Харви Ричард. Ощущение и восприятие [Текст]:: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман, 5-е изд. –СПб .:Питер,2003.-928с.
 
 
 

Приложение 1

     Занятие 1

     Задачи:

     1. Познакомить с понятиями широкий - узкий. Закрепить сенсорные эталоны: форма, цвет, величина; выделение предмета из группы предметов. Продолжать учить: выполнять движения по звуковому раздражителю.

     2. Развивать: аналитико-синтетическую  деятельность на дидактическом  материале разрезных фигур; сенсорные  эталоны: группировка фигур по  цвету; зрительную и долговременную  память, слуховое внимание, логическое  мышление.

     3. Воспитывать умения работать  дружно.

     Оборудование: игрушки: кукла Маша, медведь с  сумочкой;

     Геометрические  фигуры: круг, треугольник разрезанные  на 3 части, 3-х цветов (красный, желтый, зеленый);

     Набор геометрических фигур: 3-х цветов; подносы, 3 круга (красный, желтый, зеленый);

     Полоски: широкая и узкая;

     Дорожки: широкая и узкая;

     Ленты: широкая и узкая, шкатулка;

     Музыкальные инструменты: барабан, дудочка, бубен, колокольчик, погремушка.

     Наглядный материал: картинки с нарисованными  на них музыкальными инструментами.

     Карточки: с заданием на каждого ребенка.

     Ход занятия

     I. Организационный момент.

     Сегодня нас к себе в гости пригласила кукла Маша. Кукле Маше очень нравиться  собирать разрезные фигуры. Ребята, Маша хочет посмотреть, умеете ли вы собирать фигуры.

     Инструкция: подойдите каждый к фигуре на полу. Посмотрите на нее. Соберите фигуру.

     Проверка: какую фигуру собрала Аня? Алена, а у тебя что получилось? И т.д.

     Молодцы ребята.

     Ребята, посмотрите, кто к нам идет. Кто  это? (Медведь)

     Ой, он что-то нам принес. Подойдите к  столу. Сейчас мы посмотрим, что же в сумочке у медвежонка. (Воспитатель высыпает на стол геометрические фигуры) Как интересно! Что это ребята? (Круги и треугольники) Фигуры одинаковые? Саша назови, какого цвета фигуры.

Информация о работе Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста