Сенсорное воспитание дошкольников
Введение
В истории дошкольной
педагогики, на всех этапах ее
развития, эта проблема сенсорного
воспитания занимала одно из
центральных мест. Ребёнок в жизни
сталкивается с многообразием
форм, красок и других свойств
объектов, в частности игрушек
и предметов домашнего обихода.
Он знакомится с произведениями
искусства: живописью, музыкой,
скульптурой. Малыша окружает
природа со всеми её сенсорными
признаками – многоцветием, запахами,
шумами. И, конечно, каждый ребёнок,
даже без целенаправленного воспитания,
так или иначе, всё это воспринимает.
Но если усвоение происходит
стихийно, без грамотного педагогического
руководства со стороны взрослых,
оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным. А ведь ощущение
и восприятие поддаются развитию,
совершенствованию, особенно в
период дошкольного детства. И
тут на помощь приходит сенсорное
воспитание (13, стр.98).
Сенсорное развитие
ребёнка – это развитие его
восприятия формирование представлений
о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине, положении
в пространстве, а также запахе,
вкусе и т.п. значение сенсорного
развития в раннем и дошкольном
детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен
для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире.
Выдающие зарубежные
учёные в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,
О. Декорли), а также известные
представители отечественной дошкольной
психологии и педагогики (Е.И.
Тихеева, А.В. Запорожец, А.П.
Усова, Н.П. Сакулина и другие)
справедливо считали, что сенсорное
воспитание, направленное на обеспечение
полноценного сенсорного развития,
является одной из основных
сторон дошкольного воспитания (3,
стр.3).
Цель работы: рассмотрение
и исследование содержания и
методов сенсорного воспитания
детей раннего возраста.
Объектом исследования
является сенсорное воспитание
детей раннего возраста. Предмет
исследования: содержание и методы
сенсорного воспитания детей
раннего возраста.
К задачам данной
работы относится:
1) рассмотреть возникновение
и развитие сенсорных процессов
у детей раннего возраста,
2) определить содержание
и методы сенсорного воспитания
детей раннего возраста,
3) привести варианты игр-занятий
по сенсорному воспитанию детей
раннего возраста,
4) выбрать методические
рекомендации по проблеме сенсорного
воспитания детей раннего возраста.
Работа состоит из
введения, трёх глав, рекомендаций
и заключения. В первой главе
рассматриваются сенсорные процессы,
их характеристика и возникновение;
во второй главе мы рассматриваем
сенсорное воспитание детей раннего
возраста, его задачи, содержание
и методы; третья глава посвящена
играм-занятиям по сенсорному
воспитанию для детей раннего
возраста.
Глава 1. Понятие и характеристика
сенсорных процессов
1.1 Определение сенсорных
процессов
Под сенсорной организацией
личности понимается характерный
для индивида уровень развития
отдельных систем чувствительности
и способ их объединения в
комплексы. К сенсорным процессам
относятся ощущения и восприятие
(перцепция), которые каждый в
отдельности мы рассмотрим в
нашей работе ниже (8, стр.67).
Ощущение является
самым элементарным психическим
процессом, с которого начинается
познание человеком окружающего
мира. Будучи начальным источником
всех наших представлений, ощущения
дают материал для других, более
сложных психических процессов:
восприятия, памяти, мышления.
Ощущение – это отражение
в сознании человека отдельных свойств
и качеств предметов и явлений,
непосредственно воздействующих на
его органы чувств. Физиологической
основой ощущений является деятельность
сложных комплексов анатомических
структур – анализаторов, каждый из
которых в свою очередь состоит
из трёх частей: периферического отдела,
называемого рецептором; проводящих
нервных путей; корковых отделов, в
которых происходит переработка
нервных импульсов. Науке известно
несколько видов ощущений (см. приложение
1).
Все ощущения могут
быть охарактеризованы с точки
зрения их свойств. С точки
зрения качества, каждый вид ощущений
имеет свои специфические особенности,
отличающие его от других видов.
Так, слуховые ощущения характеризуются
высотой, тембром, громкостью; зрительные
– цветовым тоном, насыщенностью,
яркостью и так далее. Интенсивность
ощущений определяется силой
действующего раздражителя и
функциональным состоянием рецептора.
Длительность определяется функциональным
состоянием органа чувств, временем
действия раздражителя и его
интенсивностью. С точки зрения
последовательности образа продолжение
ощущения, когда действие раздражителя
уже прекратилось. Положительный
последовательный образ соответствует
первоначальному раздражению, состоит
в сохранении следа раздражения
того же качества, что и действующий
раздражитель. Отрицательный последовательный
образ заключается в возникновении
качества ощущения, противоположного
качеству воздействовавшего раздражителя.
Пространственная локализация раздражителей
заключается в пространственном
анализе, который в свою очередь
осуществляется дистантными рецепторами,
даёт сведения о локализации
раздражителя в пространстве. В
некоторых случаях ощущения соотносятся
с той частью тела, на которую
воздействует раздражитель (вкусовые
ощущения), а иногда они более
развиты (болевые ощущения).
Все вышеописанные
свойства в той или иной
степени отражают качественные
характеристики ощущений. Однако
не меньшее значение имеют
количественные параметры основных
характеристик ощущений – степень
(пороги) чувствительности. Нижний порог
абсолютной чувствительности характеризуется
минимальной величиной интенсивности
воздействия, необходимой для
возникновения ощущения. Верхний
порог абсолютной чувствительности
характеризуется максимальной величиной
доболевой интенсивности воздействия.
Разностный порог – это минимальное
различие в интенсивности двух
однотипных воздействий, необходимое
для его ощущений (8, стр.68).
Следует помнить, что
чем слабее раздражители, которые
способен ощущать человек, тем
выше его чувствительность. Изменение
чувствительности, происходящее вследствие
приспособления органа чувств
к действующим на него раздражителям
получило название сенсорной
адаптации. Различают три модальности
этого явления: 1) полное исчезновение
ощущения в процессе продолжительного
действия раздражителя; 2) притупление
ощущения под влиянием действия сильного
раздражителя; 3)повышение чувствительности
под влиянием действия слабого раздражителя
(8, стр. 69).
Отражение в сознании
человека предметов и явлений
в совокупности их свойств
и частей при их непосредственном
воздействии на органы чувств
называется восприятием (перцепцией).
В ходе восприятия происходит
упорядочение и объединение отдельных
ощущений в целостные образы
вещей и событий. Восприятие
связано с осознанием, пониманием,
осмыслением предметов и явлений,
с соотнесением их к определённой
категории по соответствующим
признакам.
Восприятие – это сложная
познавательная деятельность, включающая
в себя целую систему перцептивных
действий, которые позволяют обнаружить
объект восприятия, опознать его, измерить,
оценить. Перцептивные действия делятся
на измерительные, соизмерительные, построительные,
контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные.
К основным свойствам восприятия,
определяющие его сущность относятся
предметность, целостность, структурность,
осмысленность, избирательность, константность,
апперцепция. К свойствам восприятия,
определяющие его продуктивность относятся
объём, скорость, точность, надёжность.
Подводя итог вышесказанному,
можно сказать, что, процесс
ощущений – это не отражение
того или иного свойства, а
сложнейший и активный процесс
в деятельности анализаторов, так
же ощущения не только несут
информацию об отдельных свойствах
явлений и предметов, но и
выполняют активизирующую функцию
мозга. В свою очередь восприятие,
являясь чувственным этапом познания,
связано с мышлением и имеет
мотивационную направленность, сопровождается
эмоциональным откликом. Именно
на основе восприятия возможна
деятельность памяти, мышления, воображения.
Таким образом, ощущение и восприятие
человека – это необходимые
предпосылки и условия его
жизни и практической деятельности.
1.2 Возникновение и развитие
сенсорных процессов у детей
раннего возраста
Как уже было сказано
выше, познание начинается с чувственного
ознакомления с предметами и
явлениями окружающего мира, с
ощущений и восприятия. С помощью
ощущений ребёнок познаёт отдельные
признаки, свойства предметов, которые
непосредственно воздействуют на
его органы чувств. Так малыш
узнаёт о том, что предметы
имеют свой вкус, цвет, величину,
запах, звук, вес, температуру
и другое. Более сложным познавательным
процессом является восприятие,
обеспечивающее отражение всех (многих)
признаков предмета, с которым
ребёнок непосредственно соприкасается,
действует (11, стр.141).
Согласно новейшим
исследованиям, ощущение и восприятие
представляет собой особые действия
анализаторов, направленные на обследование
предмета, его особенностей. Развивать
анализаторы ребёнка – значит
обучать его действиям обследования
предмета, которые в психологии
называются перцептивными действиями
(11, стр.143).
Следовательно, развитие
восприятия определяется тремя
параметрами: перцептивными действиями,
сенсорными эталонами и действиями
соотнесения. Становление восприятия
заключается в выделении наиболее
характерных для данного предмета
или ситуации качеств (информативных
точек), составлении на их основе
устойчивых образов (сенсорных
эталонов) и соотнесении этих
образов-эталонов с предметами
окружающего мира. При диагностике
уровня развития восприятия важно
определить уровень сформированности
всех этих трех процессов. Необходимо
также соотнести причины ошибок, допускаемых
ребенком, с этими процессами, так как
практически не существует детей, у которых
были бы нарушены они все одновременно.
Поэтому, как правило, коррекция одной
из сторон помогает откорректировать
всю деятельность восприятия.
Перцептивные действия
помогают изучить основные свойства
и качества воспринимаемого предмета,
выделив из них главные и
второстепенные. На основе такого
выделения ребенок воспринимает
информативные точки в каждом
из предметов окружающего мира,
что помогает при повторном
восприятии быстро узнать этот
предмет, отнеся его к определенному
классу — кукла, машинка, тарелка
и так далее. Действия восприятия,
которые вначале являются внешними
и развернутыми (ребенок должен
не только посмотреть на предмет,
но и потрогать его руками,
действовать с ним), затем переходят
во внутренний план и автоматизируются.
Таким образом, развитие
перцептивных действий помогает
формированию обобщения, так же
как и других мыслительных
операций, так как выделение наиболее
значимых качеств каждого предмета
дает возможность в дальнейшем
объединить их в классы и
понятия (4, стр. 8).
В раннем возрасте
также начинается формирование
сенсорных эталонов (термин «сенсорные
эталоны» был предложен А.В.
Запорожцем и нашёл широкое
применение в работе по сенсорному
воспитанию дошкольников). Вначале
как предметных эталонов, появляющихся
уже к концу младенчества, которые
затем, постепенно обобщаясь,
переходят на уровень сенсорных.
Сенсорные эталоны – это
обобщённые сенсорные знания, сенсорный
опыт, накопленный человечеством
за всю историю своего развития.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный
и сложный процесс, не ограничивающийся
рамками дошкольного детства
и имеющий свою предысторию. Усвоить
сенсорный эталон – это вовсе
не значит научиться правильно, называть
то или иное свойство. Необходимо иметь
чёткие представления о разновидностях
каждого свойства и, главное, уметь
пользоваться такими представлениями
для анализа и выделения свойств
самых различных предметов в
самых различных ситуациях (4,стр.5).
В первые годы жизни
у детей формируются предпосылки
сенсорных эталонов. Со второй
половины первого года до начала
третьего года формируются так
называемые сенсомоторные предэталоны.
В этот период малыш отображает
отдельные свойства предметов,
которые имеют существенное значение
для его движений (11, стр.144).
Сначала формирование
представлений о форме или
цвете связано у ребенка с
конкретным предметом, например,
круглый мяч, зеленая трава
и так далее. Постепенно это
качество обобщается и, отрываясь
от предмета, становится обобщенным
эталоном — цвета, формы, размера.
Именно эти три основных эталона
формируются у детей к концу
раннего возраста.
Действия соотнесения
предмета с эталоном помогают
систематизировать те знания, которые
есть у детей при восприятии
новых предметов. Именно эти
знания делают образ мира целостным
и постоянным. При этом в раннем
возрасте дети еще не могут
разделить сложный предмет на
ряд эталонов, из которых он
состоит, но могут уже найти
отличия между конкретным предметом
и эталоном, например, сказав, что
яблоко — это неправильный
круг.
Когда взрослый наблюдает
за младенцем, то невольно приписываем
ему собственные психические
качества. Младенец смотрит на
предмет, и мы склонны считать,
что он видит в это время
то же самое, что увидел бы
на его месте взрослый. Ребенок
тянется к погремушке, хватает
ее и трясет, прислушиваясь к
звуку. Мы приходим к выводу,
что он узнал погремушку, вспомнил,
что она издает звуки, и сообразил, что
для этого ее нужно потрясти. Ведь так
объяснялось бы в этом случае поведение
взрослого. Но такое понимание психологических
причин поведения ребенка не научно. Он
еще не воспринимает предметы и их свойства
и тем более не думает о них, не предвидит
результатов своих действий. Восприятие
и мышление только начинают складываться
в младенчестве и не предшествуют развитию
действий с предметами, а, наоборот, сами
рождаются из этих действий (2,стр.43).