Сенсорное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей раннего возраста.
К задачам данной работы относится:
1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста,
2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста,
3) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста,
4) выбрать методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорное воспитание дошкольников.docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

 Некоторые занятия  предусматривают объединение детей  по двое, умение уходить с занятия  тихо, чтобы не помешать товарищам,  а это, в свою очередь, требует  определенного уровня взаимоотношений,  который достигается в процессе  нравственного воспитания.

 Особого внимания требует  вопрос о повторности занятий:  период раннего детства характеризуется  необычайно быстрыми темпами  развития, и к каждому возрастному  микропериоду необходимо подходить  дифференцированно. Занятие на  повторение не должно быть  полностью идентичным основному  занятию. Простая повторность  одних и тех же заданий может  привести к механическому, ситуативному  запоминанию, а не к поступательному  развитию умственной активности  на занятиях.

 Первоначально малышам  дают задания на группировку  предметов. Этому посвящается  ряд занятий на различном материале  с постепенным нарастанием этого  разнообразия. Дети группируют предметы  по величине, потом по форме  и, наконец, по цвету. Но повторность  и постепенность предусматривают  и более тонкое усложнение. На  одном занятии дети группируют  предметы круглой и квадратной  формы; на следующем они оперируют  с предметами круглой и овальной  формы, но при этом сохраняются  цвет, величина, фактура предметов,  то есть заданное сенсорное  свойство выступает на данном  занятии единственно новым. 

 После общего показа  и объяснения воспитатель предлагает  выполнить под его непосредственным  руководством фрагмент из всего  задания отдельно каждому ребенку,  оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто (16, стр. 34).

 Особый такт должен  проявляться при планировании  индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа  не превратилась в дополнительные  занятия. Педагог должен лишь  заинтересовать и вызвать у  малыша желание поиграть с  дидактическим материалом. Нельзя  ради дополнительных занятий  отрывать ребенка от интересных  для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти  на занятие, то не стоит заставлять  его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После  окончания занятий со всеми  детьми взрослый предлагает малышу  сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл,  показать машинку, а затем погрузить  в нее палочки одного цвета.  Ребенок охотно выбирает предметы  заданного цвета и складывает  их в кузов машины (задание  на группировку предметов по  цвету).

 Особого внимания требует  анализ проведенных занятий. Критерием  может служить оценка уровня  самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания  быстро, без ошибок. Основная часть  детей выполняет индивидуальные  задания с периодической помощью  педагога. Они могут допускать  ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя  «Что у тебя неправильно?»,  либо при непосредственном участии  взрослого, когда тот отбирает  неправильно размещенные предметы  и предлагает ребенку снова  посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую  активность, производя многократные  сравнения, сопоставления, что  позволяет качественно усвоить  задания. Некоторым детям требуется  постоянная помощь в виде поэлементного  диктанта. Для малышей, находящихся  на таком уровне выполнения  задания, материал занятий оказывается  завышенным. Надо знать причину  их отставания (дети могли болеть  или просто мало посещать детское  учреждение). Воспитателю важно проследить  успехи детей от занятия к  занятию (16, стр. 38).

 Предложенная методика  занятий в основном последовательно  выдержана и предназначена для  детей второго и третьего года. Работа начинается с группой  детей второго года жизни с  сентября и ведется систематически  до мая. Однако следует помнить,  что в период комплектования  групп из-за сложности адаптации  детей к новым условиям данные  занятия в первой половине  сентября могут не проводиться.  Если же основное комплектование  группы не закончено до середины  сентября, занятия по предлагаемой  методике можно начинать с  октября. 

 В летний период  проведение новых занятий не  предусматривается. Достаточно провести 2—3 наиболее эмоциональных занятий  (например, по ознакомлению с цветом). После летнего перерыва занятия  по сенсорному воспитанию продолжаются, но уже с детьми, достигшими  третьего года жизни. Программа  обучения, опираясь на имеющуюся  базу, усложняется от занятия  к занятию. 

 Методика занятий по  ознакомлению со свойствами предметов  рассчитана на первом году  обучения на минимальный возраст  детей (для начинающих обучаться  с 1 г.). Но бывает, что большинство  детей данной группы старше, следовательно,  особых трудностей при проведении  занятий возрастной аспект тоже  не представляет.

 Для комбинированных  групп детей изменяются методы  их обучения. Основным остается  тот же наглядно-действенный метод  объяснения, однако изменяется его  роль в процессе занятия. На  более раннем этапе это были  многочисленные показы объектов, сравнения. Большое место занимал  метод непосредственного обучения  выполнению действий, руководства  рукой ребенка. Отпадает также  необходимость прибегать на занятиях  к поэтапно-расчлененному методу (словесный диктант). Изменяется  и последовательность заданий,  зависящая от времени года  и возраста детей. 

 Таким образом, методика  работы с детьми раннего возраста  – это поэтапный процесс, который  включает в себя тематическое  планирование, систематичность и  повторяемость пройденного материала.  И оборвать этот процесс –  значит оборвать сенсорное развитие  и воспитание ребёнка. Основным  методом сенсорного воспитания  детей является обследование. Способы  обследования, применяемые в сенсорном  воспитании, разнообразны и зависят,  во-первых, от обследуемых свойств,  а во-вторых, от целей обследования.

 

Глава 3. Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего  возраста

3.1 Игры-занятия по сенсорному  воспитанию детей первого года  жизни 

Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 4—10 дней жизни)

 Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением  находящихся в поле зрения  игрушек. 

 Материал. Пластмассовые  одноцветные кольца диаметром  5—7 см следующих цветовых тонов:  красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по  одному насаживаются на стержень  длиной 60—70 см.

 Руководство. Первый  вопрос, который может возникнуть  при организации занятия, —  где взять необходимый материал? Можно купить игрушечного петуха, состоящего из пластмассовых  колец, нанизанных по типу пирамидки.  В кольцах сбоку легко просверливаются  ножницами отверстия по размеру  диаметра стержня. Затем кольцо  надевается на конец стержня,  и игрушка для показа готова.

 Почему речь идет  о кольце на стержне? Дело  в том, что ребенку трудно  поймать взглядом предмет. Взрослый  ему показывает игрушку, а малыш  чаще всего смотрит не на  показываемый предмет, а на  лицо взрослого. Стержень как  раз и необходим для того, чтобы  в поле зрения ребенка была  только игрушка. Можно ли обойтись  без стержня? Можно, но только  придется показывать игрушку,  вытянув руку, стараясь не отвлекать  ребенка. 

 Перед малышом, лежащим  на спине, на расстоянии 60—70 см  по центру над его лицом  взрослый начинает слегка покачивать  кольцо. Амплитуда колебания предмета  равна 7—5 см, частота — одно - два колебания в секунду. Задача  взрослого — привлечь взгляд  младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание  игрушки при перемещении во  всех направлениях. Начинать перемещать  игрушку следует только тогда,  когда малыш ее увидит, то есть  сконцентрирует взгляд на колеблющемся  предмете. Тогда взрослый начинает  передвигать, слегка покачивая,  кольцо вправо, затем влево, вверх,  вниз, приближая его к малышу  на расстояние 20—30 см и удаляя  на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка.  После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют. Размер игрушек диаметром 5—7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже.

 Следует также учесть, что в яркий, солнечный день  малыши следят лучше за движением  зеленых, синих, голубых, фиолетовых  игрушек, в пасмурный день за  предметами теплых цветовых тонов  — красного, оранжевого, желтого.  Предмет перемещается медленно, плавно, так, чтобы ребенок успевал  следить за ним. Вправо и  влево игрушку передвигают на  такое расстояние, при котором  ребенок сможет повернуть голову  вслед за ней (практически на  расстояние вытянутой руки взрослого).

 Таким же образом  определяется расстояние при  перемещении игрушки вверх (малыш,  следя за ней, запрокидывает  голову) и вниз (опускает, прижимая  подбородок к груди). Не беда, если  ребенок при первом показе  проследит за игрушкой, движущейся  только в каком-либо одном направлении.  В третий-четвертый раз ребенок  будет следить за игрушкой, движущейся  во всех направлениях. Показ длится 1—2 минуты, повторяется два раза  подряд, проводится один – два  раза в день. Не следует заниматься  с ребенком перед сном и  более двух раз в день. Это  может привести к переутомлению  (4, стр. 15).

Схватывание предметов прямоугольной  и треугольной формы (организуется с 4,5 – 5 месяцев)

 Дидактическая задача: упражнять ребёнка в приспособлении  движений рук в форме схватываемого  предмета.

 Материал: по три предмета  треугольной и прямоугольной  формы. Каждая сторона предметов  треугольной формы равна примерно 3см, стороны прямоугольных предметов  3 и 4,5см. Толщина предметов равна  1,5см. В качестве дидактического  материала можно использовать  детали из набора строительного  материала, прямоугольные бруски  «кирпичики» и треугольные призмы  – «крыши». 

 Руководство: перед  ребёнком, лежащим на животе, кладут  вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет  делать малыш с предоставленным  в его распоряжение предметом.  После того, как ребёнок схватит  игрушку, взрослый кладёт перед  ним ещё один прямоугольный  брусок. Как правило, дети сразу  же оставляют прежнюю игрушку  и схватывают новую. Таким образом,  помещается перед ребёнком и  ещё один «кирпичик».

 Игра длится около  5минут и в течение дня может  проводиться дважды. Через день  – два среди трёх знакомых  брусков размещается одна треугольная  призма. Постепенно взрослый добавляет  к имеющимся в распоряжении  ребёнка предметам ещё две  треугольные призмы и фиксирует  для себя, каким игрушкам отдаёт  предпочтение ребёнок. Хорошо, если  малыш проявляет интерес к  предложенному материалу, особенно  к предметам новой формы. Взрослый  хвалит ребёнка, гладит его  по головке, берёт на руки, улыбается  ему. 

Игра проводится в течение 3–4 дней подряд и может снова  заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь целесообразно  проводить 2 – 3 раза. Продолжительность  игры около 5 минут (4, стр. 25).

 

Знакомство с величиной  предметов (организуется с 10 месяцев)

 Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие  действия с предметами, учитывая  их величину.

 Материал. Большое и  маленькое ведерки с комплектом  разных кубиков (четыре больших  и пять маленьких). Высота большого  ведерка 16 см, маленького 10 см. Размер  большого кубика — 4,5X4,5X4,5см, маленького  — 3X3X3см.

 Руководство. Взрослый  показывает ребенку большое ведерко,  закрытое крышкой, и поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает  открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий  он хвалит малыша. Когда все  кубики будут рассмотрены, взрослый  просит ребенка сложить их  в ведерко и закрыть его  крышкой. При необходимости помогает  выполнить задание. 

 Похвалив ребенка, взрослый  ставит рядом с большим ведерком  маленькое. Малыш с помощью  взрослого открывает крышку и,  вынимая предметы по одному, рассматривает  их. Затем взрослый выкладывает  на стол рядом с маленькими  большие кубики и объясняет,  что игрушек много. 

 Он вместе с ребенком  сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в  большое ведерко, оставшиеся маленькие  кубики ребенок сам складывает  в маленькое ведерко. 

 Если ребенка заинтересовало  задание, можно его повторить.  В этом случае ему дают оба  ведерка. Взрослый следит, как  малыш открывает крышки, и при  необходимости помогает ему. Ребенок  должен раскладывать игрушки  на столе, не нагромождая, их  друг на друга. Взрослый придвигает  к ребенку маленькое ведерко  и предлагает сложить в него  маленькие кубики. После отбора  маленьких кубиков ведерко закрывается  крышкой, и малыш начинает складывать  оставшиеся большие кубики в  большое ведерко. Дети охотно  действуют с небольшими предметами, так как их удобнее брать. 

 Возможен и такой  вариант, когда взрослый сам  складывает большие кубики, а  ребенок оперирует с маленькими, более удобными. В этом случае  взрослый предлагает малышу отобрать  маленькие предметы и сложить  их в маленькое, придвинутое  ближе к ребенку ведро. 

 Не следует требовать  от ребенка непременно точного  отбора различных предметов. Достаточно, чтобы он учился при захватывании  игрушек раскрывать ладонь соответственно  их величине.

Информация о работе Сенсорное развитие дошкольников