Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»
После объяснения и показа раздайте детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале дети размещают грибки резко различных цветовых сочетаний: красный - синий, черный - белый, оранжевый – фиолетовый и т.д.
По мере выполнения первого задания дайте ребенку возможность выполнить задание повторно, но уже с более близкими цветовыми сочетаниями: желтый - оранжевый, красный - оранжевый, синий - фиолетовый и т. д.
Занятие проводится один раз в течение 12-15 минут.
5. Соотнесение предметов двух заданных цветов
при выборе из четырех
На данном занятии дети учатся выбирать объекты двух заданных цветов из четырех Возможных, закрепляют умение соотносить разнообразные предметы по цвету.
Вам понадобятся четырехцветные столики с грибочками. Для этого два двухцветных столика составляют вместе большими сторонами. 20 грибков четырех цветов перемешиваются произвольно.
Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку посадить грибочки двух цветов. Дети по 3-4 раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета одному ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как он разместит материал в соответствии с заданным цветом, воспитатель поворачивает столики на 90° и дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного поворота столиков еще на 90° перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, н. наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, синего и красного, красного и зеленого цвета.
При выполнении детьми задания вы можете вопросами, указаниями помочь им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»
Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены и размещают их в соответствии с цветом. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сопоставления предметов. Другие дети отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.
Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех предметов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибочка с поверхностью столика. Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом.
Занятие продолжается 10 - 12 минут и проводится один раз.
6. Выкладывание цветной мозаики на тему
«Курочка и цыплята»
Цель занятия фиксировать
Для занятия приготовьте коробки с восьмиугольной мозаикой, в каждой из которых содержится один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики, панель с отверстиями для размещения мозаики. Начните занятие с исполнения песенки «Цыплята» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя желтую мозаику, поясняет: «Такого цвета у нас будут цыплятки. Воспитатель размещает в отверстии панели один элемент белой мозаики и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета. Затем размещает рядом с курочкой один элемент желтой мозаики - цыпленка.
Предложите кому-либо из детей подойти к столу и найти одного цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, помогите ему и попросите найти других цыплят.
После того как все цыплята будут
найдены и размещены «гуськом»
за курочкой, детям можно раздать
индивидуальный материал для самостоятельного
выполнения задания. В течение занятия
это задание они могут выполнит
Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, то воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета бывает цыпленок?»
Занятие длится 8 - 10 минут и проводится один раз.
7. Выкладывание мозаики на тему
«Домики и флажки»
Проводи данное задание, следует обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, объясняя, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Вам понадобятся коробки с мозаикой, в каждой из которых отобраны по 10 элементов белой и красной мозаики для усложнения условий выбора в каждую коробку дополнительно кладут 3 зеленых, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.
Воспитатель, показывая детям элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем размещает на панели домик, а флажок - над домиком и приглашает кого-либо из детей подойти к столу, найти сначала домик и разместить его на панели, а затем - флажок. Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден и расположен тот или иной элемент мозаики.
Затем педагог поочередно приглашает к своему столу остальных детей, предлагает им выполнить это же задание и выясняет, как каждый из них понял задачу.
Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы внимание детей обращается на правильный подбор элементов мозаики по цвету. Размещение флажка красного элемента мозаики может быть произвольным.
Индивидуальное руководство
Самые младшие или неподготовленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берет своей рукой руку ребенка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели.
Занятие проводится один раз, его продолжительность 8 - 10 минут.
8. Рисование красками на тему
«Огоньки вечером»
Ваша цель - формировать у детей
отношение к цвету как
Материалом послужат листы черной бумаги размером 21 x 34 см (альбомной), гуашь красного, желтого, синего и зеленого цвета в розетках для каждого ребенка, кисточка беличья или колонковая 8 - 12.
Прежде всего, напомните детям о том, что вечером они наблюдали за освещенными окнами домов и видели, как зажигаются огни. Затем покажите лист черной бумаги и нанесите постепенно по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. Нанеся мазки синего цвета на черный лист, объясните детям, что такого цвета огоньки вечером видны плохо. Затем, нанеся два зеленых мазка, спросите детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. После чего объясните, что такого цвета огоньки тоже плохо видны. Когда вы нарисуете огоньки красной, а затем желтой краской, дети отметят, что лучше всего видны огоньки желтого цвета.
Теперь можно раздать детям
краски четырех цветов и спросить,
какой краской они будут
После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель поочередно подходит к каждому, Дает ему кисть, вначале сухую, и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе бумаги, отмечая момент прикладывания и отрыва кисти от бумаги. Затем воспитатель дает малышу лист бумаги, разрешает набрать краску на кисть и начать рисовать огоньки. В ходе занятия педагог следит за тем, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой.
После того как ребенок нанесет достаточное количество маз ков (нарисует огоньки), заберите его работу и отложите в сторону, объявив малышу, что рисунок должен высохнуть и тогда все вместе его посмотрят.
По мере выполнения задания дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей. Воспитатель забирает у каждого ребенка кисть вместе с работой.
При планомерном обучении по предлагаемой методике на данном занятии присутствуют дети в возрасте от 2 лет 3 месяцев и старше.
Занятие проводится один раз и длится 6 - 8 минут.
9. Рисование красками на тему
«Апельсин»
Учим детей самостоятельно выбирать цвета для передачи особенностей хорошо знакомого предмета; выбирать краску из трех близких цветов (красный, оранжевый, желтый); рисовать круг одним быстрым движением слева направо, закрашивая его внутри преимущественно круговыми движениями.
Используйте листы голубой бумаги, краски (оранжевая, красная, желтая) кисти, розетки для красок.
Воспитатель показывает детям апельсин и поясняет, что он круглый, очерчивая его форму круговым движением руки слева направо. Затем подходит к каждому ребенку и предлагает обвести вокруг апельсина рукой, обращая внимание на то, чтобы жест был энергичный, а предполагаемая линия - замкнутой.
Далее одним быстрым движением нарисуйте на листе, закрепленном на мольберте, замкнутый круг и закрасьте его круговыми движениями. Нарисовав апельсин, сравните его с образцом по цвету и форме.
Затем можно перейти к
В конце занятия обратите внимание
детей на то, что цвет настоящего
апельсина и нарисованного
Занятие проводится один раз, его продолжительность 8 - 10 минут.
10. Выкладывание мозаики на тему
«Елочки и грибочки»
На занятии внимание детей обращается на то, что цвет может быть использован для изображения разных предметов.
Приготовьте коробки, в которых отобраны по десять элементов зеленой и красной, по пять белой, желтой и синей мозаики.
Покажите детям мозаику и поясните, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Разместите у себя на панели зеленую мозаику. Затем покажите элементы красной мозаики, поясните, что такого цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой на панели разместите грибочек. Затем снова возьмите элемент зеленой мозаики (елочку), разместите его, чередуя по цвету елочки и грибки. Действия можете сопровождать словами: «Елочки нарядные стали все в рядок и за каждой елочкой красненький грибок». После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе воспитателя, в чередующемся порядке размещают по два элемента зеленой и красной мозаики. Затем можно раздать каждому ребенку коробку с мозаикой для самостоятельной работы.
Дифференцированное
Некоторые дети могут нуждаться в поэлементном диктанте. В таком случае помогает подсказка: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек».
Занятие длится 10 - 12 минут и может проводиться 1 - 2 раза.
11. Выкладывание мозаики на тему
«Гуси с гусятами»
Продолжаем фиксировать
Используйте коробки с мозаикой. В каждой коробке должны быть по десять элементов желтой и белой, по пять красной, синей и зеленой мозаики.
Показывая детям элементы синей мозаики, поясните, что такого цвета бывает речка. Разместите их в левой части панели сверху вниз. Показывая белую мозаику, поясните, что такого цвета бывает гусь, а желтого – гусенок. Разместив на панели элементы белой и желтой мозаики поочередно, скажите детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого пригласите к своему столу всех детей поочередно и предложите им найти по одному элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их на панели.
Когда все элементы поочередно размещены, прочитайте детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси»:
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: Га-га-га!
Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэлементный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в свободное время.
Занятие проводится один раз продолжительностью 10 - 12 минут.
12. Рисование красками на тему
«Листочки деревьев»
Продолжаем обучать детей
Для занятия нужны листы белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти, розетки для красок.
Занятие в основном проходит так
же, как и предыдущее. Вначале
покажите детям веточку с распустившимис
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни